Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый (арбитражный) управляющий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.
Права и обязанности арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
-
получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
-
созывать собрание кредиторов;
-
обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
-
привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;
-
подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.
Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:
-
проводить анализ финансовой деятельности должника;
-
составлять реестр кредиторов;
-
выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;
-
защищать имущество должника;
-
сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.
Требования к арбитражным управляющим
В Законе «О несостоятельности № определен ряд требований, предъявляемых к арбитражному управляющему. Так, в соответствии со ст. 20 арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который:
- 1) Зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- 2) Имеет высшее образование;
- 3) Имеет стаж руководящей работы не менее двух лет в совокупности;
- 4) Сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
- 5) Прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
- 6) Не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средний тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- 7) Является членом одной из саморегулируемых организаций.
Каждый пункт требований является значимым и обязательным к исполнению.
Виды АУ в банкротстве
Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо. Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:
- временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
- административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
- внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
- конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
- финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц. Во всех делах о банкротстве управляющего называют либо арбитражным либо финансовым, остальные названия относятся к банкротству компаний.
Административная ответственность
Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.
Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.
Общие положения законодательства об арбитражных управляющих
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ) предусматривает проведение банкротных процедур арбитражными управляющими. Основная задача арбитражного управляющего в деле о банкротстве — максимально соблюсти баланс интересов всех кредиторов и должника.
Арбитражный управляющий, исходя из положений закона № 127-ФЗ, должен:
- Обладать гражданством РФ.
- Состоять в саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих — некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих. Сведения о СРО арбитражных управляющих и их составе можно найти на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) или на ресурсе «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве».
Основанием для выполнения арбитражным управляющим своих функций является акт арбитражного суда об утверждении управляющего в соответствующей процедуре. Каждая процедура банкротства имеет свою специфику, поэтому арбитражный управляющий на каждой стадии процесса именуется по-разному.
Так:
- процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий;
- финансового оздоровления — административный;
- внешнее управление проводит внешний управляющий;
- конкурсным производством руководит конкурсный управляющий;
- банкротство физических лиц сопровождает финансовый управляющий.
Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему
Общие требования к управляющему приведены в п. 1 ст. 20 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми такой статус может получить гражданин РФ, входящий в состав одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов определенной деятельности (в данном случае арбитражных управляющих), действующих на профессиональной основе.
Чтобы стать членом СРО, гражданин должен отвечать параметрам, установленным п. 2 ст. 20 закона 127-ФЗ:
- наличие высшего профессионального образования;
- наличие стажа работы на должности руководителя на протяжении не менее 1 года, а также стажа трудовой деятельности в качестве помощника арбитражного управляющего продолжительностью не менее 2 лет;
- наличие теоретических знаний по программе обучения арбитражных управляющих, подтвержденное прохождением соответствующего тестирования;
- отсутствие ограничений на работу на определенных должностях или на исполнение определенных обязанностей, наложенных по причине совершения преступления, а также отсутствие наказаний, выраженных в виде дисквалификации за нарушения административного законодательства;
- отсутствие судимостей за умышленные нарушения законодательства;
- отсутствие факта лишения лица, подающего заявление на вступление в СРО, членства в этой же или другой аналогичной организации по причине нарушения законодательства или федеральных и иных стандартов в течение трех лет до момента подачи такого документа.
Кто такой арбитражный управляющий?
Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Арбитражный управляющий — это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.
Таким посредником может стать не любой человек — он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:
-
иметь высшее образование;
-
не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;
-
сдать профессиональный экзамен;
-
быть стороной договора обязательного страхования ответственности;
-
не иметь наказаний: дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;
-
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
-
отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.
Порядок назначения арбитражного управляющего
К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.
В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.
Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.
Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.
На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.
Арбитражный управляющий — это
Арбитражный управляющий — это главное лицо в рассмотрении дел о банкротстве. Именно действиями арбитражного управляющего обеспечивается юридическое и организационное исполнение процедур Закона О банкротстве, и часто, количество долгов, которые сможет получить кредитор.
Арбитражных управляющих классифицируют в зависимости от их функций на четыре вида. Данная классификация приведена в 127-ФЗ «О банкротстве». Перечислим их.
- Тип 1. Временный управляющий — лицо назначается с целью наблюдения и проведения мероприятий по сохранению имущества должника и других обязанностей;
- Тип 2. Административный управляющий — осуществляет экономическое оздоровление организации;
- Тип 3. Внешний управляющий — осуществляет внешний менеджмент;
- Тип 4. Конкурсный управляющий — занимается конкурсным производством.
Порядок назначения арбитражного управляющего при банкротсве
В деле о банкротстве арбитражный управляющий назначается решением суда. Происходит это в следующей последовательности.
