Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД обнародовала список болезней, за которые будут лишать водительских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.
При каких болезнях можно ездить?
А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.
При следующих состояниях ездить точно можно:
- экстрасистолия
- болезнь Бехтерева,
- ВИЧ (но зависит от его последствий),
- гепатит,
- киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
- лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
- мигрень и любые головные боли,
- неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
- любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
- остеохондроз,
- реватоидный артрит,
- синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
- синдром Фукса,
- тахикардия,
- тонус матки,
- цирроз,
- аппендицит,
- ишемическая болезнь сердца,
- инсульт (если нет опасных последствий),
- пневмония,
- гипотония,
- варикоз,
- грипп,
- гастрит,
- язва.
Медицинские показания и рекомендации
Если имеются конкретные предписания по данному виду заболевания, водителю требуется соблюдать определенные условия для получения разрешения на вождение транспортного средства. Так, например, одно из самых частых показаний врачей – требование использовать очки во время вождения, если у гражданина плохое зрение. Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения всех условий с целью обеспечения безопасной дорожной обстановки.
Основные показания, отмечаемые в ВУ:
- требуется ручное управление;
- эксплуатация транспорта с АКПП;
- наличие парктроника в ТС;
- езда допускается только при наличии очков/линз;
- необходимость использования слухового оборудования.
Поскольку орган зрения для водителя является основным, понятно, что к глазным патологиям приковано самое пристальное внимание. В частности, применительно к самым многочисленным категориям ВУ (А/А1, В/В1, ВЕ, М) прямыми противопоказаниями к вождению автомобиля являются следующие состояния:
- болезни глазной оболочки хронического характера, существенно ухудшающие остроту зрения;
- если один глаз вообще не видит, а у второго острота зрения составляет менее 0.8;
- при сниженной остроте глаза до 0.6 на одном и 0.2 на другом;
- если на глазу менее 30 дней назад была проведена рефракционная операция;
- при присутствии такой патологии, как спонтанный нистагм, если оба зрачка отклоняются от центральной линии на 70º;
- если поле зрения в направлении любого меридиана ограничено углом, превышающим 20º.
Психические заболевания
Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.
Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:
- наличие хорошо различимой задержки развития психики;
- присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
- агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
- аффективные расстройства психики;
- наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.
Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.
Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:
- органические патологии, включая симптоматические;
- выраженная умственная отсталость;
- поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
- расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
- шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
- патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.
Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.
Насколько новые правила соответствуют букве и духу закона?
С юридической точки зрения, передача данных о здоровье водителей в распоряжение ГИБДД — спорное решение. Поэтому одновременно с принятием новых правил готовятся изменения к закону «О персональных данных». Они разрешат делиться биометрической информацией для обеспечения безопасности дорожных движений. Врачебная тайна при этом сохраняется. Данные обезличены — МВД знает о наличии противопоказаний, но не имеет доступа к конкретному диагнозу.
Фактически, новые правила просто упрощают процедуру, которой сотрудники ГИБДД пользуются уже несколько лет. Сейчас они также могут приостановить действие прав по медицинским показаниям. Но для этого им нужно сделать официальный запрос в Минздрав, а затем передать дело в суд. Такие случаи не единичны — в среднем их насчитывается более 4500 в год.
Но многие юристы и врачи считают, что законопроект нуждается в срочной доработке. Сейчас он позволяет приостанавливать действие водительского удостоверения по простому подозрению. Человеку могут запретить управлять автомобилем ещё до постановки диагноза, что нарушает его права и свободы. Уже сформированы разные предложения по улучшению закона — принимать решение после формирования диагноза, созывать комиссию квалифицированных медицинских специалистов или просто сокращать интервал медосмотров.
Какая острота зрения нужна для получения водительских прав
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:
медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.
Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
- Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
- Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
- Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
- Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
- Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
- Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
- Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
Концентрация, ясное сознание, пространственная ориентация — обязательные условия безопасного вождения. Пациенты с деменцией эти способности утрачивают, потому их включают в список тех, кому нельзя водить машину. Развивается заболевание постепенно, поначалу не вызывая особого беспокойства. Многие пожилые автовладельцы продолжают водить, игнорируя лёгкое нарушение когнитивных способностей. Однако по мере прогрессирования заболевания ситуация ухудшается, проявляются следующие симптомы:
- рассеянность;
- потеря кратковременной памяти;
- замедленное принятие решений;
- подозрительность, агрессивность;
- бред, галлюцинации;
- бесцельные передвижения, длительный поиск нужного маршрута.
