Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, работодатель при принятии решения должен соблюдать порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, который установлен в ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Причем такой порядок нужно соблюдать не только в случаях, на которые прямо указывается, а во всех. То есть при согласовании не только локальных нормативных актов, но и приказов, распоряжений и других документов.

Комментарий к ст. 373 TК РФ

1. Перед принятием окончательного решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по основаниям, указанным в настоящей статье, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2. Если выборный орган первичной профсоюзной организации в установленные сроки не рассмотрит документы, поступившие от работодателя, либо не направит ему мотивированное мнение, то работодатель имеет право принимать решение об увольнении работника без учета мнения профсоюза, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

3. Государственная инспекция труда в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

4. Работник или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодатель — обжаловать в суд предписание государственного инспектора труда.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Комментарий к ст. 372 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена процедуре учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Законодательство о труде, действовавшее до принятия ТК, не содержало ни порядка получения согласия, ни порядка учета мнения органов профсоюзов по поводу решений, затрагивающих существенные интересы работников. Сложилась интересная ситуация: предоставляя профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем, законодатель не выработал механизмов его реализации.

Этот законодательный пробел использовали не только недобросовестные работодатели, но и некоторые профсоюзы. Они могли блокировать принятие работодателем решения, что создавало препятствия для реализации собственником предоставленных ему законом прав, затрудняя предпринимательскую деятельность. По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями. Причем предприниматели не имели права обжаловать подобные решения. Все это побуждало работодателя нарушать законодательство о труде.

2. В настоящее время законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре (см. коммент. к ст. 371). В предусмотренных законом случаях работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Под первичной профсоюзной организацией законодатель понимает добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Выборный орган первичной профсоюзной организации или профсоюзный орган образуется в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление этому органу проекта соответствующего акта. Направляя ему проект локального нормативного акта, работодатель обязан представить обоснование необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений, которые затрагивают существенные интересы работников.

Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.

Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта профсоюзный орган направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение.

Все значимые обстоятельства выборный профсоюзный орган вправе обсуждать с участием представителей работодателя и специалистов, разрабатывавших проект данного акта. Эти лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.

Если профсоюзный орган в своем мотивированном мнении не согласен с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствовать, работодатель может либо согласиться с ним, либо в трехдневный срок после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом.

3. Важно помнить, что при обосновании своего мнения профсоюзный орган должен ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, на положения трудовых договоров, заключенных с работниками, нормы Генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на правовые обычаи и обыкновения, сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности.

Если такие мотивировки отсутствуют, являются неполными или противоречивыми, работодатель вправе расценить их как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций и потому принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу на согласование. При этом действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны неправомерными.

Таким образом, именно мотивация решения профсоюзного органа должна стать предметом дополнительных переговоров и консультаций, а не просто отказ согласовать локальный нормативный акт.

Разногласия, возникшие в ходе переговоров, оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

В соответствии с ч. 4 ст. 372 такой акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК.

При получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда обязана в течение месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи это предписание обязательно для исполнения. Предписание об отмене локального нормативного акта может быть обжаловано в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.

4. Законодатель прямо распространяет порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный комментируемой статьей, на случаи, когда учитывается мнение выборного представительного органа работников. Так, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК).

Подобный подход устраняет существовавшую ранее несогласованность, усиливает правовую защищенность работников.

Проведение дополнительных консультаций

В случае несогласия профсоюзного органа с доводами администрации и основаниями для увольнения и соблюдении всех сроков представления мотивированного мнения по данному поводу профсоюз в течение 3 рабочих дней назначает с работодателем дополнительные консультации.

Результаты таких консультаций необходимо оформить протоколом. Администрация в случае несогласия с мнением профсоюзного органа имеет право принять окончательное решение и уволить работника.

Профсоюзный орган получает право на обжалование действий работодателя в Государственной инспекции труда.

В течение десяти дней после получения жалобы от профсоюзного органа инспекция направляет в адрес работодателя обязательное к исполнению предписание о восстановлении незаконно уволенного работника и выплате ему компенсации за вынужденный прогул.

