Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как верно заполнить платежку по единому налоговому платежу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Что такое очередность платежа
Очередность платежей в 2020 году указывает на порядок списания денежных средств со счета клиента в банке. Регламентируется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ и Федерального закона № 345-ФЗ от 02.12.2013, внесшего изменения в ст. 855. Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году обозначена кодом 21, то есть необходимый важный реквизит нужно проставить в 21 поле ПП.
Согласно действующему законодательству, банк должен перечислить денежные средства, направляемые в бюджет, в течение следующего дня после оформления документа на оплату (п. 2 ст. 60 НК РФ). В том случае, если у плательщика обнаружена нехватка денег на счете, сумма будет списана в соответствии с регламентом, который устанавливает ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в банке в 2020 году определяется в зависимости от того, добровольную или принудительную транзакцию совершает плательщик.
Очередность платежа в платежном поручении
Для ситуации, когда на банковском счету недостаточная сумма денег для исполнения поручения по платежам, разработан специальный алгоритм действий. Это обусловлено тем, что кредитная организация (банк) не может брать на себя ответственность за формирования очереди списания денежных средств со счета. Банковские служащие указывают на бланке платежного поручения номер очереди, установленный законодательством в зависимости от цели назначения. В таком порядке, соответствующему номеру очереди, и должны списываться деньги со счета по мере их поступления. Это не распространяется на платежи пятой очереди, в случае недостаточности средств на счете такие платежи будут аннулированы, за исключением некоторых представляющих особую важность назначения.
При этом после оформление соответствующей очереди исполнения платежа по мере необходимость поручитель имеет право отозвать некоторые платежные поручения.
Номер очереди | Описание |
1 | Взыскание денежных средств с банковских счетов по исполнительным документам и судебным предписаниям за нанесение вреда жизни и здоровью человека, а также погашение задолженности по алиментам |
2 | Взыскание денежных средств с банковских счетов по судебным предписаниям и в рамках выполнения исполнительных документов по задолженностям по заработной плате |
3 | Перечисление заработной платы, уплата налогов в соответствующие бюджетные организации, и перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды |
4 | Взыскание задолженности по коммунальным услугам и задолженностям по налогам на основании исполнительных документов и судебных предписаний |
5 | Все остальные платежи, которые не подпадают под первые четыре очереди |
Как заполнить платежное поручение по единому налоговому платежу в 2023 году.
Основной способ перечисления налогов и сборов с 2023 года — перевод средств в счет пополнения баланса ЕНП. Его можно пополнить через личный кабинет на сайте ФНС или обычным платежным поручением. В платежном поручении на пополнение ЕНП необходимо отразить следующие сведения:
- Данные плательщика, то есть предприятия или ИП,
- Данные получателя, то есть налогового органа,
- КБК единого налогового платежа.
В 2022 году в ходе эксперимента по вводу ЕНП применяется КБК 18201061201010000510. Возможно, этот же КБК оставят в 2023 году. В экспертном сообществе есть мнение о том, что КБК в скором времени могут полностью отменить. В этом есть логика, ведь для зачисления средств на единый налоговый счет достаточно ИНН плательщика.В платежке на пополнение ЕНС не заполняются следующие поля:
- 101 — статус плательщика,
- 105 — ОКТМО,
- 106 — код основания,
- 107 — код периода,
- 108 — номер документа,
- 109 — дата документа,
- 24 — назначение платежа.
- В 2023 году, в связи с введением механизма ЕНП, расчеты в бюджет оформляются по-новому. В зависимости от критериев, рассмотренных выше, возможны 4 варианта платежных поручений.
- Если вы оформляете платежку для единого налогового платежа, а не для конкретного налога, сбора, взноса, обязательно подайте уведомление об исчисленных суммах или установленную к этой дате отчетность. Без этого ФНС не сможет распределить поступившую сумму, и за вами будет числиться недоимка.
- При оплате платежей, которые администрирует ФНС, используются общие для всех налогоплательщиков реквизиты УФК Тульской области.
- Обратите внимание, что некоторые КБК изменились, их актуальные значения можно взять из таблицы ФНС.
