С какого возраста можно обучаться на права: новые правила 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого возраста можно обучаться на права: новые правила 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чиновники давно предлагают провести реформу, касающуюся получения водительского удостоверения. Новое разделение прав позволило бы снизить нагрузку на экзаменах по вождению и повысить качество подготовки профессиональных водителей в сфере грузоперевозок. Подростки в возрасте 16-18 лет прошли бы оперативную подготовку и получили бы базовые навыки вождения.

Как будут выдавать права с 16 лет?

25-летний либерал Василий Власов выступил с идеей разрешить выдавать права россиянам с 16 лет. По словам депутата, сегодня многие несовершеннолетние граждане с 16 до 18 лет официально работают и хотят жить самостоятельной жизнью. Наличие прав на транспортное средство позволило бы подросткам осуществлять трудовую деятельность на автомобиле.

Народный представитель от ЛДПР уверен, возможность получения водительского удостоверения с 16-летнего возраста станет дополнительным стимулом для юных россиян начать зарабатывать деньги с ранних лет. Чтобы подростки смогли получить права на автомобиль с 16 лет, Власов предложил разрешить автошколам начать обучать подростков при достижении 15,5 лет. За полгода несовершеннолетние обучились бы вождению на легковой машине.

Согласно действующему законодательству, сегодня 16-летний подросток имеет право пройти обучение в автошколе. Однако экзамен в ГИБДД он сможет сдать только при достижении совершеннолетия. До этого времени ему строго запрещено садиться за руль автомобиля.

Если идея депутата от ЛДПР Василия Власова будет одобрена, водительские права планируется разделить на два вида:

  • Профессиональные права;
  • Любительские права.

Что будет, если начать выдавать права 16-летним подросткам?

Некоторые депутаты Государственной думы негативно отнеслись к предложению своего коллеги из ЛДПР. Учитывая высокую смертность на дорогах среди молодого поколения, выдача прав с 16 лет является не лучшей идеей.

Водители с 18 до 26 лет чаще всего погибают на российских дорогах. Смертельные аварии происходят по двум причинам – лихачество и опасное вождение. Если власти начнут выдавать водительство удостоверение с 16 лет, смертность повысится.

Всероссийское общество автомобилистов также негативно отнеслось к идее Василия Власова. Несовершеннолетние не до конца осознают ответственность при вождении автомобиля. Юный возраст станет основной причиной бед на дорогах. Поэтому самостоятельно водить автомобиль данные граждане должны только после достижения 18-летнего возраста.

Есть ли законная возможность ездить за рулем с 16 лет?

Этот вопрос может показаться странным, учитывая все, что уже было выяснено выше. Все вроде бы ясно — при наличии водительского удостоверения М и/или А1 можно (на указанном виде транспорта), в остальных случаях нельзя.

Однако, если под словом «ездить» подразумевается любое нахождения за рулем на дороге, то определенные возможности существуют. Так, автотранспортом категорий B (легковой автомобиль) и C, в т.ч. подкатегории С1, можно управлять с 16 лет, если речь идет об учебной езде (ч.21.4 ПДД РФ).

Очевидно, что прав в этот момент у 16-летнего еще не будет (на указанные категории выдача прав — не ранее 18 лет), но такое управление будет считаться законным.

Напомним, что понятие учебная езда подразумевает наличие специального оборудования в автотранспорте (например, дублирующих педалей), а также обязательного присутствия инструктора, контролирующего действия ученика, специального обозначения такого ТС и прочих параметров, вытекающих из положений Главы 21 ПДД РФ и других профильных нормативно-правовых актов.

Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Читайте также:  Подводные камни отказа от прививки от гриппа

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.

Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.

Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.

Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

  • пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
  • в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
  • в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.

В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.

Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.

Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».

Подождите, а это как-то исправят?

Да. Из-за подобных нестыковок Министерство внутренних дел собирается глобально дополнить федеральный закон о безопасности дорожного движения.