- После того, как судебный орган принял заявление должника, в котором указана кандидатура специалиста, либо протокол собрания кредиторов, с указанием такого кандидата, СРО этих управляющих должны предоставить сведения о соответствии своих членов требованиям законодательства.
- Если же, заявитель не указал конкретного специалиста, или собрание выбрало только СРО, то саморегулируемая организация должна представить суду кандидатуру специалиста, который выразил согласие на участие в данном деле.
- Саморегулируемая организация не может предоставить специалиста без допуска к гостайне, установленной формы, если такой допуск требуется для участия в производстве.
- Вышеуказанная форма допуска должна быть представлена должником либо уполномоченным органом исполнительной власти в организацию и суд в установленные законом сроки.
- Решение о предоставлении кандидатуры для участия в деле принимается коллегиально. А к процедуре выбора управляющего должны быть допущены все желающие наблюдатели.
- Информацию о соответствия кандидата делу о банкротстве должна быть направлена суду и заявителю в течении 9 дней с получения определения. Либо направить кандидатуру, а также сведения о наличии у него допуска (в случае такой необходимости). Всю ответственность за достоверность информации несет организация.
- Заявитель имеет право подать ходатайство о замене выбранного управляющего, но до того как запрос будет направлен в СРО.
- В случае если информация о кандидате соответствует требованиям закона и собрания кредиторов, а также правилам саморегулируемой организации, то арбитражный управляющий назначается арбитражным судом.
- В назначении специалиста может быть отказано, если из информации СРО будет следовать, что управляющий не соответствует требованиям закона, или не отвечает критериям добросовестности, компетентности и независимости для участия в данном деле.
- Если же суд все равно утверждает такого кандидата, то его обязывают заключить дополнительный договор по страхованию своих действий. Данный документ должен быть предъявлен не позднее десяти дней с момента назначения. А страховая сумма по нему устанавливается в размере не меньшем компенсационного фонда.
- При отстранении или освобождении действующего управляющего, при отсутствии кандидатов со стороны собрания в течении 10 дней, СРО вправе предложить новую кандидатуру.
- Если действующий управляющий подал ходатайство об отстранении от должности, его организация должна направить нового специалиста, если такие имеются, и если они выразили на это свое согласие.
- В случае, если в течении двух недель после определения о признании банкротства должника, не было представлено сведений о соответствии или кандидатуры управляющего, суд откладывает дело (назначение арбитражного) на тридцать дней. Теперь заявитель и другие участники процесса вправе подать ходатайство о выборе из членов другой СРО.
- Судебный орган рассматривает ходатайства о назначении арбитражного управляющего других лиц, если в указные сроки ходатайства от заявителя не последовало или его СРО не предоставила информацию о соответствии или кандидата.
- Если предложений от иных лиц последовало несколько, то выбирается первое в порядке поступления.
- При отсутствии кандидатуры в течении 3 месяцев с момент когда специалист должен быть утвержден, производство по делу прекращается.
Как мы видим при наиболее благоприятном исходе событий арбитражный управляющий назначает спустя уже десять дней с принятия судом заявления и признание его несостоятельности или с момента получения протокола от собрания кредиторов. Но так бывает далеко не всегда. А потому юристы из команды сопровождения стараются позаботиться о выборе управляющего заранее, особенно в делах о признании несостоятельности физических лиц. Часто эти юридические фирмы имеют управляющего и в своем штате.
Комментарии к ст. 223 АПК РФ
1. К федеральным законам, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, относятся следующие Законы: от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» , от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
———————————
Утратил силу с 1 июля 2009 г., но применяется к процедурам, возбужденным до указанной даты.
Необходимо отметить, что текст последнего Закона за семь лет претерпевал изменения и дополнения 23 раза, далеко не все они носили косметический характер. Федеральные законы от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ внесли существенные по своей сути и значительные по объему изменения и дополнения, что потребовало коренного пересмотра правоприменительной практики. Существует распространенное и весьма справедливое мнение о том, что интенсивное обновление законодательства значительно осложняет его применение, одним из основных условий определенности и единообразия которого является его устойчивость.
В ч. 1 ст. 223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорится о системной связи в применении Кодекса и Закона о несостоятельности, при этом обращается внимание на специальный характер закона, что в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali позволяет на практике правильно и непротиворечиво применять оба нормативных правовых акта.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу закона относятся к специальной подведомственности арбитражных судов (ст. 33 АПК). Они рассматриваются арбитражными судами независимо от того, кто инициирует это производство, гражданин или юридическое лицо, а также в отношении кого оно инициируется, юридического лица или гражданина. Без судебного порядка невозможно применение (введение, открытие) ни одной из предусмотренных Законом о банкротстве процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство). Порядок судопроизводства в арбитражных судах, по сути, является основной формой существования и действия норм о банкротстве. Банкротство с юридической точки зрения вне судебного процесса нелегитимно.