Как запрещают водить авто при болезнях?
Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2021 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.
То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.
Но законодательно вообще отнять у вас право управления может только суд. В целом же, возможны 3 варианта, когда у вас не будет такого права:
- если вы не получали права никогда,
- если вас лишили прав,
- если суд постановил прекратить такое право из-за появившегося медицинского противопоказания к управлению (статья 28 ФЗ О БДД).
Почему в последнем случае отнять такое право может только суд, а оно не прекращается автоматически? Потому что именно на это указал Верховный суд в одно из своих недавних Постановлений Пленума:
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истёк, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.
Вас также заинтересует:
- Как поменять права по истечении срока 10 лет через Госуслуги и МФЦ?
- До какого возраста пожилым людям можно управлять автомобилем и мотоциклом?
- Нужна ли медицинская справка при замене прав после потери, порчи?
Ответственность за неисполнение требований
Управление автомобилем, несмотря на наличие запретов или ограничений в связи с особым состоянием здоровья, влечет за собой наступление административных последствий в соответствии с ч. 1 с. 12.7 КоАП РФ. Статья предусматривает наложение штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Мера административной ответственности будет применена к водителю в следующих случаях:
- если он будет пойман за рулем машины, при этом не имея водительского удостоверения на основании медицинских противопоказаний;
- при управлении категорией автомобиля, к которой водитель не допущен в связи с состоянием здоровья;
- при отсутствии линз или очков у водителя, имеющего обязанность их наличия.
Зрение для категорий C, D (Tm, Tb, CE, DE, C1, D1, C1E, D1E)
Для водителей грузового и пассажирского транспорта требования по зрению самые серьезные:
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
Пункт 22 говорит о том, что при отсутствии одного глаза права категорий C и D получить невозможно. То есть первое условие для получение справки — оба глаза.
Получается, что права на грузовой и пассажирский транспорт можно получить при остроте зрения:
- 0,8 или больше на лучшем глазу (при наличии двух глаз);
- 0,4 или больше на каждом из двух глаз.
Перечень заболеваний препятствующих вождению автомобиля
И не всегда эти самые ДТП происходят из-за нарушения ПДД. Очень часты случаи, когда человек садится за руль, имея противопоказания к вождению автомобиля, и поездка становится фатальной. Не секрет, что справку о прохождении медкомиссии можно приобрести за деньги, имея огромное желание управлять автомобилем, и имея эти самые противопоказания к вождению автомобиля.
И в этом случае человек вступает в неравную игру со своей судьбой, в которой случайность может повлиять на исход. Что самое страшное, порой на кон в этой игре поставлены жизнь и здоровье окружающих людей.
Законодательно требования о пригодности и перечень заболеваний препятствующих вождению автомобиля освещены в приказе Минздрава СССР № 555 от 29.09.1989 г. «О совершенствовании системы медосмотров…водителей транспортных средств» в котором приведен полный перечень медицинских противопоказаний к вождению автомобиля.
Мы кратко приведем противопоказания к вождению автомобиля, а с полным, расшифрованным Перечнем заболеваний, препятствующих вождению автомобиля, вы сможете познакомиться в указанном приказе.
Пункт 12.1 данного перечня заболеваний, препятствующих вождению автомобиля, применяется ко всем водителям, а для водителей категории «В» существуют дополнительные поправки, причем водители категории «В» разделяются на две группы: с правом работы по найму и без права работы по найму.
1. Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения…(после оперативного лечения с хорошим результатом, допуск к вождению разрешается).
2. Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка,… (после оперативного лечения с хорошим результатом допуск к вождению разрешается).
3. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
4. Ограничение поля зрения более чем на 20 град. в любом из меридианов.
5. Понижение остроты зрения…:
а) острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 на худшем.
б) отсутствие зрения на одном глазу ;
в) состояние после рефракционных операций на роговой оболочке …Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции
6. Нарушения цветоощущения допускаются.
