Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.

Почему нельзя исключать НДС из сметы?

Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.

      Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.

    Компенсация НДС при использовании УСН (для Методики-2020)

    Подрядчики-упрощенцы допускают две распространенные ошибки:

    1. Учитывают НДС в составе расходов и не отражают в смете. Появляются лишние расходы, возможны убытки, так как налог не учтен в цене работ.

    Кроме того, есть риск получить претензии от ФНС и доначисление налогов с пенями и штрафами — так как подрядчик занижает налог к уплате, необоснованно увеличивая расходы.

    1. Выписывают смету и счет-фактуру с НДС. Упрощенцы, которые выписали счет-фактуру с НДС, обязаны отчитаться по налогу и уплатить его в бюджет. При этом возместить входной НДС все равно не получится. В итоге подрядчик платит налог два раза: сначала поставщикам, а после расчета с заказчиком еще и в бюджет.

    Нельзя просто взять и умножить итоговую стоимость работ по смете на ставку налога. Сумму для графы «Компенсация НДС» нужно рассчитать по формуле. Она утверждена письмом Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10:

    (Мат + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 20 %, где:

    • Мат — расходы на материалы по смете;
    • (ЭМ — ЗПМ) — расходы на эксплуатацию машин, уменьшенные на зарплату машинистов;
    • НР ч 0,1712 — накладные расходы в мат затратах (17,12% — стандартный норматив, в районах Крайнего Севера он повышен на уровень 18,2%);
    • СП × 0,15 — сметная прибыль по нормативу 15 %;
    • ОБ — расходы на эксплуатацию оборудования;
    • 20, 10 или 0% — ставка НДС.

    Когда на УСН придётся заплатить НДС

    Общими положениями УСН учёт и перечисление НДС не предусмотрено. Однако, Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи, когда исчислить НДС всё-таки придётся:

    • если предстоит выполнение госзаказа или контрагентом по договору строительного подряда выступает организация, находящаяся на ОСНО
    • поставка товаров для предприятия осуществляется из-за границы
    • имеют место договора доверительного управления, простого или инвестиционного товарищества, при условии, что контрагент находится на ОСНО
    • если предприятие арендует или выкупает имущество у муниципалитетов
    • предприятие на УСН выдало покупателю счёт-фактуру с выделенной суммой НДС

    Далее тема в статье будет рассматриваться при условии проведения строительных работ.

    Госзаказ и компенсация НДС упрощенцем

    Компенсация при выполнении госзаказа рассчитывается и оформляется по аналогичному принципу. Исполнители работ, работающие на упрощенке, платят НДС своим контрагентам на ОСНО. Например, оплачивая работу субподрядчиков или при осуществлении закупки материалов и комплектующих «с НДС».

    Союз инженеров-сметчиков в недавнем письме № РС-ПГ-200/2020 от 8 июня 2020 года предлагает упрощенцам использовать алгоритм определения компенсации затрат НДС. Рассчитанный по формуле налог упрощенец, работающий по госзаказу, также отражает в сметном расчете в отдельной строке «Компенсация по НДС». По-другому исполнитель госзаказа на УСН не имеет права их предъявить к оплате заказчику и потеряет 20% от своих расходов, оплаченных контрагентам «с НДС». Как видите, ничего сложного в порядке расчета компенсации НДС упрощенцами нет.

    Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

    Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.

    В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».

    Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.

    А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.

    Что отсутствует в новой методике?

    1. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
    2. Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
    3. При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
    4. Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
    5. Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004

