Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание и проверка учета резервов по сомнительным долгам в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, ему нужно соблюсти массу требований, чтобы расходы в виде отчислений в резерв правомерно уменьшили налогооблагаемую прибыль. Во-первых, далеко не все долги считаются сомнительными. Во-вторых, контролеры требуют проводить инвентаризацию и рассчитывать суммы резерва в каждом отчетном периоде (для компаний, ежемесячно уплачивающих авансовые платежи, это будет весьма трудоемким занятием), хотя арбитры не находят ничего противозаконного в осуществлении данных действий лишь раз в год — по состоянию на 31 декабря. В-третьих, создание резерва не отменяет обязанности правильно определять период признания долга в качестве безнадежного, ведь резерв используется именно для списания таких долгов.
Создание резерва в налоговом учете
Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
-
на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
-
при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
-
по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
Что еще изменилось в порядке использования резерва по сомнительным долгам?
С 2017 года, во–первых, более четко прослеживается правило об использовании резерва в течение всего налогового периода, во–вторых, уточнен порядок переноса резерва на следующий отчетный (налоговый) период.
На последнее число отчетного (налогового) периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности. Исчисляется новая сумма резерва, которая корректируется исходя из ограничения в 10% от размера выручки. Неиспользованный остаток резерва определяется как разница между суммой резерва на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших за истекший период.
Из суммы нового размера резерва вычитается остаток резерва. В том случае, если разница —положительная, она включается во внереализационные расходы текущего периода. Если разница — отрицательная, то есть остаток резерва содержит уже излишние суммы, то они включаются в состав внереализационных доходов текущего периода.
При принятии налогоплательщиком решения не создавать резерв на следующий налоговый период, весь остаток резерва включается во внереализационные доходы (пункт 7 статьи 250 НК РФ).
Когда долг становится безнадежным?
Когда вероятность его получения фактически невозможна. Безнадежный долг еще называется долгом, нереальным к взысканию (пункт 2 статьи 266 НК РФ).
Это долг, по которому истек установленный срок исковой давности или долг, по которому в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено:
- в случае невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);
- на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ);
- по причине ликвидации организации (статья 419 ГК РФ).
Безнадежной может признаваться и дебиторская задолженность иностранной организации, например, вследствие ее ликвидации, подтвержденной актом государственного органа иностранного государства (письмо ФНС России от 21.04.2017 № ЕД-4-15/7631).
Кроме того, в соответствии с НК РФ безнадежным признается долг, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом — исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
- Обратим внимание, что наличие постановления судебного пристава не позволяет по указанному основанию списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена (письмо Минфина России от 08.12.2017 № 03-03-06/2/81921).
- Любая задолженность может стать безнадежной, в том числе и та, которая не учитывается в составе сомнительных долгов.
Пример расчета предельной величины резерва
На балансе ООО «ВЕГА» числится дебиторка в сумме 1200 тыс. руб.
На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности равен 50 дней. Выручка от реализации ООО «ВЕГА» за 2016 год равна 20 000 тыс .руб.
По итогам 2016 компания сформировала резерв по сомнительным долгам, размером 600 тыс.руб.
Лимит резерва равен 10% от 20 000 тыс. руб., то есть 2 000 тыс. руб.
Таким образом, величина резерва лимит не превышает.
На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.
За 1 кв. 2017 выручка ООО «ВЕГА» составляет 5 000 тыс. руб. В резерв включена сумма 1 200 тыс. руб. (в 100%размере).
Предельная величина определяется путем сравнения двух сумм: 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. За лимит принимаем большее значение, равное 2 000 тыс. руб., а значит сумма резерва за 1 кв. не превышает лимит и равна 1 200 тыс. руб.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:
Способ создания резерва по сомнительным долгам | Что собой представляет способ |
Интервальный | При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки |
Экспертный | Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена |
Статистический | Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду |
Основной документ, который необходим для расчета суммы резерва по сомнительным долгам, — это акт инвентаризации дебиторской задолженности. В ст. 266 НК РФ сказано следующее:
- суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3);
- сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4).