Ответственность работодателя за неуведомление

Согласно , работодатели, которые действуют не в правовых рамках, привлекаются к материальной и дисциплинарной ответственности, установленной Трудовым кодексом и прочими федеральными законами.

Несвоевременное оповещение либо неуведомление первичной профсоюзной организации о планируемом сокращении штата считается грубым нарушением.

В соответствии со , возможны следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штрафная санкция. При повторном нарушении суммы к уплате значительно вырастают. При нарушении закона впервые: юридическому лицу придется заплатить от 30000 до 50000 рублей, должностному – от 1000 до 5000 рублей. Предпринимателям, которые осуществляют деятельность без регистрации юрлица, выписывается штраф в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 3 лет;
  • приостановка деятельности компании.

Мотивированное мнение профсоюза при сокращении — образец

373, 374 Трудового кодекса РФ.

Запрос мотивированного мнения профсоюза. Приняв решение о сокращении работников, являющихся членами профсоюза, работодатель должен направить в выборный орган первичной профсоюзной организаций (на учете у которой состоят сокращаемые работники) проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Профсоюзный орган в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в 7-дневный срок, работодатель может не учитывать.

Читайте также:  Что делать с работниками при банкротстве

В случае несогласия профсоюзного комитета с решением работодателя в течение 3 рабочих дней проводятся дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель, по истечении 10 рабочих дней со дня направления в профсоюзный комитет документов, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую госинспекцию труда.

Увольнение в связи с сокращением руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа работодателю надлежит запрашивать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации так же, как и при сокращении рядового члена профсоюза. Данная норма не препятствует работодателю обратиться в суд в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа дать мотивированное согласие на увольнение такого работника, для признания такого отказа необоснованным (определение КС РФ от 04.12.2003 № 421-О).

На данном этапе очень важно предоставить профсоюзному органу наиболее исчерпывающую и обоснованную информацию по сокращаемым работникам, так как законодателем установлены довольно сжатые сроки на получение мотивированного мнения, и все дальнейшие мероприятия профсоюза по выяснению недостающих данных приведут только к затягиванию самого процесса.

В случае если у работодателя отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение к профсоюзному комитету за получением мотивированного мнения, то это может привести к восстановлению работника на работе (определение Московского областного суда от 18.03.2010 по делу № 33-3193/2010).

Получение мотивированного мнения профсоюза. Мотивированное мнение должно представлять собой мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, основанное на проведенном анализе решения работодателя. В этом документе профсоюзный орган должен указать, считает ли он, что решение работодателя соответствует нормам законодательства и является ли обоснованным сокращение каждого конкретного работника-члена профсоюза. Советуем изучить устав профсоюза, для того чтобы определить, правомочен ли данный профсоюзный орган выражать мотивированное мнение, какой состав профсоюзного органа должен участвовать в рассмотрении данного вопроса и т.д.

До сих пор остается актуальным вопрос, касающийся определения профсоюзного статуса работника. Как узнать, является ли сокращаемый работник членом профсоюза, и в какой профсоюз обращаться за получением мотивированного мнения?

Если в организации действует первичная профсоюзная организация (или несколько), необходимо обратиться к ней с запросом на конкретного работника. Конечно, не следует забывать о норме ст. 86 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности. Можно обратиться к самому работнику с просьбой сообщить, является ли он членом какого-либо профсоюза (в том числе состоит ли на учете в первичной профсоюзной организации, действующей за пределами организации). Ведь, как следует из той же ст. 8 ТК РФ, все персональные данные работника нужно получать у него самого.

Осуществление вышеуказанных действий работодателем будет являться доказательством того, что он предпринимал все возможные варианты для получения информации о статусе работника, что в свою очередь, при возможном сокрытии работником факта членства в профсоюзе, может трактоваться как злоупотребление правом со стороны работника (п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Такие варианты, как обращения в первичные профоюзные организации, действующие вне организации, территориальные профсоюзные организации и объединения (при наличии сведений о возможном членстве в них работника), вполне возможны, однако на практике в большинстве случаев эти организации все чаще ссылаются на упомянутую норму Трудового кодекса РФ, регулирующую порядок получения персональных данных работников. При получении мотивированного мнения необходимо помнить, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения соответствующего профсоюзного органа.

