Как обжаловать и установить степень вины ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать и установить степень вины ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если участник ДТП не признает себя виновным и не согласен с протоколом об административном правонарушении, ему нужно подготовить письменное возражение. Для этого необходимо тщательным образом изучить схему ДТП, имеющиеся материалы по делу и сам протокол — на предмет допущенных при составлении документов нарушений.

Порядок установления виновника ДТП

Для того чтобы расследовать ДТП, правоохранительные органы предпринимают следующие действия:

  • Материалы дела по происшествию направляются в отделение ГИБДД, где специальная группа административной практики детально рассматривает все факторы и причины аварии, определяет нарушения, выносит постановление о наложении штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В процедуре разбора могут принимать участие все стороны ДТП. Этим не стоит пренебрегать. Присутствие на этой, пусть и неприятной, но необходимой, процедуре, дает возможность участнику происшествия доказать свою правоту и избежать обвинения. Если в результате ДТП пострадал или погиб человек, дело передается в суд для возбуждения уголовного дела;
  • Если расследование показало отсутствие нарушений правил ПДД и наличие факторов, перечисленных в КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении – дело прекращается, участников к ответственности не привлекают, выдается справка ДТП, где указывается, что виновных лиц нет;
  • Если участник ДТП не считает себя виновным и не согласен с вынесенным решением «группы разбора» – он может обратиться в суд. Для этого собираются документы, подтверждающие его невиновность, размер полученного ущерба, пишется исковое заявление, к которому прикладывается постановление ГИБДД. Суд запросит дело из ГИБДД, назначит судебное разбирательство. Для вынесения окончательного решения будут опрошены свидетели ДТП, изучены фото, записи видеорегистратора и камер наблюдения. Возможно, потребуется заключение трасологической экспертизы, в случае телесных повреждений — судебной медицинской экспертизы. Как правило, эти услуги платные, обходятся недешево, но того стоят. Очень часто на основании имеющихся данных суд отменяет постановление ГИБДД и выносит положительный вердикт в пользу истца. В таком случае, все расходы, в том числе связанные с проведением необходимых экспертиз, возместит ответчик. Кроме того, решение суда, позволит обратиться в страховую компанию виновной стороны и получить положенное возмещение материального ущерба. Если же в суде будет доказана вина обеих сторон, то страховое возмещение будет частичным (обычно 50%).

Установление вины на месте ДТП

Для того чтобы доказать свою невиновность нужны факты, ее подтверждающие. Этому вопросу необходимо уделить максимум внимания и подойти очень серьезно.

Необходимо:

  • Использовать запись видеорегистратора;
  • Узнать о наличии камер наружного наблюдения у находящихся рядом с местом происшествия организаций;
  • Найти свидетелей, получить их согласие на добровольную дачу показаний в суде, если в этом возникнет необходимость. Зафиксировать данные ими показания и контактные данные;
  • Принимать активное в воссоздании картины ДТП.

Обычно, если авария произошла во время плохих погодных условий или на дороге с высоким потоком движения, про очевидцев происшествия забывают. Велика вероятность заполнения протокола с процессуальными нарушениями. Оспаривать свою вину с такими документами сложно.

В ходе расследования ДТП есть несколько вариантов развития событий:

  • Обе стороны признают себя виновными;
  • Обе стороны признают себя виновными, но не могут достичь согласия в определении ее степени;
  • Ни одна из сторон не считает себя виновной;
  • Виновный на месте ДТП не определен.

Все просто, когда есть признание вины потерпевшим. Заполняются необходимые документы, подписывается и составляется протокол. Степень виновности и остальные спорные моменты решаются в суде.

Возражение участника ДТП на протокол ГИБДД

Никому не хочется признавать себя виновным в ДТП. Однако если авария все же случилась, необходимо придерживаться определенного порядка действий.

Вызов ГИБДД является обязательным, если участники происшествия не могут прийти к соглашению в определении и признании степени вины или если есть пострадавшие, необходимо дождаться приезда инспектора.

Он должен осмотреть место дорожного инцидента, составить протокол, нарисовать схему ДТП и дать заключение о виновности и ее степени для каждого участника. Соответственно сделанному правонарушению будет назначено наказание.

Если водитель, нарушивший правила дорожного движения, не виноват в случившемся, нужно обратить особое внимание на процедуру составления протокола, который подписывают впоследствии обе стороны.

Дело в том, что подписав документ, вы соглашаетесь со всем в нем написанным. Доказать обратное, потом будет практически невозможно.