Получается, что инвентаризация должна быть проведена по состоянию на последнее число каждого отчетного периода внутри календарного года (ежемесячно либо ежеквартально) и на 31 декабря (на последнее число налогового периода). Кстати, при списании безнадежных долгов такое требование не выдвигается. Достаточно годовой инвентаризации, чтобы списать долг в правильно определенном налоговом периоде (суммы безнадежных долгов уменьшают налоговую базу, поэтому налоговики не возражают против их признания в конце года, таким образом, суммы авансовых платежей не будут занижены). В Письме УФНС России по г. Москве от 22.03.2006 N 20-12/22197 также указано: если для организации, применяющей метод начисления, отчетным периодом являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания налогового периода (года), то суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Очевидно, что расчет резерва — весьма трудоемкое занятие, поэтому желание выполнять его как можно реже вполне понятно. Арбитражная практика показывает, что такая возможность у налогоплательщика есть. Так, в деле N А19-9550/11 налоговый орган поставил под сомнение правильность действий организации по формированию резерва. Дело в том, что отчисления в резерв не включались в состав расходов в I квартале и первом полугодии 2007 г., а были произведены по итогам девяти месяцев и года. Арбитры всех трех инстанций поддержали налогоплательщика, признав, что его действия повлекли только более позднее включение в состав расходов сумм отчислений на формирование резерва, завышение налогооблагаемой базы за I квартал и полугодие 2007 г., а также завышение сумм авансовых платежей по налогу на прибыль. Суды отметили, что сумма резерва по итогам девяти месяцев не превышает суммы резерва, сформированного за год, а сумма сформированного по итогам года резерва по сомнительным долгам не превышает установленных ст. 266 НК РФ пределов. В этом случае с целью корректировки расходов (об этом речь пойдет ниже) по созданию резерва (на 31.12.2007) за остаток неиспользованного резерва принимается остаток предыдущего налогового периода (на 31.12.2006). Формирование резерва по данной методике соответствует ст. 266 НК РФ (см. Постановление ФАС ВСО от 10.02.2012 по делу N А19-9550/11).
Инвентаризация проводится и оформляется по правилам бухгалтерского учета. Однако следует учитывать, что в унифицированной форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» недостаточно данных для формирования резерва по сомнительным долгам. В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва исчисляется следующим образом:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивается сумма создаваемого резерва.
Как выявляется сомнительная задолженность
Организации имеют право самостоятельно формировать критерии для определения сомнительной задолженности.
Как правило, сомнительной задолженностью считается долг, в неполучении которого имеется некоторая доля уверенности.
Например, организация «А» заняла у «Б» 10 млн руб. Наступил кризис, поменялся рынок, и дела у организации «Б» стали очень неблагоприятными. Появились задержки по выплате займа. Руководство «А» видит тенденцию и создаёт резерв по сомнительному долгу.
В крупных компаниях сомнительные долги выявляются в ходе инвентаризации уже по факту просрочки.
Например, было выявлено, что организация «В» в отчётном периоде не выполнила свои обязательства перед «Г». Дата просрочки составляет уже полтора месяца. Тогда бухгалтерия создаёт резерв по сомнительной задолженности в размере полной суммы долга.
Проводки в бухгалтерском учёте
Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).
Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.
Операция | Проводка |
---|---|
Создан резерв по сомнительным долгам | Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам» |
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) | Дт 63, Кт 91 |
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода | Дт 63, Кт 91 |
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства отложенный налоговый актив |
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства» Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам» |
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва | 2-2 |
Восстановление резерва
Восстанавливают резерв по сомнительным долгам, когда:
- долг начинает постепенно погашаться;
- долг полностью погашается;
- права на долг были переданы третьему лицу, которое платежеспособно.
В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:
Срок |
Размер |
---|---|
Свыше 90 дней |
Полная сумма |
От 45 до 90 дней |
50% |
До 45 дней |
Не увеличивает сумму РСД |
В отношении какой задолженности может формироваться резерв
Как было указано выше, согласно положениям ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть сформирован в отношении задолженности, возникшей перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (а также в отношении невыплаченных процентов – для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций).
При принятии решения о формировании резерва, налогоплательщикам нужно четко представлять, подпадает ли их задолженность под определение сомнительного долга (т.е. возникла ли эта задолженность в связи с реализацией товаров (работ, услуг)). В некоторых случаях ответ на данный вопрос не является типичным. Рассмотрим далее некоторые спорные ситуации в части формирования резерва в отношении того или иного вида задолженности.