Если в течение указанного периода сокращаемый работник – член профсоюза находился «на больничном», в отпуске или по другим причинам отсутствовал на работе, когда за ним сохраняется место работы, то время отсутствия в месячный срок не засчитывается.

27.11.2017, 14:54

Компания составляет график отпусков. Мотивированное мнение профкома должно учитываться при составлении этого документа? В каких случаях можно обойтись без него, а в каких это не возможно. Как должно быть оформлено решение профсоюзного органа. На эти другие вопросы, касающиеся составления и утверждения графика отпусков, в том числе, про образец мотивированного мнения профсоюза по графику отпусков поговорим в статье.

В каких случаях надо получать согласие на увольнение работника, являющегося членом профсоюзной организации.

Если работник состоит в профсоюзе, то для его увольнения по инициативе работодателя, последний должен запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. вторая ст. 82 ТК РФ).

Согласие профсоюза на увольнение требуется в случаях, когда трудовые отношения с таким работником прекращаются в связи с:
1. сокращением численности или штата работников организации;
2. несоответствием сотрудника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
3. неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Во всех остальных случаях при увольнении сотрудника – члена профсоюза работодатель не обязан запрашивать мотивированное мнение профсоюзной организации.

Как узнать, что работник состоит в профсоюзе.

Нередко сотрудники скрывают информацию о своем членстве в профсоюзе с целью впоследствии оспорить законность своего увольнения в суде. Ведь по общему правилу, работники не обязаны сообщать работодателю о своей принадлежности к профсоюзной организации.
Информацию об этом можно получить несколькими способами:
– в бухгалтерии организации, исходя из отчислений с заработной платы, которые делает работник в профсоюз;
– у работника, запросив такую информацию в письменной форме.

Если сотрудник скроет от работодателя факт членства в профсоюзе и по этой причине будет нарушена процедура увольнения, то суд встанет на сторону компании. Действия работника будут расценены как злоупотребление правом, а это недопустимо.

В то же время, чтобы суд разрешил спор в пользу работодателя, следует соблюдать процедуру увольнения члена профсоюза.

Таким образом, главным при увольнении работника являющегося членом профсоюза необходимо учитывать следующие моменты:
1. Работодатель должен запросить мотивированное мнение профсоюзной организации только при увольнении члена профсоюза по трем вышеуказанным основаниям.

2. Если компания приняла решение уволить руководителя профкома по сокращению штата или в связи с несоответствием занимаемой должности, нужно запросить согласие вышестоящего профсоюза. Если руководителя первичной профорганизации увольняют в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей, работодателю достаточно уведомить вышестоящий профсоюзный орган.
3. Сведений о нахождении работника нужно запросить в письменном виде. Если работник скроет факт своего членства в профсоюзе, а потом попытается оспорить увольнение в суде, то это может быть расценено как злоупотребление правом и суд встанет на сторону работодателя.

Для защиты своих прав и интересов работникам различных сфер деятельности законодательством предоставлено право объединяться в профессиональные союзы. Наличие такого органа не только является неким гарантом соблюдения положений Трудового кодекса работодателем, но и накладывает на последнего немало обязанностей. Одна из таких — учет мнения профсоюза в той или иной процедуре, например при принятии локальных нормативных актов, увольнении по сокращению штата и т.д. Однако Трудовым кодексом право отстаивать интересы работников предоставлено не только профсоюзам, но и иным представительным органам. В статье рассмотрим, в каких случаях и в каком порядке должно учитываться мнение профсоюза или представительного органа.

Представители работников в учреждении

В современном обществе деятельность любой организации невозможна без взаимоотношений между работниками и работодателями. Соответственно, такие отношения должны быть упорядоченными, то есть регулироваться определенными нормами и положениями. Система взаимоотношений между работниками и работодателями, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, определена Трудовым кодексом как социальное партнерство (ст. 23). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
Интересы работодателя в социальном партнерстве представляет руководитель организации или уполномоченные им лица.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, определенных Трудовым кодексом.
Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, а также отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон N 10-ФЗ).
Интересы работников в конкретной организации представляют первичная профсоюзная организация (далее — профсоюз) или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

Обратите внимание! Профсоюз имеет право представлять интересы всех работников организации, если он объединяет более половины работников этой организации (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

