Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дефицит российского бюджета продолжает расти: сохранится ли стабильность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.
Разработка и исполнение государственного бюджета Москвы и Московской области
Московский бюджет имеет 5 этапов разработки и исполнения:
- Разработка проекта – прогноз соц.-эконом. развития, основные параметры, формируются бюджетная и налоговая политики на фин. год и отчётный период, как покрывать дефицит, распределение бюджета, долговая политика.
- Рассмотрение и утверждение проекта – 3 чтения в горДуме, утверждается после согласования, подписывается мэром.
- Исполнение бюджета – по доходам/расходам, источникам гашения бюджетного дефицита. В основе – подведомственность расходов + единство кассы.
- Отчёт об исполнении – подготовка (включая проверку финконтролем) и утверждение.
- Финконтроль.
В общем процедура в области схожа с городской.
Нефть и государственный бюджет
Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.
Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
Данные об основных характеристиках государственного бюджета на 2019 год и на плановые периоды (2020 и 2021 гг.) описаны в статье 1 ФЗ №459 (от 29.11.2018).
Полный текст Закона
Информация, указанная в пункте 1 упомянутой статьи и все характеристики бюджета 2019 основываются на прогнозе показателя валового внутреннего продукта. Его расчетная величина – 105 820,00 миллиардов рублей или 1611,88 миллиарда долларов США при уровне инфляции до 4,3%.
Часть 1 описывает общий объем поступлений федерального бюджета – 19,969 триллиона рублей или 304,179 миллиарда долларов США. В эту сумму входят доходы от нефтегазовой отрасли – 3,369 триллиона рублей или 51,32 миллиарда долларов США.
Во второй части разъясняются общие расходы федерального бюджета. Их уровень – 18,037 триллиона рублей или 274,749 миллиарда долларов США.
Третья часть регламентирует максимальный уровень государственного внутреннего долга РФ. На 1 января 2020 года долг не должен превышать 11,613 триллиона рублей или 176,889 миллиарда долларов США.
Часть 4 предусматривае максимальный размер внешнего долга РФ. На 1 января 2020 года эта сумма не должна выходить за рамки 64,6 миллиарда долларов США.
Часть 5 излагает информацию по профициту федерального бюджета. Он составляет 1,932 триллиона рублей или 29,43 миллиарда долларов США.
Правительство РФ запланировало бюджеты на срок с 2019 по 2021 годы, как проекты развития экономики. Объем инвестирования в развитие стратегических целей государства составляет около 10% от всех расходов РФ. Финансовые аналитики называют основные нововведения федерального бюджета 2019:
- получение дополнительных ассигнований за счет увеличения НДС до 20%;
- подготовка доходных статей к увеличению пенсионного возраста;
- перевод принципов бюджетного финансирования с консервативной схемы на адресные переводы денег в федеральные проекты национального значения.
В 2019 году 16,3% Федерального бюджета закрыто для общего доступа. Власти постепенно раскрывают данные секретных направлений и ежегодно публикуют так называемый бюджет для граждан.
В нем расписана вся информация о федеральном и местных бюджетах на доступном для непрофессионалов языке. Большая часть, на уровне 65% из засекреченного списка, приходится на оборонный комплекс.
Закрытая часть бюджета в 2020-2021 годах увеличится и составит 18,2% и 20,6% соответственно.
На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:
Наименование | Сумма, тыс. рублей | % |
Министерство финансов Российской Федерации | 5858554127,00 | 32,4803 |
Министерство обороны Российской Федерации | 1776080136,40 | 9,8467 |
Министерство внутренних, дел Российской Федерации | 970172896,90 | 5,3787 |
Федеральное дорожное агентство | 608290196,40 | 3,3724 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 519692839,60 | 2,8812 |
Новый бюджет: экология, госдолг и безопасность
Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.
Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.
Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.
О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.
И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.
Относительно цифр и расходов по отношению к уровню прошлого года, то показатели в 2022 году превышают те, которые действовали ранее.
Если представить бюджет России на 2022 год в долларах, то на сегодняшний день он составляет 322 миллиарда американских долларов. И это, кстати говоря, в 18 раз меньше, чем все бюджеты расходов в США, которые запланированы на 2022 год.