    Сравнение нормативов накладных расходов

    N п/п Виды работ Нормативы накладных расходов к ФОТ рабочих, занятых в строительной отрасли, %
    Приказ 812/пр МДС 33 % Приказ 812/пр МДС 34 % Приказ 812/пр МДС 34 %
    Центральные регионы МПРКС РКС
    I Строительные работы
    1 Земляные работы, выполняемые:
    1.1 механизированным способом 92 95 -3,26% 93 100 -7,53% 97 105 -8,25%
    1.2 ручным способом 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    1.3 с применением средств гидромеханизации 94 85 9,57% 95 84 11,58% 99 94 5,05%
    1.4 по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    1.5 механизированное рыхление и разработка вечномерзлого грунта 94 95 99
    2 Горновскрышные работы 99 101 -2,02% 100 105 -5,00% 104 119 -14,42%
    3 Буровзрывные работы 106 110 -3,77% 107 116 -8,41% 111 121 -9,01%
    4 Скважины 106 112 -5,66% 107 118 -10,28% 111 123 -10,81%
    5 Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов:
    5.1 свайные работы 117 130 -11,11% 118 138 -16,95% 123 150 -21,95%
    5.2 опускные колодцы 94 87 7,45% 95 95 0,00% 99 107 -8,08%
    5.3 закрепление грунтов 94 87 7,45% 95 95 0,00% 99 107 -8,08%
    6 Бетонные и железобетонные монолитные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 6.1, 6.2) 102 промышленном 105 жилищно-гражданском 120 103 промышленном 110 жилищно-гражданском 126 107 промышленном 116 жилищно-гражданском 132
    6.1 с применением индустриальных видов опалубки 108 109 113
    6.2 конструкции зданий атомных электростанций 118 105 11,02% 119 110 7,56% 124 116 6,45%
    7 Бетонные и железобетонные сборные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 7.1 и 7.2) 110 промышленном 130 жилищно-гражданском 155 111 промышленном 137 жилищно-гражданском 163 116 промышленном 143 жилищно-гражданском 171
    7.1 жилых, общественных и административно-бытовых зданий промышленных предприятий 116 117 122
    7.2 конструкции зданий атомных электростанций 132 130 1,52% 133 137 -3,01% 139 143 -2,88%
    8 Конструкции из кирпича и блоков 110 122 -10,91% 111 128 -15,32% 116 134 -15,52%
    9 Строительные металлические конструкции (за исключением пункта 9.1) 93 90 3,23% 94 95 -1,06% 98 99 -1,02%
    9.1 конструкции атомных электрических станций 99 100 104
    10 Деревянные конструкции 108 118 -9,26% 109 124 -13,76% 113 130 -15,04%
    11 Полы 112 123 -9,82% 113 129 -14,16% 118 135 -14,41%
    12 Кровли 109 120 -10,09% 110 126 -14,55% 114 132 -15,79%
    13 Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии 94 90 4,26% 95 95 0,00% 99 99 0,00%
    14 Конструкции в сельском строительстве (за исключением пунктов 14.1, 14.2) 95 металлические 90
    каркаснообшивные 118
    96 металлические 95
    каркаснообшивные 124
    100 металлические 99
    каркаснообшивные 130
    14.1 здания и сооружения из бетонных и железобетонных конструкций 113 130 -15,04% 114 137 -20,18% 119 143 -20,17%
    14.2 установка железобетонных конструкций при строительстве теплиц и овощехранилищ 99 103 -4,04% 100 108 -8,00% 104 113 -8,65%
    15 Отделочные работы 100 105 -5,00% 101 110 -8,91% 105 116 -10,48%
    16 Сантехнические работы: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) 121 128 -5,79% 122 134 -9,84% 127 141 -11,02%
    17 Временные сборно-разборные здания и сооружения 96 96 0,00% 97 101 -4,12% 101 106 -4,95%
    18 Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы 117 130 -11,11% 118 137 -16,10% 123 143 -16,26%
    19 Магистральные и промысловые трубопроводы 111 120 -8,11% 112 126 -12,50% 117 132 -12,82%
    20 Теплоизоляционные работы 97 100 -3,09% 98 105 -7,14% 102 110 -7,84%
    21 Автомобильные дороги (за исключением пункта 21.1) 126 142 -12,70% 127 149 -17,32% 132 156 -18,18%
    21.1 устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее 113 114 119
    22 Железные дороги 109 114 -4,59% 110 120 -9,09% 114 125 -9,65%
    23 Тоннели и метрополитены:
    23.1 закрытый способ работ 146 145 0,68% 147 150 -2,04% 153 160 -4,58%
    23.2 открытый способ работ 126 125 0,79% 127 127 0,00% 132 140 -6,06%
    24 Мосты и трубы 122 110 9,84% 123 135 -9,76% 128 148 -15,63%
    25 Аэродромы 107 115 -7,48% 108 121 -12,04% 112 134 -19,64%
    26 Трамвайные пути 106 112 -5,66% 107 126 -17,76% 111 129 -16,22%
    27 Линии электропередачи 103 105 -1,94% 104 113 -8,65% 108 126 -16,67%
    28 Сооружения связи, радиовещания и телевидения 98 100 -2,04% 99 105 -6,06% 103 110 -6,80%