Кроме профсоюза интересы работников могут представлять и иные органы, в частности представительный орган. Представительный орган избирается на общем собрании работников тайным голосованием. Создаваться такой орган может в двух случаях:
— когда в организации отсутствует профсоюз;
— когда профсоюз есть, но он не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочен представлять интересы всех работников организации (ст. 31 ТК РФ).
Однако при этом не исключается возможность того, что в организации будет действовать и профсоюз, и представительный орган.
В отличие от представительного органа, основной функцией которого является представление интересов работников в социальном партнерстве, профсоюз наделен таким правом, как право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ). При этом профсоюзы могут взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, то есть с государственными инспекциями труда (ст. 19 Закона N 10-ФЗ).
Что касается учета мнения профсоюза при принятии работодателем решений, то здесь следует отметить, что Трудовым кодексом в одних случаях установлена обязанность учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, в других — представительного органа работников, а в третьих — или того, или другого. Разъяснений о том, как поступать в случае, если в организации существует, например, только профсоюз или только представительный орган, законодатель не дает, что на практике часто создает трудности. Придерживаемся мнения, что при наличии профсоюза его мнение должно учитываться и в случаях учета мнения представительного органа. Если же в учреждении существует только представительный орган, то выполнять полномочия, установленные для профсоюза, он не может.

Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Другой комментарий к статье 373 ТК РФ

1. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя чаще всего связано с нарушением или ущемлением трудовых прав работников. Более того, ТК РФ предусматривает совокупность оснований увольнения, при применении которых получение согласия профсоюзной организации является обязательным. Такое согласование проводится исключительно при наличии нормативного предписания в отношении отдельных положений закона, в том числе и при увольнении работников.

Обязательное согласование увольнения работника с профсоюзной организацией осуществляется в случаях прекращения трудового договора в связи с:
— сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
— несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
— неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Указанное правило распространяется исключительно на работников, являющихся членами профсоюза, т.е. в случае если такой работник не вступал в профсоюзную организацию либо вышел из нее, независимо от причин такого выхода, при прекращении трудового договора по указанным основаниям получения согласия профсоюзной организации не требуется.

Инициирование процедуры согласования относится к компетенции работодателя, т.е. в случае возникновения обстоятельств, в силу которых утрачена потребность в сохранении рабочего места за конкретным работником, он разрабатывает проект приказа об увольнении такого работника и направляет его в первичную профсоюзную организацию с копиями документов, обосновывающих необходимость принятия данного решения. Таким образом, работодатель обязан не только представить проект приказа, но и доказать обоснованность принятия им решения с учетом всех объективных обстоятельств, в том числе и преимущественного права оставления на работе.

2. Выборный профсоюзный орган рассматривает представленный проект приказа и формирует с учетом всех имеющихся доказательств обоснованности такого решения мотивированное мнение, которое должно быть доведено до сведения работодателя. В связи с этим мотивированное мнение профсоюза должно быть подготовлено в письменной форме и направлено работодателю.

На рассмотрение проекта приказа о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, который в обязательном порядке подлежит согласованию с профсоюзом, закон отводит данной организации семидневный срок. Вменяя в обязанность профсоюза принять решение в установленный срок, закон одновременно не устанавливает срок для направления его проекта работодателем в профсоюзную организацию. До истечения установленного недельного срока профсоюз должен представить свое мотивированное мнение работодателю. Отсутствие в установленный срок мотивированного мнения профсоюзной организации рассматривается как согласие на увольнение работника. Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ, если выборный профсоюзный орган представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т.е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника, увольнение также может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Несоблюдение указанного срока свидетельствует об утрате профсоюзом права отказать в согласовании увольнения работника, причем закон не предусматривает возможности его восстановления при наличии уважительных причин. Таким образом, ненадлежащее исполнение профсоюзом возложенных на него обязанностей в части согласования увольнения работника свидетельствует о возможности увольнения работника в нарушение его прав и законных интересов, в том числе с учетом гарантий оставления на работе в силу действия определенных обстоятельств.

3. В случае несогласия профсоюзной организации с решением работодателя об увольнении работника решение данного вопроса производится в рамках согласительных процедур в течение 3 рабочих дней и оформляется соответствующим протоколом. Принятие решения осуществляется путем проведения консультаций между указанными субъектами.

