Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата пенсии в Узбекистане в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Что такое базовая величина исчисления пенсии (БВИП) в Узбекистане и ее размер
Базовая величина исчисления пенсии (БВИП) применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
- С 01.04.2023 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 347 000 сум в месяц
- С 01.05.2022 до 31.03.2023 года размер БВИП в Узбекистане был равен 324 000 сум в месяц
- С 01.09.2021 до 01.05.2022 года размер БВИП в Узбекистане был равен 289 000 сум в месяц
Размер пенсии в Узбекистане
При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.
После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.
Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАМОТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ
На пенсии жизнь только начинается: появляется уйма свободного времени, которое можно посвятить себе, родным и близким. Кто-то решает проводить его с внуками, кто-то целиком уходит в свое хобби.
Конечно, есть люди, не представляющие существования без работы, коллектива, и выход пенсию не является для них долгожданным событием. Но прежде чем уйти на заслуженный отдых, необходимо собрать целый пакет документов, чтобы вовремя и в правильном исчислении получать пенсию. По многочисленным просьбам читателей мы затронем в нашей статье основные вопросы грамотного оформления пенсии по возрасту. А разобраться в этом нам поможет начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсии исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафар ХУЖАЕВ.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
— Зафар Хайдарович, с какого времени работающему человеку нужно начинать готовить документы для выхода на пенсию?
— Согласно п. 5 и 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров РУз от 08.09.2011 г. за № 252, администрация организации в декабре каждого года на основании личных карточек и трудовых книжек составляет список работников, приобретающих право на пенсию в следующем году, как на общих, так и на льготных условиях. В списке должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество работника;
- дата рождения, место проживания работника;
- наименование структурного подразделения;
- должность (профессия);
- основания для обращения за назначением пенсии;
- стаж работы, подтвержденный документами;
- специальный стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
В отношении работников, включенных в указанный список, администрация организации осуществляет предварительную подготовку документов (со стороны своего учреждения), необходимых для назначения пенсий.
В случае если лицо, имеющее право на пенсию, не является работающим, то заявление о назначении пенсии представляется им непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту его жительства.
Прогнозируемые изменения
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2021 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
Для сравнения, даже в Беларуси, считающейся отсталой страной, в которой власть осуществляется в форме жесткой диктатуры, а экономика регрессирует с каждым годом, средний размер пенсий составляет 120-130 долларов в эквиваленте. В завершении хотелось бы отметить — Правительство Узбекистана всеми силами пытается улучшить финансовое благосостояние своих пенсионеров. Именно по этой причине в стране намечены соответствующие реформы, которые положительно скажутся в дальнейшем на росте пенсионного обеспечения гражданского населения страны в целом. Ну а пока остается только ждать реализации поставленных задач.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область –
- Санкт-Петербург и область –
- Регионы –
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
- полагаются инвалидам войны I группы;
- инвалидам войны II группы;
- инвалидам I;
- инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
- участникам войны и приравненным к ним лицам;
- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.
На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.
На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:
По группе инвалидности | Порядка 360 тысяч |
По причине утраты кормильца | 170 тысяч |
Социальные разновидности выплат | 300 тысяч |
За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.
Повышение пенсии в Узбекистане с 2022 года
C 1 января 2022 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале. Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов.
По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась. Таким образом размер пенсии составлял 1 миллион 54 тысячи сумов (т.е. базовый размер – 55% от средней заработной платы или 892 012 сумов и 10% за каждый год работы, превышающий требуемый стаж в 25 лет).
Изменения в 2020 году
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
В Узбекистане изменится система выплаты пенсий в 2022 году
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно.
Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи.
Доходы 5 млн казахстанцев вырастут в 2022 году — Токаев подписал закон
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2020 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.
На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:
По группе инвалидности | Порядка 360 тысяч |
По причине утраты кормильца | 170 тысяч |
Социальные разновидности выплат | 300 тысяч |
За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.
Новости – повышение пенсии в Узбекистане
Долгожданное повышение пенсии в Узбекистане ожидается в 2019 году. Соответствующий указ был подписан президентом страны Шавкатом Мирзиеевым. Сумма ежемесячных выплат увеличится даже для тех, кто получает пенсию, но продолжает официально работать.
До того, как закон был принят, работающие пенсионеры в Узбекистане получали только 50% от пенсии.
Многие рядовые граждане постсоветских республик до сих пор не могут избавиться от убеждения, что на Западе люди живут лучше. Это не всегда и не совсем так. Наоборот, в том, что касается выхода на пенсию, жители западных стран завидуют россиянам, казахстанцам и узбекистанцам. Так, в Туманном Альбионе женщины выходят на пенсию в 68 лет, а мужчины — в 73 года.
В Узбекистане же, согласно существующему законодательству, на выплату пенсии имеют право лица мужского пола, перешагнувшие шестидесятилетний порог, и женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста. Играет свою роль и трудовой стаж. Закон республики Узбекистан гласит, что он должен быть не менее 20 лет.
В 2019 году действует бюджетная программа, предусматривающая внесение различных дополнений и изменений в существующий закон. Целью существующих поправок следует считать улучшение социальной защиты лиц, ожидающих или продолжающих получать выплату пенсии.
Слухи о повышении пенсии не покидают граждан Узбекистана. Еще несколько лет назад Республика считалась самой бедной страной бывшего СНГ. Сегодняшняя ситуация на порядок лучше, а эксперты прогнозируют еще некоторые приятные изменения в экономике.
Президент Республики известен во всем мире своей политикой, которая обращена на улучшение уровня жизни граждан. Шавкат Мирзиёев ведет политику реформатора, что привлекает внимание международных СМИ. Показатели пенсионных выплат за прежние годы во многом были низкие от того, что банковской системой в Республике никто не занимался.
Например, раньше любое предприятие платило налоги в размере 50% от полученных средств ежемесячно. С началом новой банковской реформы эта сумма уменьшилась до 25%. В связи с этим у руководителей есть возможность повышать уровень заработных плат. По простой формуле расчета пенсии, о которой говорилось выше, именно от уровня зарплат во многом зависит начисление пенсий.
Хоть сейчас точных прогнозов на следующее увеличение пенсионных выплат нет, граждане Узбекистана празднуют маленькое событие, ведь последнее увеличение пенсии на 15% тоже является хорошим результатом. То что власть страны уже продемонстрировала свои серьезные планы в отношении экономики страны, не оставляет сомнений в будущем увеличении уровня жизни.
Таким образом, пенсионные реформы в Узбекистане начали проводиться совсем недавно, но уже достигли определенных успехов. На сегодняшний день минимальная пенсия в Республике составляет почти 300 тысяч сумов. При определении размера выплат учитывается стаж работы, определение индивидуального коэффициента заработки и несколько других факторов. Также государство обеспечивает выплату надбавок и возможность перевода пенсий при переезде в любую из стран СНГ.
Особенности формирования выплаты
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
Узбекистан официально считается социально направленным государством. Как и в любой другой цивилизованной стране, в узбекском государстве предусмотрен индивидуальный подход к пенсионным выплатам. За последние годы власти внесли сразу несколько корректировок в показатели пенсионной отрасли. Причем все нововведения можно назвать социально направленными. По сути, осуществлялись они в интересах собственных граждан.
По состоянию на 2019 год возможностью получать пенсию в Узбекистанской Республике обладают мужчины, которые достигли возраста 60 лет. Для женщины этот возраст чуть меньше — 55 лет. Наличие трудового стажа здесь являет собой достаточно важный фактор. Минимальный рабочий стаж для мужчин равняется 25 годам. Пенсии работающим в Узбекистане женщинам выплачиваются лишь при наличии стажа в 20 лет.
Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля
Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:
- Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
- Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
- Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.
В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:
- Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
- Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
- Новости
- Экономика
- Политика
- Центральная Азия
- Общество
- Технологии
- Культура
- Аналитика
- Тренды
- Рынки
- Интервью
- Бизнес
- Журнал
- Мнения
- Мультимедиа
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Инфографика
- COVID-19
При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.
После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.
Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).
Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).
Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).
С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).
Далее рассмотрит виды пенсий.
Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.
Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:
- обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
- проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
- иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.
На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.
Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.
При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.
Так, кроме прочего, к ним следует отнести:
- военную и приравненную к ней службу;
- индивидуальную трудовую деятельность;
- отпуска по уходу за ребенком;
- обучение в учебных заведениях по очной форме.
В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.
Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.
В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».