7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва
8. Глаукома
9. Полная глухота на одно ухо
10. Хроническое односторонее или двусторонее гнойное воспаление среднего уха… (после оперативного лечения с хорошим результатом вопрос решается индивидуально).
11. Хронический гнойный мастоидит.
12. Заболевания любой этиологии, вызывающие нарушение функции вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм.
13. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 град.
14. Доброкачественные новообразования, малоподвижные рубцы, значительно затрудняющие движения конечностей, резко выраженные ограничения подвижности шеи, стойкие изменения в крупных суставах, неправильно сросшиеся переломы, ложные суставы, значительно затрудняющие движение конечностей, а также стойкие изменения в позвоночнике, нарушающие его движение.
15. Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющие их движение.
16. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах…(при сохранении хватательной функции и силы кисти вопрос о допуске к управлению решается индивидуально).
17. Травматические деформации с наличием неврологической симптоматики и дефекты костей черепа.
18. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см.
19. Заболевания, вызывающие ограничение движений или болезненность при движении конечностей, грыжи, свищи, выпадение прямой кишки, геморрой, водянка яичка или семенного канатика и др.
20. Заболевание сосудов
21. Стойкие изменения в глотке, гортани, трахее, значительно затрудняющие дыхание.
22. Врожденные или приобретенные пороки сердца и сосудов любой этиологии
23. Состояние после операции на сердце и крупных магистральных сосудах …Лица с имплантированными искусственными водителями ритма сердца допускаются индивидуально.
24. Болезни сердца любой этиологии
25. Гипертоническая болезнь III ст., вопрос о допуске лиц с гипертонической болезнью II ст. решается индивидуально (с частыми гипертоническими кризами негодны).
26. Хронические заболевания легких и плевры, в том числе туберкулезной этиологии.
Осмотр окулиста при прохождении комиссии
Автовладелец может быть глухим или глухонемым, но водитель машину вслепую – нереально. Для обучения в автошколе, зрение должно соответствовать нормам, установленным законом РФ. Существует несколько случаев, когда человеку необходимо пройти автомобильную медкомиссию и посетить офтальмолога при получении прав:
- Получение первой или новой категории водительских прав.
- Замена прав, которая происходит после истечения срока действия старых. В России этот срок составляет 10 лет.
- Возврат прав, если ранее водитель был лишен их. Данная обязанность наступает лишь после лишения по «пьяной» статье.
- Появление внезапных отклонений по здоровью, в том числе, связанных со зрением.
При прохождении комиссии, врач оценивает зрение по следующим критериям:
- острота;
- кругозор;
- наличие дальтонизма;
Чтобы проверить зрение врачи проводят ряд специальных тестов. К примеру, остроту зрения оценивают при помощи специальных буквенных таблиц. Они знакомы каждому водителю еще со школьной скамьи. Кандидат в водители должен закрыть один глаз и на расстоянии 5 метров должен прочитать самую нижнюю строчку вслух. Разумеется, если он не видит нижнюю, то может прочитать предпоследнюю. По способности различать буквы с большого расстояния врач проверяет остроту зрения. Стоит отметить, что нормальное зрение не у того, кто видит нижние строки, а у того, кто видит 3 строчку снизу. Поэтому не нужно стараться впечатлить врача и заучивать строчки наизусть. Достаточно видеть все, кроме крайних двух строчек.
Штраф за езду без очков или линз
Управление машиной или мотоциклом без средств коррекции зрения – является нарушением. Как было сказано ранее, такой водитель представляет собой опасность для других участников движения, поэтому за это ему полагается штраф.
Если в правах водителя указано, что езда допускается лишь со средствами коррекции зрения, а водитель находится за рулем без соответствующих очков или линз, то такая езда может быть приравнена к управлению ТС без права управления. За это автовладельцу выпишут штраф от 5 до 15 тысяч рублей. При этом машину могут забрать на штрафстоянку. Поэтому к штрафу добавится услуга по эвакуации и хранению автомобиля на специальной стоянке.