    29 Горнопроходческие работы:
    29.1 прохождение горных выработок 103 108 -4,85% 104 113 -8,65% 108 119 -10,19%
    29.2 другие работы 97 95 2,06% 98 100 -2,04% 102 105 -2,94%
    30 Земляные конструкции гидротехнических сооружений 97 95 2,06% 98 100 -2,04% 102 105 -2,94%
    31 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений 117 120 -2,56% 118 126 -6,78% 123 132 -7,32%
    32 Каменные конструкции гидротехнических сооружений 108 122 -12,96% 109 128 -17,43% 113 134 -18,58%
    33 Металлические конструкции гидротехнических сооружений 94 90 4,26% 95 95 0,00% 99 99 0,00%
    34 Деревянные конструкции гидротехнических сооружений 109 118 -8,26% 110 124 -12,73% 114 130 -14,04%
    35 Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях 102 104 -1,96% 103 109 -5,83% 107 114 -6,54%
    36 Берегоукрепительные работы 94 89 5,32% 95 93 2,11% 99 98 1,01%
    37 Судовозные пути стапелей и слипов 97 97 0,00% 98 102 -4,08% 102 107 -4,90%
    38 Подводно-строительные (водолазные) работы 108 115 -6,48% 109 121 -11,01% 113 127 -12,39%
    39 Промышленные печи и трубы 102 105 -2,94% 103 110 -6,80% 107 116 -8,41%
    40 Работы по реконструкции зданий и сооружений:
    40.1 усиление и замена существующих конструкций, возведение отдельных конструктивных элементов (за исключением работ по приготовлению материалов в построечных условиях) 103 110 -6,80% 104 116 -11,54% 108 121 -12,04%
    40.2 разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом 91 -20,88% 92 116 -26,09% 96 121 -26,04%
    41 Озеленение. Защитные лесонасаждения 103 115 -11,65% 104 121 -16,35% 108 140 -29,63%
    II Монтаж оборудования
    42 Металлообрабатывающее оборудование 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    43 Деревообрабатывающее оборудование 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    44 Подъемно-транспортное оборудование 92 80 13,04% 93 84 9,68% 97 88 9,28%
    45 Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование 92 80 13,04% 93 84 9,68% 97 88 9,28%
    46 Весовое оборудование 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    47 Теплосиловое оборудование 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    48 Компрессорные установки, насосы и вентиляторы 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    49 Электротехнические установки (за исключением пункта 52):
    49.1 на атомных электростанциях 113 110 2,65% 114 116 -1,75% 119 121 -1,68%
    49.2 на горнорудных объектах 97 98 102
    49.3 на других объектах 97 95 2,06% 98 100 -2,04% 102 105 -2,94%
    50 Электрические печи 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    51 Оборудование связи (за исключением пункта 52):
    51.1 прокладка и монтаж сетей связи 90 100 -11,11% 91 105 -15,38% 95 110 -15,79%
    51.2 монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования 95 92 3,16% 96 97 -1,04% 100 101 -1,00%
    51.3 прокладка и монтаж междугородных линий связи 111 120 -8,11% 112 126 -12,50% 117 132 -12,82%
    51.4 устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах 94 92 2,13% 95 97 -2,11% 99 101 -2,02%
    52 Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах 96 95 1,04% 97 100 -3,09% 101 105 -3,96%
    53 Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники (за исключением пункта 52) 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    54 Технологические трубопроводы 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    55 Оборудование атомных электрических станций 109 101 7,34% 110 106 3,64% 114 111 2,63%
    56 Оборудование прокатных производств 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    57 Оборудование для очистки газов 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    58 Оборудование предприятий черной металлургии 92 80 13,04% 93 84 9,68% 97 88 9,28%
    59 Оборудование предприятий цветной металлургии 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    60 Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    61 Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    62 Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте 95 92 3,16% 96 97 -1,04% 100 101 -1,00%
    63 Оборудование метрополитенов и тоннелей 96 80 16,67% 97 84 13,40% 101 88 12,87%