В рамках проведения консультаций в случае достижения согласия по спорным вопросам принятое и согласованное сторонами решение подлежит практической реализации в той форме, в которой оно принято. В случае недостижения согласия работодатель принимает окончательное решение по своему усмотрению с учетом представленного мотивированного мнения профсоюзной организации. Реализация такого решения возможна лишь по истечении установленного срока рассмотрения проекта профсоюзной организацией, а также срока проведения согласительных процедур, т.е. по истечении 10 дней с момента представления проекта приказа работодателем профсоюзной организации.

В случае принятия решения работодателем при недостижении согласия профсоюзному органу предоставлено право обжалования такого решения, т.е. обеспечения защиты трудовых прав конкретного работника. Обжалование может осуществляться как в государственную инспекцию труда, так и в суд. В отношении защиты прав работников закон предусматривает необходимость принятия решения в более короткие сроки, так, государственная инспекция рассматривает жалобу профсоюза в течение 10 дней с момента ее поступления. Судебное обжалование осуществляется в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

Независимо от органа, в который осуществляется обжалование приказа работодателя об увольнении работника, в случае признания такого приказа противоречащим трудовому законодательству и нарушающим права работников он подлежит отмене, а уволенный работник восстановлению на работе и оплате за время вынужденного прогула.

4. Деятельность профсоюза носит дополнительный характер по отношению к способам защиты трудовых прав самим работником. Решение о защите своих прав работник принимает самостоятельно, равно как и выбирает форму такой защиты. Деятельность профсоюзной организации по защите его прав вытекает из обязанностей данного органа и должна быть им реализована во всех случаях установления факта нарушения трудовых прав работодателем.

В то же время профсоюзная организация обязана в полной мере обеспечить защиту прав работников во всех ее проявлениях, в том числе путем обжалования в судебном порядке, включая пересмотр ранее принятых судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Предоставление указанной гарантии направлено на обеспечение всесторонней и полной защиты прав работников, независимо от тех или иных форм такой защиты, выбранных соответствующим субъектом. При этом следует обратить внимание, что судебное обжалование решения государственного инспектора является правом работника или профсоюзной организации, т.е. указанные субъекты самостоятельно оценивают возможность применения данной формы защиты. Однако данный подход не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку возможность выбора форм защиты или отказа от использования отдельных форм принадлежит исключительно работнику, права которого нарушены. Отказ профсоюза от защиты прав работника в суде может расцениваться как ненадлежащее исполнение им своих обязанностей и недостижение целей его организации.

В связи с этим наиболее логичным представляется возложение на профсоюзную организацию обязанности судебного обжалования действий и решений работодателя по увольнению работника, а также решения государственного инспектора труда. Выступая в качестве высшей инстанции по рассмотрению данной категории споров, именно суд призван объективно исследовать все обстоятельства и принять обоснованное решение, строящееся исключительно на предписаниях действующего законодательства.

5. Положения комментируемой статьи определяют срочный характер действия мотивированного мнения профсоюзной организации — в течение месяца с момента направления его работодателю. Именно в течение этого периода работодатель может уволить работника по своей инициативе с учетом мнения указанного органа. По истечении указанного срока применение данного порядка законом не допускается, т.е. срочный характер предполагает необходимость повторного согласования указанного вопроса с профсоюзной организацией.

Вопросы, по которым работодатель принимает решение с учетом мнения профоргана

Такого рода ситуации «распылены» по всему Кодексу. Поэтому установление случаев, когда необходимо мнение профкома при принятии решений работодателем и когда оно не требуется, нередко связано на практике со значительными трудностями. Однако санкция за ошибку суровая: недействительность локального нормативного акта (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Например, определенная загадочность наблюдается в случае «с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника» (ч. 3 ст. 68 ТК). Их перечень может быть различным и зависит от должности, специальности, квалификации работника и позиции, занимаемой работодателем по этому вопросу. Набор локальных документов, необходимых для ознакомления при приеме на работу должностных лиц, значительно больше, чем у рядовых работников .