На деле, инспекторы редко привлекают к ответственности таких водителей. Редко случаются и подобные ситуации. Езда без очков – не настолько грубое нарушение, как, например, езда вообще без прав или пьяная езда. И все же, водителям следует внимательнее относиться к управлению автомобилем с плохим зрением. В противном случае, можно стать участником аварии.
Существует спорная ситуация, когда водитель использует контактные линзы. Проверить их на глаза сотрудник полиции не может, да и водитель не обязан снимать их, находясь возле инспектора. Это не самая приятная процедура, ведь потом эти линзы придется еще и одевать. В случае, если инспектор выписывает штраф и забирает машину, необходимо в комментариях указать, что с нарушением вы не согласны и управляли машиной в линзах. В данном случае закон будет на стороне водителя и штраф платить не придется. Если есть возможно, то перевозите контейнер для линз с собой и показывайте их полицейскому при проверке документов, как подтверждение ваших слов.
Как планируется выявлять водителей с остановками дыхания во сне?
Инструментальное обследование всех без исключения водителей является, с одной стороны, очень эффективным, а с другой – чрезвычайно дорогостоящим мероприятием. Поэтому на начальном этапе Комитетом по водительским правам Еврокомиссии запланировано только обязательное анкетирование водителей с целью выявления у них наличия и степени дневной сонливости. При этом признается, что реальная картина в ряде случаев будет искажаться – частично из-за сложности субъективно оценить, насколько критично собственное сонливое состояние, а частично из-за преднамеренного умалчивания водителями собственных симптомов дневной сонливости, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с правами на вождение. Но этот способ пока признан единственно доступным и ожидается, что законопослушные европейские водители в большинстве своем будут предельно ответственны и честны при заполнении таких анкет.
С момента вступления закона в силу, новые требования будут действовать как в отношении тех водителей, у которых уже есть водительские права, так и в отношении тех, кто только ходатайствует об их получении.
Поскольку остановки дыхания во сне определяют высокий риск дорожно-транспортных происшествий, Европейскими сообществами исследования сна и респираторных проблем принято решение о создании экспертной группы, которая исследует возможности полноценной реализации директивы Евросоюза о водительских правах. В Комитете по водительским правам Еврокомиссии убеждены, что выявление водителей с обструктивными апноэ сна и выраженной дневной сонливостью будет способствовать значимому повышению безопасности на европейских дорогах.
Закон нужно было менять?
По словам владельца барнаульской автошколы БЦВМ Антона Мищенкова, сейчас система медкомиссий для водителей «абсолютно бесполезна». В данный момент водителей «почти не проверяют», отмечает он, и «все справки выдают за деньги». Мищенков говорит, что на медкомиссии обследуют только зрение, водителя осматривает терапевт, однако серьёзные противопоказания чаще всего никто не выявляет. Поэтому власти уже давно должны были заняться вопросом прохождения водителями медобследований, считает он.
«Я встречаю клиентов, которые приходят к нам со справками из психоневрологического диспансера, и у нас огромное подозрение, что эти справки липовые. Мы задаём вопросы своим ученикам, знакомым, а проверяли ли их. Но все банально заходят, платят деньги и уходят. Даже в психоневрологическом диспансере покупаются справки. А ведь есть люди социально опасные, за всю историю обучения у нас несколько человек училось, которым нельзя за руль. И мы звонили врачам, спрашивали, нам говорили, что человек не был на учёте. А был ли человек проверен, неизвестно. У них есть возможность хотя бы пару вопросов задать клиентам, но никто ничего не спрашивает», — объясняет Мищенков.
По словам Мищенкова, с детства у человека могут развиться психические заболевания и он может не состоять на учёте.
«Для справки на права достаточно только, чтобы человек не числился в списках, и всё. Поэтому главный вопрос, который стоит решить законодателям, — в качестве самой медкомиссии, которая сейчас оставляет желать лучшего», — говорит Мищенков.
Пока же неизвестно, как именно будет работать закон, если его примут, и может ли он исправить ситуацию, отмечает Мищенков. По словам эксперта, проблемы со здоровьем выявляются комплексной медкомиссией, а её водителю «ещё надо где-то пройти». Обследование для ГИБДД же — вещь формальная, а в поликлинику можно самостоятельно и не пойти, отмечает он.