    64 Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    65 Оборудование предприятий электротехнической промышленности 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    66 Оборудование предприятий промышленности строительных материалов 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    67 Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности 91 80 12,09% 92 84 8,70% 96 88 8,33%
    68 Оборудование предприятий текстильной промышленности 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    69 Оборудование предприятий полиграфической промышленности 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    70 Оборудование предприятий пищевой промышленности 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    71 Оборудование театрально-зрелищных предприятий 87 80 8,05% 88 84 4,55% 91 88 3,30%
    72 Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    73 Оборудование предприятий кинематографии 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    74 Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    75 Оборудование предприятий легкой промышленности 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    76 Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    77 Оборудование сельскохозяйственных производств 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    78 Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    79 Оборудование общего назначения 92 80 13,04% 93 84 9,68% 97 88 9,28%
    80 Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз 90 66 26,67% 91 66 27,47% 95 66 30,53%
    81 Контроль монтажных сварных соединений 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    82 Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов, сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    III Пусконаладочные работы
    83 Пусконаладочные работы (за исключением технологического оборудования АЭС) 74 65 12,16% 75 68 9,33% 78 72 7,69%
    84 Пусконаладочные работы технологического оборудования АЭС 83 84 87
    IV Ремонтно-строительные работы
    85 Земляные работы, выполняемые:
    85.1 механизированным способом 89 78 12,36% 90 82 8,89% 93 86 7,53%
    85.2 вручную 87 75 13,79% 88 79 10,23% 91 83 8,79%
    86 Фундаменты 93 93 0,00% 94 98 -4,26% 98 102 -4,08%
    87 Стены 92 86 6,52% 93 90 3,23% 97 95 2,06%
    88 Перекрытия 92 85 7,61% 93 89 4,30% 97 94 3,09%
    89 Перегородки 92 89 3,26% 93 93 0,00% 97 98 -1,03%
    90 Проемы 90 82 8,89% 91 86 5,49% 95 90 5,26%
    91 Полы 89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    92 Крыши, кровли 90 83 7,78% 91 87 4,40% 95 91 4,21%
    93 Лестницы, крыльца 89 76 14,61% 90 80 11,11% 93 84 9,68%
    94 Печные работы 89 78 12,36% 90 82 8,89% 93 86 7,53%
    95 Штукатурные работы 89 79 11,24% 90 83 7,78% 93 87 6,45%
    96 Малярные работы 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    97 Стекольные, обойные и облицовочные работы 90 77 14,44% 91 81 10,99% 95 85 10,53%
    98 Лепные работы 90 74 17,78% 91 78 14,29% 95 81 14,74%
    99 Внутренние санитарно-технические работы:
    99.1 демонтаж и разборка 87 74 14,94% 88 78 11,36% 91 81 10,99%
    99.2 смена труб, санприборов, запорной арматуры и другое 103 103 0,00% 104 108 -3,85% 108 113 -4,63%
    100 Наружные инженерные сети:
    100.1 демонтаж, разборка, очистка; 89 74 16,85% 90 78 13,33% 93 81 12,90%
    100.2 замена участков трубопроводов, восстановление и замена изделий и другое 104 108 -3,85% 105 108 -2,86% 109 113 -3,67%
    101 Электромонтажные работы 91 85 6,59% 92 89 3,26% 96 94 2,08%
    102 Благоустройство 102 104 -1,96% 103 109 -5,83% 107 114 -6,54%
    103 Прочие ремонтно-строительные работы 92 78 15,22% 93 82 11,83% 97 86 11,34%
    V Капитальный ремонт оборудования
    104 Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов
    (ГЭСНмр 81-06-01-….), за исключением отделов 5 и 6
    89 80 10,11% 90 84 6,67% 93 88 5,38%
    Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), отделы 5 и 6 74 80 -8,11% 75 84 -12,00% 78 88 -12,82%
    105 Ревизия трубопроводной арматуры 90 80 11,11% 91 84 7,69% 95 88 7,37%
    VI Прочие работы
    106 погрузочно-разгрузочные работы 90 100 -11,11% 90 100 -11,11% 90 100 -11,11%
    107 перевозка строительных грузов автомобильным транспортом 94 120 -27,66% 94 120 -27,66% 94 120 -27,66%
    108 изготовление в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок 73 66 9,59% 73 66 9,59% 73 66 9,59%
    109 Получение электроэнергии от передвижных источников снабжения 78 78 78