Читайте также:  Льготы и выплаты Почетным донорам России в 2023 году

Поэтому, учитывайте следующие нюансы:

  • в протоколе не должно быть формулировки « виновный», замените ее на «водитель»;
  • в графе «Объяснение» укажите, с чем конкретно вы не согласны;
  • сотрудник ГИБДД обязан ознакомить вас с вашими правами, отметка об этом ставится в графе «С протоколом ознакомлен»;
  • в протоколе должны отсутствовать пустые строчки, если они есть, нужно поставьте прочерк;
  • в протоколе необходимо указать свидетелей ДТП, иначе, в случае суда, их трудно будет привлечь к даче показаний;
  • на всякий случай, попросите себе копию протокола.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб.

Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс.

руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

При аварии не нужно паниковать. Все в ваших руках. Если виновник ДТП скрылся, не отчаивайтесь. Вызывайте сотрудников ГИБДД и попытайтесь собрать как можно больше доказательств по делу.

Запись с видеорегистратора – это одно из самых весомых доказательств. На основании нее может строиться вся база. Если в машине такой прибор не установлен, то придется найти как можно больше свидетелей аварии. Возьмите у них контактные номера телефонов, договоритесь о возможности участия их в суде.

Свидетели необходимы и для фиксации правонарушения. Они будут выступать в качестве понятых. Для составления протокола требуется как минимум два человека. Их явка в суд не обязательна.

Читайте также:  Среднесписочная численность работников: правила расчета

Учтите! Если работник государственной инспекции дорожного движения не желает возбуждать административное дело, вы не получите протокол и справку. В связи с этим получить страховую премию будет невозможно. Поэтому настаивайте на фиксации правонарушения, даже если виновника ДТП нет на месте.

Кто определяет вину в ДТП — ГИБДД или суд

При ДТП определяются виновные и пострадавшие лица. Степень виновности определяет суд на основании полученных исследовательских данных. Сотрудник государственной инспекции дорожного движения собирает первичные доказательства, которые в дальнейшем могут понадобиться для назначения наказания.

Внимание! Раньше, до внесения изменений в закон, определять степень виновности участников ДТП мог сотрудник государственной инспекции дорожного движения. После ДТП ему вручалось постановление. На основании него выносилось наказание. Сам водитель принимал решение: идти в суд или исполнить требования работника ДПС.

Решение о внесении изменений в закон было принято на основании существующей статьи 1.5 Кодекса об Административных правонарушениях и статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают презумпцию невиновности.

Прибывшие на место аварии специалисты органов по-прежнему составляют протокол. Но сейчас они не выносят постановление. Фактически они просто отражают нюансы аварии в бумаге, которую в дальнейшем будет рассматривать суд.

Как определить вину и ответственность участников ДТП

Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Особенности установления виновника ДТП

Все, что было описано выше – ситуация практически идеальная, когда сотрудники ГИБДД сработали своевременно и есть документ, подтверждающий наличие (отсутствие) вины в ДТП. Но жизненные обстоятельства могут внести свои коррективы. Что же делать, когда виновник ДТП не может быть установлен (никто правила не нарушал, истекли сроки привлечения к административной ответственности и т. . ).

Во-первых, в любом случае потерпевший (кто себя таким считает) подает документы в страховую организацию при наличии ОСАГО. Если она откажет, подавайте претензию в страховую, жалобу на страховую компанию и иск о возмещении ущерба в ДТП. Ответчиками должны быть страховая и второй участник ДТП.

И вот уже в рамках рассмотрения искового заявления установление виновника ДТП будет осуществлено судом.

Основания для признания виновника ДТП через суд

Дорожные инциденты сопровождаются повреждением автомашин или вредом здоровью. Возможность получить компенсацию ущерба зависит от установления виновника ДТП. Если сотрудники ГИБДД или сами участники правильно оценили все обстоятельства аварии и надлежащим образом составили процессуальные бланки и формы, проблем с определением вины одного из водителей не возникает. В иных случаях может потребоваться обращение в суд.

Возмещение ущерба от ДТП происходит за счет страховых выплат по программе ОСАГО, либо за счет собственных средств виновника. Для этого закон допускает следующие варианты оформления документов по итогам столкновения на дороге:

  • путем составления документов по программе Европротокола. Это возможно, если в ДТП пострадало не более двух автомобилей, причинен только имущественный вред на сумму не более 100 тыс. рублей, а оба водителя согласны с оценкой причин и последствий аварии;
  • путем вызова на место аварии сотрудников ГИБДД, заполнения процессуальных бланков в их присутствии и с участием обоих автовладельцев;
  • путем розыска виновника ДТП, если он скрылся с места происшествия.