Доход государственного бюджета России формируется разными принципами. Сюда поступают налоговые отчисления, всевозможные выплаты от населения, но, как было и раньше, треть доходов сюда перечисли от нефтегазовый отрасли. Власти старались изменить сложившуюся ситуацию, особенно когда стало понятно, насколько зависим государственный бюджета России от нефти и газа, что можно было наблюдать в 2014-м году. Однако пока отвязать эту зависимость не получается.
Алексей Кудрин говорит о том, что нефтегазовая отрасль живёт уже более 60 лет. Но она не может жить вечно. Осталось несколько десятков лет для того, чтобы отказаться от неё в качестве основного получения доходов бюджета. Переход должен быть плавным, но откладывать его всегда на потом не получится.
Ранее Антон Силуанов делал заявления по поводу того, что сальдо бюджета будет отрицательным, и продолжится это до 2023 года. Считается, что дефицит бюджета России на 2022 год всё-таки будет, по некоторым статьям расходов точно нужно будет измениться, придётся перекидывать показатели, чтоб стимулировать рост экономики. Но это является базой для того, чтобы повысить доход бюджета.
Кстати говоря, во время кризиса экономики, включается определённая функция бюджетной политики. Национальные расходы возрастают, но в тоже время Россия не забывает про оборонную промышленность. И, кстати говоря, даже во время пандемии правительство одобрило государственную программу, направленную на оптимизацию системы вооружений.
Ранее планировалось ужесточить бюджетную политику, но пока планы перенесены на 2023 год. Дело в том, что трудностей довольно много. Пандемия продолжается, санкции есть и экономика страдает. С этим нужно сначала что-то делать, потом проводить политику ужесточения, потому что стресс для федерального бюджета сегодня является не самым лучшим выходом.
Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
Дефицит консолидированного бюджета России за 2020 год составил 4,29 трлн рублей, свидетельствуют данные Федерального казначейства.
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Региональные бюджеты в 2020 г. исполнены с дефицитом в 677 млрд. руб.
Власти сделали заявление, что в 2022-м году доходы бюджета Российской Федерации составят 25 миллиардов рублей. Плановые расходы на этот же период ожидаются в районе 23, 5 миллиардов рублей. Таким образом профицит составляет довольно неплохую сумму. Во всяком случае, именно такие данные приводятся информационными агентствами, которые ссылаются на официальные документы правительства.
Кстати говоря, при формировании бюджета на 2022 год, учитывается также плановый период с 2023-го по 2024 года, потому что подписывать документы исключительно на 12 месяцев невозможно, необходимо немного планировать все наперёд. И Кабинет министров вполне оправдано ожидает также бюджетный профицит на дальнейший период, хотя в 2023-м году профицит будет совсем минимальным, потому что разница между доходами и расходами составит всего лишь 500 миллиардов рублей.
Также власти призвали предварительные расчёты и подсчитали доход от внебюджетных фондов, и это тоже учитывает тот момент, что принят бюджет России на 2022 год. Сюда относится Пенсионный фонд, у которого на 2022 год доход ожидается на уровне 10 032,5 млрд рублей, а расход 10 154,85 млрд рублей.
О чем это говорит? О том, что у Пенсионного фонда не хватает средств на выполнение всех своих обязательств, и властям придётся решать эту проблему, но это уже наводит на мысль о том, что вряд ли стоит ожидать серьезного роста пенсионных выплат на протяжении года.
И примерно такая же ситуация происходит с фондом медицинского страхования, потому что расход у него на несколько миллиардов рублей будет больше, чем доход. И только у фонда медицинского страхования ситуация выглядит несколько иначе, потому что по предварительным данным доходы составляют 988 миллиардов, а расходы 944 миллиарда.
Бюджет россии на 2021 год в долларах общая сумма
Правительство РФ запланировало бюджеты на срок с 2019 по 2021 годы, как проекты развития экономики. Объем инвестирования в развитие стратегических целей государства составляет около 10% от всех расходов РФ. Финансовые аналитики называют основные нововведения федерального бюджета 2019:
- получение дополнительных ассигнований за счет увеличения НДС до 20%;
- подготовка доходных статей к увеличению пенсионного возраста;
- перевод принципов бюджетного финансирования с консервативной схемы на адресные переводы денег в федеральные проекты национального значения.