Так, по данным «Российской газеты», поправки позволят садиться за руль до 18 лет при наличии опытного сопровождающего. Кроме того, в ФЗ подробно пропишут, какими компетенциями и стажем должен обладать «водитель-наставник».

Однако эти изменения и все детали должно установить российское правительство. А пока что этот вопрос окончательно не проработан.

Mafin Media внимательно следит за развитием ситуации.

Когда начинают обучение в автошколе

Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.

Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.

Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:

  • В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
  • В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
  • 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.

Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.

Читайте также:  Чем опасна для подростка езда на скутере без прав

Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

Таблица санкций за езду без прав

Нарушения Наказания
При себе отсутствует документ 500 руб. либо предупреждение
Удостоверение не получалось До пятнадцати тысяч рублей
Закончились сроки действия документов До пятнадцати тысяч рублей
Вождение после лишения прав 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения
Аннулирование прав судебными приставами Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав 30 тысяч рублей для владельца авто

Получение ВУ с 16-ти лет

Большинство юных граждан, достигших 16-летнего возраста мечтают сдать экзамен и получить права. Однако, для получения документа, разрешающего управление транспортным средством желаемой категории, необходимо не только успешно пройти все экзаменационные испытания, сдать теорию ПДД и продемонстрировать навыки вождения.

Среди условий получения ВУ существуют также и требования по возрасту. Учитывая изменения, внесенные в положения ФЗ о правилах дорожного движения, в новой редакции были определены новые категории и подкатегории транспортных средств: 10 категорий и 6 подкатегорий. Закон о БДД разрешает юным гражданам, достигшим 16-летнего возраста, получить ВУ и ездить за рулем транспортных средств, попадающих под категорию«M» и подкатегорию «A1».

Как смягчить, или избежать наложения санкций

Существуют несколько вариантов, когда можно изменить меру наказания и смягчить её.

Подростки могут получить документы категории М в возрасте 16 лет, позволяющие на законных основаниях управлять мопедом. Выезжать на автомобиле с таким правами запрещено – 16 лет это возраст, с которого разрешено управление мопедом мотоциклом и никаким другим транспортом.

При выявлении случаев управления автомобилем водителем, у которого имеются права категории М, ему будет назначено наказание, аналогичное управлению ТС без прав.

Есть особые обстоятельства, которые могут быть учтены при определении меры ответственности. Доказав в суде исключительность ситуации, которая вынудила сесть несовершеннолетнего за руль, можно рассчитывать на смягчение или частичную отмену наказания. Угроза жизни и здоровья, являются ситуацией, когда человек не мог действовать по-другому. В большинстве подобных случаев, суд принимает сторону обвиняемого.

Наказание грозит несовершеннолетнему подростку, севшему за руль автомобиля в любом случае. Мера наказания будет зависеть от обстоятельств, подвигнувших его на это деяние.

Пьяного несовершеннолетнего за рулем авто остановленного на дороге сотрудниками ДПС обязательно отправят на медицинское освидетельствование. В случае отказа, водитель будет автоматически признан пьяным. При составлении протокола необходимо внимательно его изучить и не оставлять незаполненные или пустующие поля.

Читайте также:  Техосмотр в 2023 году

Подростку необходимо взять характеристику с места учебы и предоставить их при рассмотрении материалов дела. Если серьезных нарушений в прошлом не было, то административный процесс может завершиться беседой с подростком.

Статья КоАП предусматривает несколько ситуаций, которые могут рассматриваться как смягчающие обстоятельства:

  1. Полное раскаяние и признание вины
  2. Осознание и самостоятельное прекращение действий, которые привели к правонарушению
  3. Оказание всесторонней помощи при рассмотрении материалов дела
  4. Предпринятое действие, позволяющие избежать негативных последствий правонарушения
  5. Принятое решение по возмещение причиненного ущерба
  6. Состояние аффекта при совершении нарушения
  7. Возраст молодого нарушителя

Несовершеннолетний пьяный

Степень ответственности зависит от того, достиг ли субъект 16 лет или нет, имеет он права или нет. Эти факторы влияют и на то, что отвечать за содеянное будет не сам несовершеннолетний, а его родители или опекуны.