Таким образом, вина одного или обоих автовладельцев может быть зафиксирована в обоюдном извещении о ДТП, либо в протоколе инспектора ГИБДД.

При составлении документов по программе Европротокола оспаривание вины одним из водителей практически невозможно. Все обстоятельства аварии подробно описываются в бланках и подтверждаются подписями обоих граждан. Тогда в каких случаях необходимо обращение в суд, чтобы установить надлежащего виновника столкновения? Это может быть обусловлено следующими причинами:

  • несогласие с выводами сотрудников ГИБДД об отсутствии вины каждого из водителей в столкновении, либо о наличии обоюдной вины;
  • возражения относительно признания вины одного из автовладельцев в протоколе (в этом случае происходит оспаривание протокола и постановления в административном порядке);
  • если сотрудники ГИБДД затягивают процедуру оформления документов и расследование обстоятельств аварии.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Читайте также:  Как заполнить декларацию на налоговый вычет за 30 минут: инструкция с картинками

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Установление виновника ДТП в судебном порядке

Если произошло незначительное ДТП и пострадавших нет, то водители, как правило, решают вопрос на месте: один из них признает вину и выплачивает компенсацию другому, о чем составляется расписка. Например, когда один водитель не соблюдает дистанцию и сталкивается с впереди движущимся автомобилем: повреждения могут быть незначительными, водители осматривают свои авто и, не желая терять время, водитель, двигавшийся позади, признает свою вину и готов на месте ДТП выплатить денежную компенсацию, которая устроит обоих. При этом такой водитель должен обязательно взять расписку у первого о том, что в результате ДТП (указать данные автомобилей и водителей) причиненный ущерб возмещен на месте в таком-то размере и претензий друг к другу участники ДТП не имеют.

Другой случай если произошло серьезное ДТП, имеются пострадавшие или участники не признают свою вину.

Обоюдная вина участников ДТП

Нужно отметить, что такого понятия, как «обоюдная вина» в юридическом аспекте нет. Обычно этим термином сотрудники ГИБДД и представители страховых компаний называют ситуацию, когда в случившемся дорожном происшествии виноваты оба водителя (каждый из них нарушил правила ПДД).

По результатам административного расследования принимается одно из следующих возможных решений:

  • В ДТП признают виновным одного из участников. В этом случае его страховая компания выплачивает потерпевшему компенсацию за причиненный ущерб;
  • Если показания участников противоречивы и нет возможности установить истинную картину происшествия — инспектор ГИБДД вынесет постановление и прекращении дела;
  • В ДТП признаны виновными оба участника аварии. Каждому оформляется протокол и постановление. Назначается штраф за административное нарушение.

Юридически об «обоюдке» можно говорить только в последнем варианте. Так как в законодательстве нет четких разъяснений по этому вопросу, страховые компании ОСАГО могут отказать выплате потерпевшей стороне или компенсировать лишь половину ущерба.

Как составить исковое заявление

Следует указать:

  • полное название суда, куда будет направлен иск;
  • ФИО участников аварийного происшествия, их адреса по месту регистрации и иные реквизиты, реквизиты и личные данные адвокатов и иных представителей;
  • подробный перечень исковых требований (включая расчет суммы компенсации цифрами и словами);
  • детальное описание обстоятельств аварии и конкретизация причиненного вреда;
  • перечень документов, прилагаемых к иску.

Иск необходимо составлять обычным образом, ссылаясь на правовые нормы, используя устойчивые обороты и юридические термины. Составленный иск в обязательном порядке проверяет помощник судьи до подачи в суд.

Опираясь на статью 28 ГПК РФ, заявление подается в районный суд при условии, что исковые требования составили более 50 тыс. рублей, в ином случае заявление должно быть отправлено мировому судье.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец иска о возмещении ущерба в результате ДТП:

Внимание! К исковому заявлению необходимо приложить:

  • квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины;
  • квитанцию, которая будет являться подтверждением направленной автомобилисту претензии в рамках попытки урегулировать спор до начала судебного разбирательства;
  • доказательства, подтверждающие вину ответчика, ими могут являться фото- и видеоматериалы, слова свидетелей;
  • заключение, полученное у независимого эксперта в рамках независимой экспертизы, свидетельствующее о конкретном размере причиненного ущерба.

С целью разбирательства в сложившемся вопросе суд будет запрашивать необходимые документы из органов полиции, а также проводить повторную экспертизу для более детального выяснения обстоятельств.

При успешном доказательстве вины автомобилиста, явившегося виновником ДТП, потерпевший получит решение, которое будет подтверждать данный факт. Такой документ необходим для получения компенсации и должен быть направлен в страховую компанию.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...