В 2019 году 16,3% Федерального бюджета закрыто для общего доступа. Власти постепенно раскрывают данные секретных направлений и ежегодно публикуют так называемый бюджет для граждан.
В нем расписана вся информация о федеральном и местных бюджетах на доступном для непрофессионалов языке. Большая часть, на уровне 65% из засекреченного списка, приходится на оборонный комплекс.
Закрытая часть бюджета в 2020-2021 годах увеличится и составит 18,2% и 20,6% соответственно.
На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:
Наименование | Сумма, тыс. рублей | % |
Министерство финансов Российской Федерации | 5858554127,00 | 32,4803 |
Министерство обороны Российской Федерации | 1776080136,40 | 9,8467 |
Министерство внутренних, дел Российской Федерации | 970172896,90 | 5,3787 |
Федеральное дорожное агентство | 608290196,40 | 3,3724 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 519692839,60 | 2,8812 |
Параметры оборонных бюджетов России, Китая, США и НАТО
Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.
Скандалы также играют свою роль на денежном рынке. Сейчас, по оценкам «Интерфакс-ЦЭА», по курсу рубля бьют ситуация с Алексеем Навальным и новости об отношениях президентов России и Белоруссии. Но, хотя резонансные события могут отразиться на показателях, основное влияние оказывают экономические факторы.
В летних сценариях важное значение отводилось уровню безработицы. Аналитики Металлинвестбанка не исключали вероятности его увеличения до 10%. Такой скачок, вызванный удешевлением энергоносителей, приведет к повышению курса доллара до 100 руб. в 2021-м.
Что касается конкретных цифр, ситуация не обнадёживает, поскольку соотношение распределяется следующим образом:
- прибыль – 18,8 трлн. «деревянных»;
- издержки – 21,52 единицы национальных дензнаков РФ.
Выходит, что будущий бюджет – планово дефицитный. Ведь совокупность расходов на 2,75 трлн. рублей меньше потенциальных доходов. Отметим, что, несмотря на такой расклад, чиновники не будут кардинальным образом изменять состав соответствующей легитимной корректировки.
Рассмотрим источники финансирования, призванные покрыть дефицит бюджета России на 2021 год:
- резервы внутри государства, которые будут равны 2,74 трлн. – большей части недостающей суммы. Средства представляют собой государственные облигации;
- Фонд национального благосостояния, готовый выделить 95 млрд. единиц национальных дензнаков РФ;
- взятие долга из-за рубежа путём выпуска государственных облигаций и проведения кредитных сделок.
Повышение трат вызвано ослаблением позиций национальных банкнот в обменных пунктах. Компенсация проседания рубля выражается в росте военного бюджета России на 444,5 млн. «деревянных».
Другая причина увеличения поступлений – новые расходы на модернизацию материально-технической базы. Ведь за четыре года, прошедшие с момента массовой закупки, военные аппараты устарели. Реставрация техники вкупе с тратами на топливо вызвала повышение средств в рамках соответствующей статьи на 5 млрд. р. На протяжении следующих двух лет ожидается поднятие выплат из казны на 35 млрд. «деревянных».
С «Национальной безопасностью» тесно связана участь Росгвардии. Ведь статья предполагает финансирование расходов указанной организации. Пояснительная записка документа, распределяющего государственные сбережения, гласит о планомерном повышении жалований.
Общая сумма расходов на нужды сотрудников МВД и Росгвардии составит 28 млрд. единиц национальных дензнаков РФ. Точные цифры на ближайшую двухлетку представлены ниже:
- 2021 год – 14,1366 млрд. р.;
- 2022 год – 14,702 млрд. «деревянных».
Подготовленный план расходов предполагает планомерное увеличение стоимости доллара в обменниках. Прогнозы среднегодового курса валют от правительства на ближайшую трёхлетку:
- 2021 год – 72,4 «деревянных» за 1 доллар;
- 2022 год – 73,1 рубля за 1 USD;
- 2023 год – 73,8 рубля за 1 доллар.
Напоследок акцентируем внимание на главенствующей роли нефти в формировании бюджета России на 2021 год. В долларах ценность барреля полезного ископаемого составит около 45-47,5 единиц на протяжении 2021-2023 годов.
Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.
2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.
Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика
- Профицит государственного бюджета в России вырос до 312 RUB млрд. (4.249 млрд. USD) в мае 2021. Максимальный профицит достигал 3443 RUB млрд. , а дефицит -4114 RUB млрд.
- Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | -489.0600 | 458.8900 | 458.8900 | -1336.3700 | -193.83% |
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
Данные об основных характеристиках государственного бюджета на 2019 год и на плановые периоды (2020 и 2021 гг.) описаны в статье 1 ФЗ №459 (от 29.11.2018).
Полный текст Закона
Информация, указанная в пункте 1 упомянутой статьи и все характеристики бюджета 2019 основываются на прогнозе показателя валового внутреннего продукта. Его расчетная величина – 105 820,00 миллиардов рублей или 1611,88 миллиарда долларов США при уровне инфляции до 4,3%.
Часть 1 описывает общий объем поступлений федерального бюджета – 19,969 триллиона рублей или 304,179 миллиарда долларов США. В эту сумму входят доходы от нефтегазовой отрасли – 3,369 триллиона рублей или 51,32 миллиарда долларов США.
Во второй части разъясняются общие расходы федерального бюджета. Их уровень – 18,037 триллиона рублей или 274,749 миллиарда долларов США.
Третья часть регламентирует максимальный уровень государственного внутреннего долга РФ. На 1 января 2020 года долг не должен превышать 11,613 триллиона рублей или 176,889 миллиарда долларов США.
Часть 4 предусматривае максимальный размер внешнего долга РФ. На 1 января 2020 года эта сумма не должна выходить за рамки 64,6 миллиарда долларов США.
Часть 5 излагает информацию по профициту федерального бюджета. Он составляет 1,932 триллиона рублей или 29,43 миллиарда долларов США.
Правительство РФ запланировало бюджеты на срок с 2019 по 2021 годы, как проекты развития экономики. Объем инвестирования в развитие стратегических целей государства составляет около 10% от всех расходов РФ. Финансовые аналитики называют основные нововведения федерального бюджета 2019:
- получение дополнительных ассигнований за счет увеличения НДС до 20%;
- подготовка доходных статей к увеличению пенсионного возраста;
- перевод принципов бюджетного финансирования с консервативной схемы на адресные переводы денег в федеральные проекты национального значения.
В 2019 году 16,3% Федерального бюджета закрыто для общего доступа. Власти постепенно раскрывают данные секретных направлений и ежегодно публикуют так называемый бюджет для граждан.
В нем расписана вся информация о федеральном и местных бюджетах на доступном для непрофессионалов языке. Большая часть, на уровне 65% из засекреченного списка, приходится на оборонный комплекс.
Закрытая часть бюджета в 2020-2021 годах увеличится и составит 18,2% и 20,6% соответственно.
На основании приложения 10 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» следующие органы исполнительной, судебной власти и отраслевые ведомства получат наибольшее количество ассигнований:
Наименование | Сумма, тыс. рублей | % |
Министерство финансов Российской Федерации | 5858554127,00 | 32,4803 |
Министерство обороны Российской Федерации | 1776080136,40 | 9,8467 |
Министерство внутренних, дел Российской Федерации | 970172896,90 | 5,3787 |
Федеральное дорожное агентство | 608290196,40 | 3,3724 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 519692839,60 | 2,8812 |
Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика
— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?
— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.
Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.
А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?
Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.
Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.
— Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?
Это самая обширная часть документа. Наибольшие ассигнования предусмотрены для Министерства финансов и Министерства обороны: Наименование Тыс.
рублей Тыс. долларов США Ведомственная структура расходов федерального бюджета 15025016112,9 228865439,6 Министерство финансов 5 858 554 127,00 89239209,9 Министерство обороны 1 776 080 136,40 27053772,1 Министерство внутренних дел 970 172 896,90 14777957,3 Федеральное дорожное агентство 608290196,4 9265654,17 Таблицы содержат информацию по распределению денег по целевым статьям, разделам и подразделам: Наименование Тыс. рублей Тыс. долларов США Распределение бюджетных ассигнований по некоторым разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета 15 025 016 112,90 228865439,6 Социальная политика 4 872 765 423,20 74223388,02 Общегосударственные вопросы 1 325 479 322,40 20210088,69 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 394 028 170,70 21234244,79 Национальная экономика 2 525 279 081,40 38465789,51 Здесь изложена информация о распределении бюджетных средств на самые затратные Государственные программы и субсидии.