    Проблема с НДС в смете

    В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.

    Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
    Такой путь не является правильным.
    Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой.

    Краткое резюме:
    При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!

    Можно ли обойтись без расчета компенсации НДС при УСН

    На практике встречаются два варианта развития событий для «упрощенца», и оба – неправильные:

    Вариант учета НДС

    Последствия

    Подрядчик никак не учитывает НДС в смете, а в учете отражает его в составе накладных расходов

    • Исполнитель несет убытки, т.к. не учитывает НДС при расчете стоимости своей работы.
    • Подрядчик, применяющий объект «доходы минус расходы», вызовет еще и вопросы у налоговых инспекторов, т.к. занизит УСН-налог, а далее последуют доначисления, пени, штрафы

    Исполнитель на УСН предъявляет заказчику счет-фактуру

    • Подрядчик обяжет себя отчитаться перед налоговой и уплатить НДС в бюджет, а принять его к вычету все равно не сможет.
    • В итоге НДС будет уплачен дважды: сначала при приобретении материалов, затем в бюджет – по факту окончания работ

    Большинство компаний, перешедших на упрощенный режим налогообложения, от исчисления и уплаты НДС освобождены. Конечно, некоторые операции являются исключением, но все же общее правило действует на всех.

    Следовательно, при расчете цены работ, товаров и услуг субъект на УСНО не должен учитывать налог на добавленную стоимость. Ведь он его платить не должен. Однако это не всегда так.

    Допустим, строительная организация на упрощенном режиме при составлении сметы решила не включать НДС в состав затрат. По идее, все верно. Ведь у субъекта нет никакой обязанности платить налог в бюджет. Но ведь материалы, которые будут приобретены для оказания строительных работ, в большинстве случаев уже включают НДС.

    В результате исключения НДС из сметных расчетов компания будет терпеть убытки. Конечно, при небольшой стоимости сделки неучтенные расходы будут минимальны, и организация их может практически не почувствовать. Также не заметить затраты на компенсацию НДС при УСН (формула далее) можно, если основные поставщики и контрагенты тоже работают на УСНО. Однако с поставщиками на ОСНО и при крупной сумме сделки убытки будут значительны.

    Разберем ситуацию на конкретном примере:

    Например, доска деревянная одна штука при одном ценнике будет иметь разную стоимость:

    • для компании на ОСНО — 120 рублей, в том числе 100 рублей — чистая стоимость доски, а 20 рублей — сумма НДС, которая компания в дальнейшем оформит к вычету. В итоге одну доску фирма на ОСНО купит за 100 рублей;
    • для организации или ИП на УСН все та же деревянная доска будет стоить 120 рублей без какого-либо права на возврат налога из бюджета.

    Но упрощенец включит в смету в стоимость доски только 100 рублей, без начисления НДС. Именно эти 20 рублей неучтенного налога следует заложить в смете в специальном разделе «Компенсация расходов НДС». В противном случае компания может понести убытки.

    В случае выставления счета-фактуры с выделением НДС налогоплательщик, применяющий УСН, перечисляет налог в бюджет по мере поступления оплаты от контрагента

    Примечание: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2012 № А27-8123/2012

    Организация применяет УСН и, соответственно, не признается плательщиком НДС. Однако она выставляла счета-фактуры с выделением суммы указанного налога, перечисляя в бюджет НДС по мере поступления оплаты от контрагента. По результатам камеральной проверки инспекция приняла решение о доначислении компании НДС. Свое решение налоговый орган мотивировал тем, что обязанность по уплате указанного налога возникает у организации с момента выставления счетов-фактур и не связана с фактом оплаты товара покупателем. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.

    Читайте также:  Как получить гражданство РФ по браку

    Суды первой и второй инстанций удовлетворили требования организации, исходя из следующего. Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ по общему правилу применяющие УСН организации не являются плательщиками НДС. Однако такие лица должны перечислить в бюджет НДС в случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Налог при этом уплачивается по итогам каждого квартала исходя из соответствующей реализации товаров за истекший налоговый период (п. 4 ст. 174 НК РФ). Судами установлено, что налогоплательщик выставил счета-фактуры с выделенным НДС, однако они были оплачены покупателем лишь частично. В этом случае организация обязана перечислить в бюджет только те суммы налога, которые фактически получены от покупателя, то есть НДС исключительно с оплаченной суммы реализации. По мнению судов, именно такая ситуация предусмотрена п. 5 ст. 173 НК РФ.