Правовые и законодательные акты, которыми можно руководствоваться
- Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
- Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
- ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
- ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
- ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
- Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
- Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
- Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
- Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.
Начисление резерва по сомнительным долгам
Резерв – категория оценочная, все операции по его образованию и движению закрепляются в числе прочих доходов/расходов. Способы организации резерва разнятся. Практикуют его формирование интервальным, экспертным либо статистическим способами.
При интервальном методе размер зарезервированных сумм исчисляется (корректируется) ежемесячно/ежеквартально в процентах от размера долга. Установленный процент зависит и от длительности просрочки. Экспертным подходом сумма резерва определяется на основе обоснованного мнения эксперта фирмы. Применяя статистический метод, компания берет за основу опыт нескольких предыдущих лет, рассчитывая долю неоплаченных долгов в общей массе задолженности. Выбранный способ расчета и его критерии закрепляют в УП.
Комментарий к ст. 266 НК РФ
Минфин России в письме от 25.03.2011 N 03-03-06/2/53 указал, что по задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, банк может сформировать резерв по сомнительным долгам.
При этом формирование резерва по сомнительным долгам в отношении основного долга по облигациям положениями статьи 266 НК РФ не установлено.
Внимание!
В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что нет необходимости отражать в учетной политике организации формирование резерва по сомнительным долгам.
Суть дела.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации, в том числе по налогу на прибыль, результаты которой оформил актом. Проверяющие установили, в частности, что организация, в нарушение пункта 4 статьи 266 НК РФ, не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам.
Позиция суда.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
В подпункте 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ указано, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
В силу пункта 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Из положений приведенных норм следует, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 НК РФ).
Организацией по головному предприятию сформирован резерв по сомнительным долгам. Сумма не использована. Материалами дела также подтверждается, что организацией проведена инвентаризация на последний день отчетного периода. Результаты инвентаризации являются основанием для формирования суммы резерва по сомнительным долгам.
Нужны еще расходы? Создайте резервы
- Никогда не стоит думать,
- Как налоги сократить —
- Все равно придет проверка
- И начислит что-нибудь!
- Так зачем же тратить силы,
- Время попусту терять?
- Заплатите сколько вышло,
- Даже если денег нет:
- И тогда ваш босс за это
- Вас медалью наградит.
- Вредные советы для бухгалтера
Итак, налог на прибыль рассчитан, сумма
к уплате получилась большая, хотя дела в компании идут не настолько хорошо. Прежде
чем отправлять декларацию по налогу на прибыль, ответим на вопрос:
а нельзя ли еще подумать и учесть еще
какие-то расходы?
Да, можно! Самое время вспомнить про резервы.
Примечание: учесть резервы в расходах по налогу
на прибыль могут только организации, применяющие
метод начисления (общий режим налогообложения).
Что такое резервы и в
чем налоговая выгода
Резервы – это суммы предстоящих затрат, которые отражаются в составе
расходов равномерно
. В дальнейшем расходы, на которые был создан резерв,
списываются за счет этого резерва.
Например, ежегодно работнику положен отпуск 28 календарных дней. Работник может пойти в отпуск через год и
только тогда компания понесет расходы на оплату отпуска, но
создать резерв на эти расходы можно заранее.
- Ежемесячно можно отнести в резерв сумму
оплаты за
2,33 дня (28 дней / 12
месяцев)
плюс страховые взносы с этой суммы. - Если сотрудник несколько лет не был в
отпуске, сумма может накопиться значительная: создавая резерв, мы равномерно
учитываем ее в расходах, и,
если в Налоговом Кодексе предусмотрено
создание такого вида резерва, то уменьшаем сумму налога на прибыль
. - Резервы в бухгалтерском
и налоговом учете
резервы | налоговые | бухгалтерские |
Цель |
|
обеспечить достоверность отчетности |
Право или обязанность? | право | Обязанность
(некоторые |
Бухгалтерские и налоговые резервы регулируются
разными нормативными актами, поэтому не все резервы, которые создаются в
бухгалтерском учете, можно принять в расходы для целей налога на прибыль.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.
Все вопросы в отношении резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).
Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).
Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. здесь.
Из этого определения есть несколько исключений:
- Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
- Не признается сомнительным долг, возникший:
- у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
- у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.