Нельзя признать специфическим процессуальным лишь порядок рассмотрения и разрешения дела до признания должника банкротом, а конкурсное производство относить к особому виду исполнительного производства. Действующее законодательство определяет конкурсное производство как процедуру банкротства, которая, как и все другие процедуры банкротства, является судебной. Введение (открытие), продление и завершение каждой процедуры в деле о банкротстве определяются судом и оформляются соответствующим судебным актом. Законом о банкротстве расширены специальные основания прекращения производства по делу о банкротстве, которые подтверждают специфику организации этого вида судопроизводства. Производство по делу о банкротстве, в частности, подлежит прекращению в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе в ходе конкурсного производства (абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона).
Публично-правовая составляющая процедур несостоятельности связана с тем, что состояние банкротства предполагает невозможность исполнения должником всех имеющихся обязательств, нарушение принципа надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем государство в лице арбитражного суда осуществляет предварительный и последующий контроль за проведением процедур несостоятельности, исполнением лицами, участвующими в деле о несостоятельности, предусмотренных законом обязанностей и реализацией предоставленных прав, которые, в свою очередь, служат достижению основной цели проведения процедур в деле о несостоятельности, а именно соразмерному удовлетворению требований всех кредиторов в очередности, порядке и объеме, предусмотренном законом.
Для реализации мер по защите прав в деле о банкротстве предусмотрены юрисдикционные и неюрисдикционные их формы. Юрисдикционная форма конкурса представляет собой процессуальное производство и охватывает разрешение тех юридических противоречий, которые нельзя обойти без обращения к судебной власти, а также властных полномочий иного компетентного органа. При этом каждый вид юрисдикционной формы характеризуется самостоятельными средствами защиты (заявление, жалоба, ходатайство, иск), что, в свою очередь, влечет применение специфических способов защиты и построение особой процедуры.
В деле о банкротстве необходимо установление фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также для иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление и восстановление платежеспособности должника. Это связано с решением специфических финансово-экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм АПК не представляется возможной.
Специфический характер судопроизводства по делу о банкротстве, отличающий его от иных видов производства, выражается в следующем.
Если причиной обращения в арбитражный суд с целью инициирования искового производства является желание защитить (восстановить) оспоренные или нарушенные субъективные права, то возбуждение производства по делу о банкротстве направлено на защиту охраняемого законом интереса кредитора. При этом реализации восстановленного или признанного судом права может препятствовать множество кредиторов.
При наличии нескольких кредиторов должника, имущественные интересы которых, как правило, не совпадают и противоречат друг другу, возникает необходимость применения цивилизованных правовых механизмов, позволяющих максимально соблюсти интересы всех кредиторов в целом и каждого в отдельности.
Обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом связано с необходимостью соблюдения прежде всего законных имущественных интересов самого должника. Последний не в состоянии удовлетворить требования всех своих кредиторов по причине недостаточности имущества. Должник заинтересован в применении предусмотренных законом процедур банкротства, которые позволяют временно приостановить исполнение по имеющимся обязательствам.
Материально-правовая природа дел о банкротстве обусловливает специфические задачи судопроизводства: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, определение размера и состава требований всех кредиторов, применение реабилитационных процедур (финансовое оздоровление, внешнее управление) при наличии к тому оснований, справедливое соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов в специфических условиях ликвидации (имеется в виду конкурсное производство). Установление наличия или отсутствия юридических фактов в ходе рассмотрения дела о банкротстве (в том числе факта несостоятельности) необходимо для формирования у суда вывода по поводу обоснованности заявленных материально-правовых требований.
Для дел о банкротстве не характерен такой признак, присущий исковой форме защиты нарушенного права, как наличие двух сторон с противоположными интересами. По смыслу ст. 34 Закона о банкротстве должник и кредиторы не являются сторонами. Сторонами называют лиц, спор между которыми должен разрешить суд. В процедурах несостоятельности, особенно после признания должника банкротом, между кредитором и арбитражным управляющим, представляющим должника, отсутствует спор как таковой, а судебная форма выявления, например, размера требований очередного конкурсного кредитора, существует для обеспечения единого и подконтрольного арбитражному суду порядка достижения конечных целей процедур несостоятельности.
Прохождение стажировки
Процесс стажировки контролируют саморегулируемые организации. Основные правила:
- Возможность прохождения обучения появляется у человека после выполнения им первых четырех пунктов требований, предъявляемых к будущему управляющему.