Подробнее см.: Хныкин Г.В. Заключение, изменение и прекращение трудового договора: стадии, процедуры и оформление // Труды юридического факультета. М.: Правоведение, 2008. Книга 10. С. 157 — 190; Какие локальные нормативные акты необходимы ЛПУ? // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. N 5. С. 84 — 93.

Следует отметить, что законодатель не всегда последователен и в указаниях на мнение представительного органа работников при принятии локальных актов, содержащих нормы трудового права: в одних статьях ТК такие указания имеются, а в других — нет. Представляется, что достаточно четкий ответ о необходимости учета мнения представительного органа работников при принятии локальных актов дан в ст. 372 ТК, в которой говорится, что работодатель должен поступать таким образом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.

Итак, с учетом мнения профсоюзного органа в соответствии с ТК осуществляются:

  • принятие штатного расписания (ст. 57);
  • введение режима неполного рабочего времени (ст. 74);
  • перечень информации о работнике, порядок обработки, хранения и использования персональных данных работника, а также передачи персональных данных работника в пределах одной организации (ст. ст. 85, 86, 87 и 88);
  • установление продолжительности ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, профессиональных спортсменов, перечень должностей которых утверждается Правительством РФ (ст. 94);
  • список работ, когда продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (ст. 96);
  • порядок работы в ночное время творческих работников отдельных организаций, перечень которых определен ст. 94 ТК и категории которых утверждаются Правительством РФ (ст. 96);
  • случаи привлечения работников к сверхурочным работам в ситуациях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99);
  • перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
  • скользящий график, графики сменности, отпусков и работы на вахте (ст. ст. 100, 103, 123, 301);
  • разделение рабочего дня на части (ст. 105);
  • определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112);
  • привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113);
  • порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. ст. 116, 119); включение в стаж работы периодов времени, дающих право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121);
  • очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 122);
  • случаи продления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 124) и случаи предоставления отпусков без сохранения заработной платы (ст. 128);
  • индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134);
  • системы оплаты и стимулирования труда (ст. 135);
  • утверждение формы расчетного листка (ст. 136);
  • конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);
  • размеры выплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149);
  • размеры оплаты сверхурочной работы (ст. 152);
  • размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);
  • размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);
  • размеры и порядок оплаты периодов между непосредственным участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или между выступлениями у творческих работников и профессиональных спортсменов (ст. 157);
  • применение систем нормирования труда (ст. 159), введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
  • введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 189, 190);
  • формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также перечни профессий и специальностей, по которым необходимо проведение профессионального обучения работников (ст. 196);
  • правила и инструкции по охране труда работников, положения об аттестации рабочих мест (ст. 212) и о службе охраны труда в организации (ст. 217);
  • повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219);
  • особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизическими особенностями организма, природно-климатическими условиями и наличием семейных обязанностей (ст. 252);
  • пониженные нормы выработки несовершеннолетним работникам (ст. 270);
  • компетенция руководителя организации (ст. 273) и процедуры, предшествующие заключению с ним трудового договора: проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое (ст. 275);
  • порядок применения вахтового метода, продолжительность вахты, режимы труда и отдыха, гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом (ст. ст. 297, 299, 301, 302);
  • гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. ст. 313, 325, 326);
  • особенности регулирования труда творческих работников, профессиональных спортсменов (ст. 351).
Читайте также:  Когда и как можно получить накопительную часть пенсии единовременно?

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения профсоюзного органа или с использованием иной формы участия работников в управлении организациями, например совместное принятие вопросов или согласование по ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением (ч. 3 ст. 8 ТК). Нарушение данных договоренностей влечет недействительность решения работодателя.

Применение ст. 371 и других статей ТК, в которых говорится об учете мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, осложняется редакцией ст. 8 ТК, которая предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии со ст. 29 ТК РФ представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Порядок (процедуры) учета мнения профоргана при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

В соответствии с ч. 2 ст. 82 ТК РФ в установленных законом случаях трудовой договор с работниками — членами профсоюза прекращается с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Из этого следует, что работник сам извещает работодателя о членстве в профсоюзе, если желает воспользоваться правом на защиту трудовых прав профессиональным союзом.