И далее самые распространённые варианты ситуаций:

  1. Нарушитель достиг возраста в 16 лет и у него есть права на управление скутером, но за рулем он находился в состоянии опьянения. В таком случае наказание составит также 30 000 руб. Дополнительно у него конфискую права. Срок лишения – до 24 мес.
  2. Нарушитель не достиг возрастного рубежа в 16 лет. Следовательно, он не имеет прав, но находится за управлением ТС в пьяном виде. В первую очередь, такого водителя арестуют на 15 суток. Могут ограничиться денежным взысканием в размере 30 000 руб. Все зависит от ситуации.

Когда возможен отказ?

«Обращаясь за разрешением, нужно понимать, что вердикт не всегда будет положительным, — предупреждает Марина Светлицкая. — Однако отрицательное решение всегда должно иметь под собой веские основания. При этом как разрешение, так и отказ подлежат обжалованию в суде».

Что может служить причиной для отказа:

  • Планируется приобретение недвижимости в недостроенном объекте со всеми вытекающими рисками.
  • Ребенку предполагается выделить долю в ипотечной квартире. Зачастую органы опеки не любят такой вариант, поскольку вплоть до момента полного погашения ипотечного кредита недвижимость полностью принадлежит банку. Если родители окажутся не в состоянии гасить ежемесячные платежи, дети могут остаться без крыши над головой. К тому же финансовые организации неохотно идут на выделение долей на несовершеннолетнего, поскольку такой объект будет сложно пустить с молотка, если взрослые не смогут платить.
  • Нет согласия матери или отца, если они живы, не числятся без вести пропавшими и не были ограничены в родительских правах.
  • Несовершеннолетнему сособственнику выделяют долю по договору дарения, но при этом не кладут на его счет сумму, эквивалентную стоимости проданной доли.
  • У родителей нет участка земли под строительство дома.
  • Продаваемый и покупаемый объекты существенно отличаются по цене.
  • Потенциальная квартира признается непригодной для проживания или значительно хуже нынешнего жилья.
  • Метраж нового помещения меньше учетной нормативной площади.

Кто в ответе за молодых водителей?

Евгений Уфимцев – исполнительный директор РСА считает, что ответственность за ущерб от действий юных водителей должна обсуждаться в рамках закона, а решение на законодательном уровне по снижению возраста вождения все-таки еще не принято.

При этом большинство экспертов, поддерживающие снижение возраста получения прав, ссылаются на зарубежный опыт. В некоторых странах ЕС, а также в США предоставлена возможность гражданам управлять автомобилем с 16 лет. По аналогии с этим правилом, наши эксперты и общественные деятели указывают на факт наступления административной ответственности в России с 16 лет, также как и уголовной.

Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин пояснил, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет отвечают полностью своим имуществом. Если его стоимости не достаточно для покрытия причиненного вреда, то привлекается имущество их родителей, вследствие чего с юридической стороны ограничений не установлено.

Имущественные права несовершеннолетних регламентируются ГК РФ. Там указывается, с какого возраста дети получают возможность частично распоряжаться своим имуществом и совершать с ним сделки. До 14 лет все действия выполняют законные представителями (ст. 28 ГК РФ). После получения паспорта несовершеннолетний получает возможность делать это самостоятельно, предварительно заручившись письменным разрешением родителей (ст.26 ГК РФ). Также ГК защищает интересы детей.

Чтобы действия законных представителей не нарушали прав ребенка, сделки с принадлежащим ему имуществом должны быть одобрены органами опеки (ст. 37 ГК РФ).

Порядок действий при оформлении машины зафиксирован в Приказе МВД «О порядке регистрации автотранспорта». Он остается неизменным, но потребуется предъявить несколько дополнительных документов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...