- Стажировка проводится на безвозмездной основе.
- Стажировку проводят два человека: арбитражный управляющий и руководитель стажировки.
- Руководитель стажировки — член саморегулируемой организации с опытом работы более трех лет, проводящий как минимум дважды процедуру банкротства не по упрощенной схеме, не имеющий привлечения к ответственности (административной, уголовной) в период проведения банкротства граждан.
- Ответственность помощника перед любой стороной во время банкротства не предусмотрена.
- По окончании стажировки составляется отчет, подписываемые руководителем стажировки и руководителем СРО.
- Нарушение правил стажировки является стопроцентным основанием для досрочного прекращения стажировки помощника управляющего. Если человек не согласен с отчислением, он вправе обратиться в орган исполнительной власти с жалобой на СРО.
Какие функции выполняет арбитражный управляющий?
При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.
В каком бы качестве не выступал специалист, он:
- осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
- добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
- работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
- следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.
АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:
- наличие российского гражданства;
- членство в СРО;
- отсутствие судимости;
- наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
- прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
- наличие страховки профессиональной ответственности.
Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.
В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.
Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.
2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.
3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.
Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.
4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.
Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.
Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.
5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.
6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.
7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.
Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.
«Неформальные» нарушения
- утрата, повреждение имущества, составляющего конкурсную массу, порча имущества (п. 2 ст. 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- нарушение порядка проведения торгов, создание препятствий потенциальным покупателям и т.д. (п.9 ст. 110 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- информирование кредиторов о ходе процедуры банкротства, порядок и периодичность проведения собрания кредиторов (п.1 ст. 143 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- необоснованный расход денег из конкурсной массы – на привлечение оценщиков, когда это не требуется, на публикацию сведений, опубликование которых не требуется, расходы без целевого назначения и т.д. (п.1 ст. 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- непринятие мер по поиску имущества должника, не оспаривание сделок и т.д.,
- неисполнение иных обязанностей управляющего, установленного ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Условия, необходимые для получения статуса арбитражного управляющего
Членство в СРО является обязательным условием осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Необходимые для вступления в СРО требования зафиксированы в ст. 20 закона № 127-ФЗ. В соответствии с ней субъект должен иметь:
- высшее образование;
- опыт руководящей работы не меньше 1 года;
- опыт работы помощником управляющего не меньше 2 лет;
- договор обязательного страхования ответственности (минимальный размер страховой суммы — 10 млн руб.).
Претендент обязан пройти курс подготовки специалистов данного профиля и сдать экзамен. Подготовка арбитражных управляющих осуществляется по единой программе, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517.
Одним из условий членства в СРО является оплата установленных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд (ч. 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ).
При этом членом СРО не сможет стать субъект:
- подвергшийся дисквалификации за административное правонарушение или преступление;
- имеющий непогашенную судимость за умышленное деяние.
Не сможет претендовать на членство в СРО также тот, кто был исключен из СРО арбитражных управляющих по причине нарушения нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований на протяжении 3 лет до момента подачи заявления на членство (ч. 2 ст. 20 закона № 127-ФЗ).
В качестве условий членства, наряду с вышеназванными, СРО вправе устанавливать дополнительные требования к претендентам (п. 4 ст. 20 закона № 127-ФЗ). Особые требования вправе заявлять и те лица, которые подали заявление о банкротстве (например, наличие юридического образования и т. п., см. п. 3 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).
Утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
6.8.1. В заявлении должника и кредитора о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, должник при подаче заявления о признании гражданина банкротом не наделены правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего. Заявление, в котором указана конкретная кандидатура финансового управляющего и не указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, подлежит оставлению без движения. Если в заявлении одновременно указаны кандидатура финансового управляющего, а также наименование и адрес саморегулируемой организации, суд принимает заявление к производству и запрашивает у данной саморегулируемой организации кандидатуру финансового управляющего для утверждения в деле о банкротстве должника, не смотря на указание кандидатуры финансового управляющего в заявлении.
6.8.2. После принятия судом заявления должника или кредитора о банкротстве суд направляет в указанное СРО запрос о представлении подходящей кандидатуры арбитражного управляющего на текущую процедуру банкротства и определение суда о принятии заявления о признании должника банкротом.
6.8.3. При получении запроса — заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, либо сообщает что среди ее членов нет подходящих кандидатур, если никто из арбитражных управляющих не изъявит желания!
6.8.4. С целью выявления желающих СРО размещает на своем сайте объявление о запросе суда с указанием данных должника, предполагающего банкротство. Арбитражные управляющие из членов этого СРО, желающие банкротить этого должника – направляют в СРО письма с согласием на процедуру.