- В порядок оформления платежных документов в 2023 году продолжают вноситься изменения, поэтому следите за обновлениями.
Что значит очередность платежа в платежном поручении
Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.
При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.
Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.
Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:
- «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
- «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.
С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.
Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.
В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.
Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:
- «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
- «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
- «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
- «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.
Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.
Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:
- требования налоговой;
- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
- решения о приостановлении взыскания;
- исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.
Уведомление как новый вид отчетности
С 2023 года изменился механизм взаимодействия с бюджетом при расчетах. Недоимка и переплата теперь определяются не по каждому бюджетному платежу (отдельному налогу, сбору или страхвзносу), а по их совокупности. Налогоплательщики перечисляют единый налоговый платеж (ЕНП), а ИФНС самостоятельно распределяет его по видам налогов и иных платежей.
Соответственно, у компаний и ИП появилась новая обязанность — подавать уведомления о рассчитанных суммах налогов и страхвзносов. Это делается в таких ситуациях (новая ред. п. 9 ст. 58 НК):
- когда отчетность по бюджетному платежу не предусмотрена вообще;
- когда отчетность предусмотрена, однако срок уплаты налога, аванса по нему, сбора, страхвзносов наступит раньше, чем срок сдачи декларации или расчета.
Что такое единый налоговый платёж
Единый налоговый платёж (ЕНП) — это особый порядок перечисления платежей. Единым он называется потому, что все деньги следует перечислять по одним реквизитам. Теперь не нужно заполнять несколько платёжных поручений на разные налоги и взносы: большую их часть можно перевести общей суммой, заполнив всего одну платёжку.
Предполагается, что единый платёж должен упростить бизнесу расчёты с бюджетом. Пока же компании не вполне разобрались с новым порядком, возникает много вопросов и сложностей. Со временем всё станет понятно и бизнес сможет адаптироваться к изменениям.
Единый платёж распространяется на:
- почти все налоги и сборы, за исключением отдельных;
- авансовые платежи по ним;
- страховые взносы, кроме взносов за работников на травматизм;
- пени, проценты и штрафы.
Единый налоговый платёж с 1 января 2023 года ввели для всех и повсеместно. У организаций и ИП нет права выбора. Если платёж входит в ЕНП, то есть должен перечисляться с единого налогового счёта, то плательщик обязан придерживаться такого порядка.
Но в ЕНП входят не все налоги.
Изменения в начислении пеней
Из-за новых правил меняется и порядок начисления неустойки по налогам, то есть пеней. Теперь они считаются от общей суммы отрицательного сальдо ЕНС, а не по каждому платежу отдельно.
Пени по-прежнему начисляются за каждый календарный день просрочки. Первый день их расчёта — следующий за окончанием срока уплаты. Поскольку большинство налогов нужно платить до 28 числа, то пени пойдут с 29 числа. Последний день, за который они будут начислены, — день уплаты недоимки.
Общая формула расчёта пеней в 2023 году такова:
- Сумма недоимки × Ставка ЦБ РФ / 300 × Количество дней просрочки, включая день её уплаты
Ставка пени в 2023 году для ИП и организаций одинакова — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. В этом году для юридических лиц действует послабление: ставка уменьшена в качестве меры господдержки. Но с 2024 года будет так: если организация не платила налог более 30 дней, то с 31 дня пени начисляются по ставке 1/150 ставки ЦБ РФ.
Минфин остается при своем мнении
В комментируемом Письме финансисты разъясняют практику применения положений п. 1 ст. 76 НК РФ о запрете блокировки платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.Очередность списания денежных средств со счета при недостаточности на нем денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. В этом случае поступившие на счет суммы списываются:
— в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
— во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь — по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования;
— в четвертую очередь — по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
Положение о третьей очереди списания указанного порядка было признано неконституционным (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П).
Уже много лет в законах о федеральном бюджете, включая Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», содержится ссылка на это Постановление КС РФ. А вот далее следует указание: впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь.