    Суды отметили, что обязанности по исчислению и уплате суммы НДС согласно выставленным счетам-фактурам не изменяют статуса лиц, не являющихся плательщиками данного налога. К таким лицам не может быть применен общеустановленный порядок исчисления и уплаты налога, предусмотренный ст. ст. 153, ст. 167 и ст. 173 НК РФ.

    Таким образом, применяющая УСН организация правомерно перечисляла в бюджет НДС по мере того, как от покупателя поступали суммы оплаты товаров по счетам-фактурам с выделенным НДС.

    Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2012 № А27-3594/2012, ФАС Уральского округа от 14.12.2011 № А34-1747/2011. Однако следует отметить, что использование такого подхода может повлечь споры с налоговыми органами. При этом не исключено, что суд сделает противоположный вывод о правомерности применения положений Налогового кодекса РФ относительно момента определения налоговой базы (дата отгрузки или дата предоплаты) к лицам, не признаваемым плательщиками НДС. Косвенно это подтверждает ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.03.2010 № А63-13200/2006-С4

    Примечание: Определением ВАС РФ от 27.04.2010 № ВАС-4888/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ. Примечание: Налоговый агент по НДС. Независимо от системы налогообложения, в случаях, предусмотренных статьей 161 НК РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов.

    Нужно сумму НДС включать в доход по УСН ? Нужно ли уплачивать НДС ?

    «Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы», выставила покупателю счет-фактуру с выделением НДС. Полученный налог полностью уплачен в бюджет. Вправе ли организация при расчете единого налога не включать сумму НДС в доходы?»

    В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налогоплательщики, перешедшие на УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

    Соответственно, организации, применяющие УСН, счета-фактуры выставлять не должны (п. 3 ст. 169 НК РФ). При этом пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что в случае выставления счета — фактуры покупателю с выделением суммы НДС лицами, не являющимися налогоплательщиками или являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, сумма налога подлежит уплате в бюджет и определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

    Налогоплательщики на основании п. 5 ст. 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

    При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

    Согласно п. 2 ст. 249 НК РФ доходы от реализации определяются из всех поступлений, выраженных в денежной и (или) натуральной формах. Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю товаров (работ, услуг).

    Исходя из ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

    Из вышеперечисленных положений налогового законодательства следует, что суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве НДС организацией, применяющей УСН, не являются ее доходом для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

    Примечание: Данный вывод, в частности, сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 17472/08. Внимание! Если налогоплательщик, применяющий УСН, в добровольном порядке не перечислит полученную от покупателей сумму НДС в бюджет, то данная сумма подлежит принудительному взысканию.

    Как компенсировать НДС при УСН

    Чтобы правильно рассчитать размер компенсации НДС, необходимо воспользоваться расчетной формулой и знать некоторые тонкости их использования.

    Формула для расчета затрат на компенсацию НДС

    (МАТ + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20

    МАТ материальные затраты на выполнение работ
    ЭМ затраты на эксплуатацию машин
    ЗПМ затраты на заработную плату машинистов
    НР накладные расходы (норматив включения накладных расходов в компенсацию НДС равен 17,12%, исключение районы Крайнего Севера – 18,2%)
    СП сметная прибыль компании (норматив включения сметной прибыли в компенсацию НДС равен 15%)
    ОБ размер чистой эксплуатации оборудования
    0,20 налоговая ставка по НДС на момент написания статьи

    Коэффициенты, используемые в формуле, являются универсальными и позволяют учесть в смете затраты на НДС. В 2019 году в связи с общими изменениями в НДС была обновлена формула для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН.

    Смета по УСН в Гранд-смете 2021

    Для того чтобы рассчитать сумму компенсации НДС при использовании упрощённой системы налогообложения необходимо в окне с параметрами сметы перейти на закладку Лимит. затраты и там добавить статью затрат в главу с названием Налоги и обязательные платежи. В том случае, если статья затрат добавляется вручную, пользователь должен сам указать нужное наименование статьи затрат, а в колонке Значение ввести следующую формулу:

    (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20

    где 0,1712 (17,12%) – удельный вес затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов согласно МДС 81-33.2004 (для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, требуется применять в формуле значение 0,182 согласно МДС 81-34.2004); 0,15 (15%) – удельный вес затрат на материалы в поста­тейной структуре сметной прибыли; 0,20 (20%) – ставка НДС.