Речь идет о трех случаях увольнений, которые перечислены в ст. 82 ТК: п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК — сокращение численности или штата работников; п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК — несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Нормативная регламентация

Часть 4 статьи 82 Трудового кодекса РФ наделяет компанию правом в коллективном контракте предусмотреть другой процесс обязательного участия профсоюза в разрешении проблем, затрагивающих прекращение трудового контракта по волеизъявлению нанимателя. К примеру, можно закрепить,что сокращение по ряду оснований может производится только с разрешения компетентного органа. Если специальная процедура будет установлена в коллективном контракте, то работодатель будет обязан соблюдать все положения.

Конституционный суд в определении от 17 июля 2007 года отметил, что профессиональные союзы самостоятельны и управляются без внешнего воздействия. Это значит, что процедура составления мнения определяется самим союзом. Если бы на законодательном уровне была закреплена точная процедура, то был бы нарушен принцип независимости.

Сокращение сотрудника без принятия к учету мнения профессионального союза является грубым нарушением, поэтому в большинстве случаев рабочего возвращают на должность, если ситуация подлежала обжалованию. При этом нанимателю приходится возмещать моральный вред и оплачивать вынужденный прогул.

Факторы, влияющие на сокращение

Необходимость и правомерность действий работодателя может быть вызвана уменьшением количества объемов выполняемых видов работ и услуг, а также сокращением фонда оплаты труда. Для охраны своих работников от необоснованных действий работодателя первичная профессиональная организация заключает или перезаключает коллективные договоры и отраслевые соглашения.

Согласно Трудовому Кодексу РФ (статья 81 часть 2) работодатель не имеет права переводить работника на другую должность без его согласия, если он в письменной форме отказался от перевода. На объёмы сокращения трудовых единиц влияют:

  • штат;
  • фактическая численность работников;
  • количество сотрудников, совершивших разного рода нарушения.

Профсоюзный комитет по любому сотруднику предприятия, являющемуся членом профсоюза, в индивидуальном порядке подготавливает обособленное мнение профсоюзного комитета.

Увольнения не допускаются в период пребывания в ежегодном трудовом отпуске или в период временной нетрудоспособности — болезни или форс-мажорных обстоятельств. Преимущественное право остаться на своем рабочем месте имеют социально уязвимые категории сотрудников, поскольку они по семейным, личным или другим обстоятельствам ограничены в своих действиях.

Если в течение 7 дней такой ответ не подготавливается, то это считается, что к увольнению у первичной общественной организации возражений нет.

Начнем с определений.

Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива. Если такие органы существуют на вашем предприятии, их мнение при приеме обязательных нормативных актов должно быть учтено и оформлено в виде протокола, о чем и должно стоять согласительная надпись на ЛНА.

Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ. К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя.

Выбираем представительный орган работников предприятия

Для того, чтобы представительный орган был и имел право защищать интересы работников необходимо сделать следующее:

  • Все работники должны собраться на общее собрание трудового коллектива. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
  • Если предприятие большое, имеет несколько подразделений, особенно если эти подразделения находятся в разных регионах, выбор представительного органа может состояться в режиме конференции. Для проведения конференции делегаты избираются от каждого структурного подразделения организации (цеха, отдела и т.п.) пропорционально количеству работников каждого подразделения (например, по одному делегату от 30 работников). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
  • На общем собрании трудового коллектива или на конференции представителей работников избирается представительный орган. Именно эти люди и будут в дальнейшем вести переговоры с работодателем, согласовывать локальные нормативные акты, участвовать в иных согласовании иных документов (н-р соглашения о прекращении трудового договора). Выборы представительного органа должны проводиться в режиме тайного голосования. Вот в этом вопросе и может помочь работодатель – он предоставит средства для изготовления бюллетеней (компьютер, копировальный аппарат) Бюллетень может выглядеть примерно так:

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Омский областной суд в своем апелляционном определении от 06.04.2016 № 33-2763/2016 удовлетворил требование о признании увольнения незаконным, изменении формулировки увольнения, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: на основании приказа ответчика к истице было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Несмотря на то что истица является членом профсоюзной организации, ответчик не обращался в профсоюзную организацию за получением мотивированного мнения о возможности ее увольнения. В течение срока принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности истица подала заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, но ответчиком оно было проигнорировано.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...