Соответственно, много лет финансовое ведомство выпускает Письма, в которых цитирует указанные положения законов о федеральном бюджете и делает собственный вывод о том, что в случае блокировки счета банк не вправе осуществлять все расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств по расчетному документу (чеку) на выплату заработной платы, за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ в первую и вторую очередь (Письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-02-07/1-38, от 15.04.2010 N 03-02-07/1-168, от 01.02.2007 N 03-02-07/1-29).
Порядок уплаты обязательных платежей с 2023 года
Вид платежа |
Плательщики |
Способ уплаты |
Налог на прибыль |
Организации |
ЕНП |
Налог на имущество организаций |
Организации |
ЕНП |
НДС |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ за работников |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ, уплачиваемый иностранцами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента |
Иностранные работники на патенте |
Путем внесения НДФЛ отдельной платежкой |
НДФЛ, уплачиваемый физлицами самостоятельно (например, при продаже имущества) |
Физлица |
ЕНП |
Страховые взносы |
Организации и ИП |
ЕНП |
Единый налог по УСН |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на профессиональный доход |
Самозанятые плательщики НПД |
Путем внесения НПД или ЕНП |
Транспортный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Земельный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Налог на имущество физлиц |
ИП и физлица |
ЕНП |
Единый налог в рамках ПСН |
ИП |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами животного мира |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
НДПИ |
Организации и ИП |
ЕНП |
Торговый сбор |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на дополнительный доход (НДД) |
Организации |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплачиваемые самостоятельно плательщиками сборов в соответствии с главой 25.1 НК РФ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
Государственные пошлины, кроме госпошлин, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения пошлины или ЕНП |
Государственные пошлины, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Календарная очередность платежей
Календарная очередность — это списание средств с расчетного счета физического или юридического лица в порядке поступления распоряжений клиента и других платежных документов на списание.
Если в одну группу очередности попало несколько платежных документов, то они будут оплачиваться в пределах этой группы также в порядке календарной очередности поступления платежных документов.
Например, в банк поступили несколько платежных документов: платежка на перечисление заработной платы 2 сентября, требование ИФНС на оплату налогов 3 сентября, платежка на выплату материальной помощи 5 сентября. Все платежи относятся к третьей очереди. При недостаточности средств на расчетном счете клиента банк будет проводить сначала платежку на зарплату, потом требование налоговой и в конце перечислит материальную помощь.
Очередность платежа в платежном поручении
Для ситуации, когда на банковском счету недостаточная сумма денег для исполнения поручения по платежам, разработан специальный алгоритм действий. Это обусловлено тем, что кредитная организация (банк) не может брать на себя ответственность за формирования очереди списания денежных средств со счета. Банковские служащие указывают на бланке платежного поручения номер очереди, установленный законодательством в зависимости от цели назначения. В таком порядке, соответствующему номеру очереди, и должны списываться деньги со счета по мере их поступления. Это не распространяется на платежи пятой очереди, в случае недостаточности средств на счете такие платежи будут аннулированы, за исключением некоторых представляющих особую важность назначения.
При этом после оформление соответствующей очереди исполнения платежа по мере необходимость поручитель имеет право отозвать некоторые платежные поручения.
Номер очереди | Описание |
1 | Взыскание денежных средств с банковских счетов по исполнительным документам и судебным предписаниям за нанесение вреда жизни и здоровью человека, а также погашение задолженности по алиментам |
2 | Взыскание денежных средств с банковских счетов по судебным предписаниям и в рамках выполнения исполнительных документов по задолженностям по заработной плате |
3 | Перечисление заработной платы, уплата налогов в соответствующие бюджетные организации, и перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды |
4 | Взыскание задолженности по коммунальным услугам и задолженностям по налогам на основании исполнительных документов и судебных предписаний |
5 | Все остальные платежи, которые не подпадают под первые четыре очереди |
Для начала следует понимать, что значит очередность платежа в платежном поручении на перечисление денег.
По общему правилу поручение от клиента на перечисление налога в бюджет банк обязан выполнить в течение следующего дня после оформления такого поручения в силу п. 2. ст 60 НК. Если же для перечисления налогов денежных сумм на счете у клиента недостаточно, то списывать средства клиента будут в строго определенном порядке, который установлен ст. 855 ГК РФ.