    Если нет необходимости в том, чтобы в документе отображалась такая громоздкая формула, достаточно включить внизу окна опцию Скрывать формулу в итогах.

    Некоторых специалистов-сметчиков сбивает с толку формулировка письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС об утрате значения примера расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенного в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ- 6292/10, и ответ по данному вопросу в «Вестнике ценообразования и сметного нормирования № 4 (157) за апрель 2014 года»:

    В связи с выходом письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенную в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, утратил свое значение.

    отмечая, что формула: (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20 не верна.

    Дело в том, что формула (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20 не соответствует формуле расчета, приведенной в примере к письму Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10.

    То есть, даже отмена данного письма не повлияла бы на формулу (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,18 , так как в письме содержится расчет по другой формуле.

    Возникает вопрос, почему указывают на данный ответ в журнале «Вестник ценообразования и сметного нормирования» на письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС, аргументируя этими документами, что формула для расчета компенсации НДС при УСН не действует?

    Как известно, с 2019 года ставка НДС повышается до 20%. Минфин РФ Письмом от 28 августа 2018 года №24-03-07/61247 — разъяснил, что цены контрактов, заключенных по 44-ФЗ до 01.01.2019 (дата повышения ставки НДС), за исключением крупных контрактов, изменению не подлежат, что автоматически приведет к снижению рентабельности. Ниже мы собрали то, что стоит знать, для раз(до)работки переходящих договоров, в первую очередь с бюджетными структурами.

    Многим довольно трудно понять, что именно нужно отображать в местах, где обычно пишется информация о налоге на добавленную стоимость, например, при ОСНО, то есть основной системе налогообложения.

    Чтобы разобраться в том, что и где пишется, вводятся некоторые обозначения. В первую очередь, необходимо в строке вместо «НДС» указать «Компенсация НДС при УСН».

    Для выведения конкретной суммы была разработана подходящая формула. Обозначим каждый из параметров, которые могут быть прописаны в смете:

    • МАТ – логичное обозначение слова «материалы», это главный предмет, по которому также отчитываются во все инстанции и следят за его оплатой.
    • ЭМ – на ум сразу приходит «Эксплуатация машин», так как транспортировка имеет широкий спектр действия на всех предприятиях.
    • ЗПМ – с первой частью аббревиатуры многие знакомы (заработная плата), а вторая относится к машинистам, соответственно, этим параметром указывается прибыль сотрудника этой сферы.
    • ОБ – оборудование, инструменты, необходимые для реализации и изготовления товаров.
    • НР – накладные расходы, в состав которых также входят некие доли затрат на сырье. Если говорить о конкретных цифрах, то здесь они равны 17,2%.
    • СП – сметная прибыль, в неё также включены часть расходов на материалы, это составляет 15%.

    Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2023 г.

    Неправильно сформированная смета грозит тем, что подрядчик на УСН потеряет 20 % от суммы заказа, а заказчик не сможет принять налог к вычету.

    Единственный правильный вариант — включить в смету приобретенные материалы, работы или услуги в сумме без НДС. Графу «НДС» замените на «Компенсация НДС при УСН». Посчитать сумму компенсации надо по специальной формуле, о ней расскажем ниже.

    Подрядчики-упрощенцы допускают две распространенные ошибки:

    1. Учитывают НДС в составе расходов и не отражают в смете. Появляются лишние расходы, возможны убытки, так как налог не учтен в цене работ.

    Кроме того, есть риск получить претензии от ФНС и доначисление налогов с пенями и штрафами — так как подрядчик занижает налог к уплате, необоснованно увеличивая расходы.

    1. Выписывают смету и счет-фактуру с НДС. Упрощенцы, которые выписали счет-фактуру с НДС, обязаны отчитаться по налогу и уплатить его в бюджет. При этом возместить входной НДС все равно не получится. В итоге подрядчик платит налог два раза: сначала поставщикам, а после расчета с заказчиком еще и в бюджет.