Наименование тыс.руб тыс. долларов США Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны» 1 400 705 129,00 21335950,18 Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» 1 279 080 012,90 19483320,84 Развитие пенсионной системы 3 103 295 323,80 47270301,96 Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ 413 766 260,80 6302608,695 Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям 285 695 923,70 4351803,864 Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных корпораций (компаний)
Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:
- на экологию – 278 млрд.
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
- на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
- на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
- на здравоохранение – 698 млрд.;
Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- приватизация – 13;
- акцизные сборы – 1029,3;
- НДС – 3558,7;
- таможенные поступления – 1837,2;
- налог на прибыль – 825,2;
- поступления от государственных компаний – 425;
- внешние займы – 7.
- внутренние займы – 870;
Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание.
Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2021-му – до $134 млрд.Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства.
В процентном соотношении они распределились следующим образом:
- Сектор социальной политики – 27,1;
- ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
- Экономика – 14,7;
- Культура
- Медицина – 3,6;
- Образование – 4,6;
- Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
- Оборона – 16,2;
- Межбюджетные трансферы – 5,2.
- Общегосударственные вопросы – 7,8;
- Обслуживание госдолга – 4,7;
В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:
- Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
- Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
- Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).
Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.
Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:
- 64,7 рубля за 1 доллар – в 2021 году;
- 68,0 рублей – в 2021 году.
- 66,9 рублей – в 2021 году;
Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, – 4% ежегодно на весь плановый период. Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета.
Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов. Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге.
Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции – с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой – увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне.
Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики
Курсы колеблются, реагируя на множество событий. Одним из ключевых факторов, способных повлиять на заложенное в бюджете соотношение рубля и доллара, является цена на нефть. Текущий курс, прогнозируемый Минэкономразвития, отталкивается от стоимости барреля Urals на уровне 45-47 долл. в следующие 3 года.
Скандалы также играют свою роль на денежном рынке. Сейчас, по оценкам «Интерфакс-ЦЭА», по курсу рубля бьют ситуация с Алексеем Навальным и новости об отношениях президентов России и Белоруссии. Но, хотя резонансные события могут отразиться на показателях, основное влияние оказывают экономические факторы.
В летних сценариях важное значение отводилось уровню безработицы. Аналитики Металлинвестбанка не исключали вероятности его увеличения до 10%. Такой скачок, вызванный удешевлением энергоносителей, приведет к повышению курса доллара до 100 руб. в 2021-м.
По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.
Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.
Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:
- Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.
Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.
По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.
Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.
У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.
Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.
рублей, из которых:
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.
Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные
Профицит бюджета в 2021 году уменьшится по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете, и составит чуть выше 1,88 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП (это обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов).Минфин объясняет поправки в основном сложившейся в январе-апреле динамикой сырьевого рынка и валютного курса.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:
- на экологию – 278 млрд.
- на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
- на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
- на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
- на здравоохранение – 698 млрд.;
Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):
- приватизация – 13;
- акцизные сборы – 1029,3;
- НДС – 3558,7;
- таможенные поступления – 1837,2;
- налог на прибыль – 825,2;
- поступления от государственных компаний – 425;
- внешние займы – 7.
- внутренние займы – 870;
Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание.
Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2021-му – до $134 млрд.Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства.
В процентном соотношении они распределились следующим образом:
- Сектор социальной политики – 27,1;
- ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
- Экономика – 14,7;
- Культура
- Медицина – 3,6;
- Образование – 4,6;
- Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
- Оборона – 16,2;
- Межбюджетные трансферы – 5,2.
- Общегосударственные вопросы – 7,8;
- Обслуживание госдолга – 4,7;
В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:
- Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
- Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
- Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).
Параметры оборонных бюджетов России, Китая, США и НАТО
Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Без учета целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета в 2020 году предполагались на уровне 38,3 млрд рублей, в то время как в республиканском бюджете были отражены доходы в размере 24,4 млрд рублей. В республиканский бюджет полностью зачисляются налоги от внешнеэкономической деятельности и акцизы, а также большая часть НДС и ряда прочих налогов. Местные бюджеты полностью распоряжаются суммами подоходного налога, налога на собственность и большей частью налога на прибыль.
