Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЧТО ОТНОСИТСЯ К ТВЕРДЫМ КОММУНАЛЬНЫМ ОТХОДАМ, А ЧТО НЕТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
Что относится к твердым коммунальным отходам (ТКО) из группы “Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным”
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 01 72 4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 100 02 72 5 |
мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
7 33 151 01 72 4 |
Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 37 100 02 72 5 |
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:
- Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
- Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
- Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.
Нормативная и правовая база
На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:
- Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
- Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
- Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
- Система отопления жилых и нежилых помещений.
- Общий размер жилого или нежилого объекта.
- Климатические особенности конкретного региона.
При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:
- доступ к контейнерам;
- наличие мусороприемных камер;
- использование специального транспорта;
- наличие бункеров для хранения отходов;
- доступ к мусоропроводам.
По прогнозам в ближайшее время запланировано снижение объемов накопления ТКО. Это позволит уменьшить количество полигонов для сбора и хранения мусора во всех регионах Российской Федерации.
Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определен несколькими нормативными правовыми актами, в том числе:
- Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ утверждает: «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами»;
- Пункт 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. ПП РФ от 12.11.2016 №1156 определяет: «»крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»;
- Пункт 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утв. ПП РФ от 04.04.2016 № 269 устанавливает: «В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории».
Обращение и вывоз ТКО: общие правила
Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.
Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:
- Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
- Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
- Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
- Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.
Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.
Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.
Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:
Сфера деятельности | |
Орган местного самоуправления |
|
Управляющая организация (ТСЖ, УК) | наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов |
Региональный оператор | оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора |
Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.
Схема обращения с отходами
Этот документ с графическими и текстовыми файлами создается для:
- планирования стратегии в области сбора и утилизации отходов в регионе;
- организации работы регионального оператора и иных лиц, привлекаемых им на основании подряда;
- определения места сбора, утилизации, накопления, обработки и обезвреживания отходов;
- разработки программы мер для создания и реконструкции объектов для хранения, обработки, обезвреживания и захоронения отходов.
Выводы территориальной схемы используются для вычисления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые затем берутся для расчета тарифа на услуги регионального оператора.
Примерная структура территориальной схемы:
- общие положения;
- численность и структура населения субъекта;
- источники образования отходов;
- объемы образуемых отходов;
- показатели по сбору, обработке и обезвреживанию отходов, которых планируется достичь;
- места накопления, складирования, обезвреживания и размещения ТКО;
- схемы потоков отходов;
- порядок пересмотра положений схемы.
В целом схема представляет собой сборник прогнозов и статистических данных.
Плата за обращение с ТКО: новая строчка в «платежке»
Со сменой терминов появилась новая строчка в платежных квитанциях – «плата за обращение с ТКО». Реализация данного вида услуг поручена региональным операторам. Сумма ежемесячного платежа возросла, так как в тариф теперь входят не только сбор и транспортировка мусора. В обязанности регионального оператора входят также обезвреживание и захоронение вывозимого мусора.
Расчет ежемесячной стоимости услуги можно осуществить по одной из формул:
- для регионов, использующих схему расчетов по квадратным метрам: площадь жилья * тариф регионального оператора * норма накопления отходов на кв. м по региону /12;
- по новой схеме расчета: число жильцов, зарегистрированных в доме/квартире * тариф регионального оператора * норма накопления на человека по региону /12.
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Обязанности регионального оператора
Выбранная тендерным способом организация соблюдает такие требования:
- обращаться с ТКО по установленным в государственной программе правилам;
- оказывать услуги по вывозу отходов только после подписания соглашений с ТСЖ, жильцами;
- принимать жалобы от клиентов компании, а также в силу своей компетенции решать возникшие споры;
- предпринимать все меры для того, чтобы сбор ТКО осуществлялся раздельным способом;
- контролировать обращение отходов;
- оказывать содействие в образовании полигонов, размещающих ТКО;
- устанавливать повышенный контроль утилизации опасных типов отходов;
- в случае чрезвычайных происшествий, возникших в момент работы оператора с ТКО, оказывать посильное содействие в устранении последствий;
- предупреждать возникновение неутвержденных полигонов на подконтрольной территории.
После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.
Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.
Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).
Сравнение ТКО и ТБО:
Термин | Твердые бытовые отходы | Твердые коммунальные отходы |
Период действия | До 2019 | Дано определение – в 2020, внедрен – с 2019 |
Распространение | Только на физических лиц | Физические и юридические лица |
Виды мусора | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности |
Класс опасности | IV-V | IV-V |
Исключения (что не относится к термину) | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы |
Новая запись об отходах в квитанции
Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.
Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.
Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой .