Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль финансового управляющего при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответ, казалось бы, — в вопросе. Это специалист, который управляет финансами должника в случаях и пределах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но на самом деле функции и полномочия ФУ гораздо шире.
Кто такой финансовый управляющий
Чтобы управлять финансами, их нужно найти, что и делают ФУ. Они собирают сведения о доходах должника и его имуществе (а также об имуществе супруга).
Финансовые управляющие могут требовать у Арбитражного суда, чтобы он принял меры для сохранности имущества должника (если есть серьёзное подозрение, что имущество может «уйти» из-под носа кредиторов).
Если должник дарил или продавал имущество в последние три года, ФУ пристально изучит эти сделки. А вдруг должник за год до банкротства подарил двоюродному дяде квартиру, хотя у самого уже были проблемы с финансами? Налицо как минимум очень серьёзные подозрения, что должник выводил имущество, чтобы оно не досталось кредиторам.
Кстати, подтвердить честность или найти доказательства фиктивного банкротства — прямая обязанность ФУ. Если только он обнаружит признаки, указывающие, что гражданин банкротится нечестно, то должен сообщить об этом суду (а если речь идет о суммах свыше 2 миллионов, то и в полицию).
Финансовый управляющий участвует в обеих процедурах банкротства:
- в реструктуризации долгов. На этом этапе составляется и утверждается график платежей, по которому гражданин должен расплатиться со всеми кредиторами за определенный срок. Если план предложил должник, то максимальный срок реструктуризации — 2 года, если предложили кредиторы — 3 года.
В ходе реструктуризации ФУ может запрашивать у должника информацию о его финансовом положении, чтобы понять — справится ли он с графиком реструктуризации, если его утвердит суд. В этот должник еще сам распоряжается своими доходами, ФУ их не касается.
- в реализации имущества. Доходы и имущество должника (кроме прожиточного минимума, единственного жилья и некоторых вещей первой необходимости) попадают в конкурсную массу — это все уйдет на оплату долгов.
Кто выбирает арбитражного управляющего
Кредитор, обратившийся в арбитражный суд первым, имеет преимущественное право на выбор арбитражного управляющего. Так, в своем заявлении он указывает (ст.39 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»):
- конкретную кандидатуру управляющего, либо
- СРО, из числа членов которой должен быть выбран управляющий.
Если в арбитражный суд первым обращается должник, то арбитражный управляющий выбирается случайным образом. Метод случайной выборки исключает назначение «карманного» управляющего, призванного действовать в интересах сугубо должника.
Необходимо помнить и об ограничениях. Так, суд не утвердит кандидатуру управляющего, если он:
- заинтересован по отношению к кредитору/должнику;
- не возместил убытки, причиненные в связи с осуществлением им своей профессиональной деятельности по другим банкротным делам;
- сам стал участником банкротного дела в роли ответчика;
- подвергся дисквалификации, либо утратил право занимать руководящие должности;
- не застраховал свою ответственность;
- не имеет допуска к государственной тайне, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения кандидатуры управляющего.
Что такое сро при банкротстве
Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов;
вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;
заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом права.
2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации, соблюдать утвержденный в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемой организации, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
осуществлять с соблюдением требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядком ведения саморегулируемой организацией такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;
проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
обеспечивать доступ к включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, для целей, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Просто указать СРО в заявлении можно, но эффект от таких действий будет непредсказуем. Иногда партнерство сможет предоставить управляющего, но кто им окажется и как он будет работать – неизвестно. Проанализируйте информацию о саморегулируемой организации и ее участниках, а только потом выбирайте. Нужно обратить внимание на следующие параметры:
Дополнительно полезно изучить список членов понравившейся СРО, работающих по делам в регионе, где зарегистрирован должник. Это поможет заранее предположить, кто из них возьмется за дело, и оценить дальнейшие перспективы. Например, можно заранее узнать, насколько часто управляющий отказывается от дела уже после его начала.
Самостоятельно провести анализ данных о разных СРО и выбрать подходящую непросто. Лучше доверить решение этого вопроса профессионалам. Они смогут оценить не только собранную с общедоступных ресурсов информацию, но и рассказать об опыте сотрудничества с теми или другими партнерствами.
Типы менеджеров по банкротству
Стандартная схема банкротства юрлиц состоит из четырех этапов:
- Наблюдение
- Финансовое оздоровление (санация)
- Внешнее управление
- Конкурсное производство
Каждый этап сопровождает арбитражный управляющий, назначенный судом. В зависимости от этапа, управляющий может называться по-разному:
- Временным на этапе наблюдения
- Административным на этапе санации
- Внешним на этапе внешнего управления (данный этап предполагает полное отстранение руководства компании от дел и переход управления в руки арбитражного управляющего)
- Конкурсным на этапе реализации активов и ликвидации
Регламент работы в рамках последней стадии банкротства
Он весьма строг:
- После назначения у конкурсного управляющего есть всего 10 дней на то, чтобы не вызывая неудовольствия суда и кредиторов, опубликовать сведения о начале новой стадии банкротства на ЕФРСБ и в газете «КоммерсантЪ».
- Затем – девяносто дней на то, чтобы сформировать конкурсную массу. То есть, произвести полную инвентаризацию имущества банкрота. Оспорить сомнительные сделки и вернуть имущество, реализованное по ним в «общий котел». Составить подробный список каждого лота торгов с указанием цены каждого.
- После этого ему следует вновь опубликовать новые сведения о ходе этапа на федеральном ресурсе ЕФРСБ и составить отчет для кредиторов
- Затем следует организация торгов. А за ней – новый отчет для собрания кредиторов.
Какие функции выполняет арбитражный управляющий?
При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.
В каком бы качестве не выступал специалист, он:
- осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
- добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
- работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
- следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.
АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:
- наличие российского гражданства;
- членство в СРО;
- отсутствие судимости;
- наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
- прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
- наличие страховки профессиональной ответственности.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
Кто может быть арбитражным управляющим?
К нему предъявляется ряд следующих требований:
- членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
- гражданство РФ;
- свидетельство ИП в качестве арбитражного управляющего;
- высшее образование в области права или экономики (однако допускается диплом об образовании и в другой сфере)
- годовой опыт работы в качестве руководителя;
- двухгодичный стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего;
- оплата взносов в фонд СРО (в случае если специалист некачественно исполнял свои функции, и потребовалась компенсация материальных убытков);
- отсутствие наказаний за умышленные преступления;
- положительная оценка при обучении на спецкурсах;
- страхование ответственности по результатам труда.
Роль управляющего при внешнем управлении
Кредиторы могут потребовать от суда ввести в компании-банкроте внешнее управление. Для этого нужно доказать, что руководители юр. лица ведут себя недобросовестно и не обладают нужными для дела компетенциями. Чаще всего процедура внешнего управления вводится после неудачно завершившегося финансового оздоровления.
Раз управленцы банкрота не справились с долговыми обязательствами, их делами должен заняться специалист со стороны. Длится внешнее управление до двух лет, но чаще завершается за полтора года.
Внешний управляющий получает 45 000 рублей ежемесячно за свою работу и проценты. Управляющий обладает максимальными полномочиями и даже может уволить директора юр. лица.
Перечислим ключевые обязанности и права внешнего управляющего:
- отмена невыгодных сделок (если они еще не реализованы);
- расторжение договоров (не старше трех месяцев).
Ответственность финансового управляющего
Часто действия финуправляющего в рамках процедуры банкротства физических лиц становятся предметом спора и жалоб со стороны кредитора или должника.
К примеру, если управляющий включил в опись не все имущество должника, не оспорил сделки, будет жаловаться банк. При нарушении прав и интересов банкрота или третьих лиц — супруги, детей или родственников должника — будет жаловаться кто-то из них. Если есть претензии к торгам — не допустил участника или указал неверную информацию о лоте — может жаловаться и банкрот, и кредитор, и участник торгов.
Для обжалования действий управляющего и привлечения его к ответственности необходимо составить и направить жалобу в любую инстанцию:
- в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
- в саморегулируемую организацию, в которой состоит управляющий;
- в Росреестр;
- в прокуратуру или ОБЭП.
Какого управляющего утвердит арбитраж
«Кандидатуру какого управляющего утвердит арбитраж?» Подобным вопросом задаются все участники процесса банкротства, если случилась ситуация, когда заявлений о начале процедуры было подано больше одного. Или же, когда арбитражный управляющий уже есть, но посредством голосования на собрании кредиторов на этот пост был выбран совершенно другой человек.
В том случае, когда в арбитраж направлено сразу несколько заявлений на банкротство, все они рассматриваются судьей в порядке очередности. То есть, именно в том порядке, в котором они поступили. Арбитражный суд должен принять к производству одно из этих заявлений. Обычно это первое, которое подходит по всем требованиям. Тогда же выносится и решение об арбитражном управляющем. И почти с абсолютной уверенностью можно сказать, что на пост управляющего будет утвержден кандидат, прописанный в утвержденном заявлении. Остальные кредиторы, которые направили заявления о банкротстве задолжника, присоединяются к рассмотрению дела уже в качестве участников, а не инициаторов процесса.
В случае, когда на равных с уже задействованным управляющим имеется кандидат за которого проголосовали кредиторы на собрании, арбитражный суд рассматривает итоги голосования и утверждает на пост того человека, за которого отдали свои голоса больше кредиторов.
Один из наших клиентов, пришедших к нам после консультации в другой компании рассказал нам такую историю: «Сперва я очень обрадовался, что компания находится рядом с моим домом и предлагает очень хорошие условия. После того как я оставил заявку на сайте, где меня заверили что мое дело теперь в руках опытных профессионалов с многолетним опытом я отправился в офис на бесплатную консультацию. Обойдя весь первый офисный этаж я так и не нашел их. Оказалось, что их офис находится в цоколе. Это было небольшое темное помещение 5 на 5 метров, где на 3-х столах лежали документы, а за оставшимися столами сидели двое уставших мужчин. Я понял, что с успешным списанием долгов у пяти тысяч клиентов меня явно обманули.»
Поэтому перед тем как идти на консультацию, изучите внимательно информацию о компании, которая отражена в объявлении, на сайте или на страницах в социальных сетях и сопоставьте с тем, что вы увидите в офисе. Некоторые компании существенно завышают количество и качество достигнутых ими результатов. Также некоторые клиенты раскрыли одну небольшую тайну: они спрашивают на месте ли руководство. В сомнительных организациях его, как правило, никогда не бывает на месте, а значит что если возникнет какая-то нештатная ситуация может быть потеряно драгоценное время.
Организация находится в стадии ликвидации, имеется кредиторская задолженность, кредиторы подали в суд о взыскании долга. По одному из исков принято решение суда о принудительном взыскании долга.
Имущества у организации должника нет, все расчетные счета закрыты.
В настоящее время руководителем ликвидационной комиссии организации должника принято решение о подаче заявления в Арбитражный суд о признании должника банкротом.
В случае если Суд принимает решение о признании должника банкротом, то назначается конкурсный управляющий.
Форма собственности — Общество с ограниченной ответственностью.
Задолженность — более 300000 руб.
Может ли в данном случае собственник организации-должника назначить конкурсным управляющим своего юриста или это должен быть управляющий из числа арбитражных управляющих (саморегулирующие организации)?
Как происходит назначение конкурсного управляющего судом (предоставляется ли организации право выбора конкурсного управляющего) в таком случае?
У меня два высших образования. Первое — юридическое, училась в Саратовской государственной академии права, окончила ее в 2002 году. Потом захотела поменять сферу — поступила в Финансовую академию (сейчас это университет) при правительстве РФ на специальность «бухучет, финансовый анализ, аудит».
В 2014 году получила дополнительное образование в сфере антикризисного управления — это деятельность арбитражных управляющих, которых назначают в делах о банкротстве.
Востребованность этой специальности начала расти после кризисов 2008 и 2014 годов.
Каждый арбитражный управляющий должен состоять в СРО, организация распределяет между нами работу. Всего в России примерно 50 СРО, в них состоят почти 20 тысяч арбитражных управляющих. Реально из них работают примерно 10 тысяч: остальные, по данным Росреестра, дисквалифицированы за нарушения в работе.
Я начала брать дела по банкротствам в ноябре 2016 года. Сначала совмещала: с 9:00 до 18:00 работала в банке, с 20:00 до полуночи занималась банкротствами. Чувствовала нестабильность своего положения на основной работе — и оказалась права: у банка отобрали лицензию, а всех сотрудников уволили.
Тогда мне повезло: довольно скоро бывший коллега предложил работу в многопрофильном холдинге. До марта 2019 года я руководила там корпоративной службой и получала 275 000 Р плюс годовой бонус в размере шести месячных окладов. По иронии судьбы холдинг обанкротился. После этого я переключилась на работу арбитражным управляющим, хотя всегда рассматривала это занятие как подработку.