Проект республиканского бюджета на 2021-й предполагает одновременный рост расходов на фоне сокращения доходов республиканского бюджета. Доходы могут составить 23,3 млрд рублей, что на 4,6% ниже в абсолютном выражении проекта прогноза на 2020-й. И это — без учета инфляции. А вот расходы в 2021 году вырастут на 7,6% и достигнут 27,4 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета составит более 4 млрд рублей. За последние 10 лет только в 2011 году был аналогичный дефицит бюджета относительно его доходной части. И в 2011-м и в 2021 году дефицит бюджета находился на уровне 17−18% от доходной части. Проект бюджета-2011 предполагал сокращение доходов и рост расходов по сравнению с предыдущим годом — и 2021-й повторяет эту ситуацию. Мы все помним, чем в экономике закончился подобный эксперимент — кратной девальвацией, множественностью курсов и падением доходов всех слоев населения. Радует одно — Минфин накопил определенные резервы за предыдущие годы, что предполагает менее тяжкие последствия для экономики. Но без проблем не обойдется.
Именно эту фразу хочется использовать, глядя на проект доходов на 2021 год. Надежда только на НДС и акцизы. Поступления НДС ожидаются на уровне 10,4 млрд рублей, или на 1,2 млрд больше по сравнению с 2020-м. НДС — хорошо контролируемый и собираемый налог, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%. Льготный НДС могут отменить в отношении лекарств — якобы с целью направления полученных средств на борьбу с COVID-19. Но это не точно…
В первоначальной версии проекта республиканского бюджета, который попал в СМИ в начале осени, поступления от НДС были запланированы в 9,9 млрд рублей, но были указаны более высокие поступления от акцизов. В опубликованном в декабре прогнозе объем ожидаемых поступлений вырос до 10,4 млрд.
По всей видимости, государство к началу зимы не столь уверено в том, что граждане будут столь же интенсивно злоупотреблять алкоголем и табаком, а также заправлять свои машины топливом. Сработают ли призывы в телеграм-каналах ограничить свои вредные привычки — покажет время. Но пока Минфин рассчитывает, что акцизы принесут в бюджет около 3 млрд рублей.
Если доходы снижаются, то резонным выглядит и сокращение финансирования для всех получателей бюджетных средств. Но не все так просто. Некоторые расходы сократить не получится, как бы не старался. Например, расходы по обслуживанию государственного долга. Мало того, что сам долг в валюте, а значит и проценты по нему требуют валютных выплат, так еще и суммы долга не стремятся к сокращению.
В 2021-м на обслуживание государственного долга будет потрачено 3 млрд рублей, из которых только 0,5 млрд — это платежи по внутреннему долгу, а 2,5 млрд — это плата за привлеченные иностранные займы. И она выросла на 15% по простой причине — девальвация национальной валюты. Этих средств хватило бы на финансирование всех силовых структур, за исключением МЧС. Сэкономить на обслуживании государственного долга пока не получится. Да и в будущем, скорее всего, тоже. Стоит отметить, что расчет платежей осуществлялся по среднегодовому курсу 2,5678 BYN за 1 USD. С учетом ситуации в конце 2020-го удержать этот курс будет «хлопотным дельцем».
Экономить на здравоохранении в условиях пандемии — это как пилить сук, на котором сам сидишь. И хотя правительство умудряется иногда такие фокусы устраивать, в этот раз обошлось без экстрима. На здравоохранение выделят 7,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на все силовые структуры и национальную оборону вместе взятые. Но из республиканского бюджета на здравоохранение выделяется 1,7 млрд рублей, еще 5,5 млрд рублей выделяется по линии местных бюджетов. Традиционно образование и здравоохранение финансируются в значительной степени за счет региональных бюджетов.
На силовых структурах тоже не получается экономить. Пятый месяц без выходных работают, как на них можно экономить, когда страну все пытаются расшатать?! Поэтому рост расходов по сравнению с 2020-м — на 12%. Стоит отметить, что в 2020 году силовики финансировались несколько выше, чем планировавшиеся расходы, поэтому на особую прибавку они вряд ли смогут рассчитывать. Но довольствие не уменьшат.
Из числа тех, на ком можно сэкономить, были выбраны очевидные жертвы. Это система ЖКХ, СМИ и нуждающиеся в жилье. Система ЖКХ получит на 114 млн рублей, или на 23%, меньше. Граждане частично перестали оплачивать услуги, государство решило поддержать их в порыве сэкономить бюджетные дотации и само сократило финансирование. Логичный и ожидаемых ход.
Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.
В пояснительной записке правительства к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» дан прогноз снижения нефтегазовых доходов бюджета по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6,0% ВВП к 2022 году вследствие снижения цен на энергоносители, сокращения доли нефтегазового сектора в структуре ВВП на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также роста выпадающих доходов, связанных с предоставленными предприятиям топливно-энергетического комплекса льготами. В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8 % в 2019 году до 35 % в 2022 году.
Драйверами экономического роста и, соответственно, доходной части федерального бюджета России станут экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение) и строительный сектор. Начиная с 2020 года на фоне первых результатов реализации структурных реформ и развертывания инвестиционных проектов с государственным участием ожидается ускорение темпов роста. Росту экономики также будет способствовать прогнозируемый рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность внутри страны. За счет устойчивого роста наиболее значимых составляющих доходов населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы граждан после околонулевых значений в 2019 году (0,1%) перейдут на траекторию роста и к 2024 году ускорятся до 2,4%.
Что с государственным долгом?
- В 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. Это означает, что Россия при необходимости смогла бы закрыть все свои долги.
- К лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. По итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
- В 2021 году он продолжил расти — до 22,104 трлн рублей.
- В 2022 году он будет увеличиваться до 25,84 трлн;
- В 2023 году — увеличится до 28,540 трлн рублей;
- В 2024 году — вырастет до 31,501 трлн рублей.
Как добыча нефти вытянула всю промышленность
По итогам 11 месяцев: вся промышленность — спада почти нет, 0,1%. Добывающая промышленность — рост на 1%, обрабатывающая промышленность — скромный спад, меньше 1%. Но как только начинаешь раскладывать географию, многое становится понятным. В обрабатывающих отраслях 43 региона показали спад производства. Самая тяжелая ситуация в регионах автопрома: Калининградская область — минус 21%, Калужская — минус 18%. Они из этого спада не выкарабкиваются, это очень небыстрая история. Ну соберут 2 тыс. китайских машин на «Автоторе», который выпускал 250 тыс. автомобилей — о чем говорить?
В добывающей промышленности все нефтяные регионы показали очень пристойный рост: Ненецкий АО — на 13%, Башкирия — на 19% в добывающих отраслях, Ханты-Мансийский — на 4%. Вниз пошел Ямал — минус 2%. Давно капитально проседает Сахалин, где до ноября не работал проект «Сахалин 1». Кемеровская область — минус 8%: готовьтесь, столько угля не надо, его невозможно переориентировать на другие рынки.
На нефти падение пока не сказывается: все отыграли, потому что вывозили очень много. Экспорт нефти в Индию вырос в 8 раз — фантастика! В Турцию — в 4 раза: раньше в российском экспорте она занимала 5%, а сейчас — 21%, мы же через них все перетаскиваем. Китай — рост экспорта на 10%. То есть России действительно удалось перенаправить основную часть нефти в другие страны, помимо Европы. И в Индию в декабре продали еще больше, чем в ноябре.
Вывод: санкции пока не погасили российскую нефтяную промышленность, в отличие от газовой. Проблема в другом — сколько вы на этом зарабатываете? При тех дисконтах, которые есть, вы можете гнать большие объемы, но зарабатывать на этом будете существенно меньше.
Сейчас скидка Urals к Brent — 40%. Вот что такое введение эмбарго — увеличение дисконта на стоимость российской нефти, это главное. Могу только цитировать нашего вице-премьера (Александра Новака), который говорил, что они ориентируются на то, что объемы добычи нефти в 2023 г. сократятся на 5-7%. Но дело не в объемах, а в цене.
5 февраля вступит в силу эмбарго на поставки нефтепродуктов из России в ЕС. Европа была основным потребителем нефтепродуктов, а перевозить нефтепродукты не то же самое, что сырую нефть — ее гигантскими танкерами гнать дешевле. Вероятно, есть возможность некоторого маневра, о котором мы пока не знаем: будут на меньшую мощность работать НПЗ, а большая доля будет продаваться в виде сырой нефти. В какой мере это реализуется, никто толком сейчас это не скажет.