    Нельзя просто взять и умножить итоговую стоимость работ по смете на ставку налога. Сумму для графы «Компенсация НДС» нужно рассчитать по формуле. Она утверждена письмом Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10:

    (Мат + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 20 %, где:

    • Мат — расходы на материалы по смете;
    • (ЭМ — ЗПМ) — расходы на эксплуатацию машин, уменьшенные на зарплату машинистов;
    • НР ч 0,1712 — накладные расходы в мат затратах (17,12% — стандартный норматив, в районах Крайнего Севера он повышен на уровень 18,2%);
    • СП × 0,15 — сметная прибыль по нормативу 15 %;
    • ОБ — расходы на эксплуатацию оборудования;
    • 20, 10 или 0% — ставка НДС.

    Работая со сметой, помните, что в нее нужно включать все расходы, которые нужны для выполнения работы. Если кроме строителей задействованы офисные сотрудники, учтите их оплату труда, если закупали канцелярию — учтите и ее. В расходы на эксплуатацию машин добавьте топливо, лизинговые и арендные платежи, ремонтные работы.

    К сожалению, данный шаблон для УСН и разъяснения, которые приводятся выше, не всегда решают все проблемы. Зачастую заказчики или проверяющие соглашаются на оплату компенсации, но категорически не хотят видеть ее в смете. То есть требуют, чтобы сумма компенсации НДС была «растворена» в смете. Это совершенно неверно и такая смета не пройдет автоматизированной проверки, но зачастую проще сделать так, как требует заказчик, чем что-то ему доказывать.

    Читайте также:  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    Чтобы «растворить» НДС в смете придется использовать стандартный шаблон и дописать формулы расчетов эксплуатации машин, стоимости материалов, накладных расходов и сметной прибыли. Сначала сделаем это для одной расценки, а потом используем функцию «Распространить», чтобы получить необходимый расчет в остальных расценках.

    Компенсация НДС при использовании УСН

    В соответствии с п. 2 ст. 2 закона № 72-З не вправе в 2023 году:

    • применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся в 2020 г. плательщиками налога при УСН, если валовая выручка организации нарастающим итогом за 2020 год превысила 2 046 668 рублей, ИП — 441 000 рублей;

    • применять УСН без уплаты НДС, организации, являвшиеся в 2020 г. плательщиками налога при УСН, если их валовая выручка нарастающим итогом за 2020 год превысила 1 404 286 рублей.

    Данные ограничения применяются независимо от размера валовой выручки организаций и ИП нарастающим итогом в течение календарного года, установленных на текущий год в подп. 6.3.2 и 6.3.3 п. 6 ст. 327 НК.

    Чтобы в 2023 году работать на УСН и платить налог по обычным ставкам 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы минус расходы», нужно, чтобы доход не превысил 154,8 млн. руб. (150 млн. руб. х 1,032).

    Чтобы не потерять право на УСН, нужно, чтобы доход не превысил 206,4 млн. руб. (200 млн. руб. х 1,032). При уровне дохода от 154,8 млн. руб. до 206,4 млн. руб. ставки УСН-налога повышаются: 8% для объекта «доходы» и 20% для объекта «доходы минус расходы».

    Такие же повышенные ставки УСН-налога нужно будет применять и в том случае, когда численность работников будет больше 100, но меньше 130 человек.

    Упрощенная система налогообложения предполагает, что задаваться вопросами уплаты НДС нет необходимости. Однако это может быть актуально в следующих случаях:

    • При покупке товаров у иностранного поставщика, если этот поставщик не стоит на налоговом учете в России (если стоит, то уплата НДС — его обязанность) и, конечно, если товар вообще подлежит обложению НДС. Либо если покупатель из России оплачивает работы или услуги, выполненные иностранной организацией.
    • При аренде и покупке имущества, принадлежащего государству или муниципалитету.
    • При отношениях в рамках договоров совместной деятельности (простого товарищества, доверительного управления). Нюансы учета НДС для таких случаев урегулированы в ст. 174.1 НК РФ.
    • При выставлении заказчику или покупателю счета-фактуры, в котором выделен НДС. Подобные ситуации могут возникнуть вынужденно. Например, ИП поставляет товары организациям, которые просят выписывать счета-фактуры с выделенным НДС. Данную просьбу лучше не выполнять, сославшись на нормативные документы, которые подтверждают ваше право на невыставление счетов-фактур. Однако законодательного запрета на выставление «упрощенцем» счета-фактуры с НДС нет.

    Итак, книги продаж и покупок «упрощенцы», как неплательщики НДС (ст. 169, ст. 346 11 НК РФ), не ведут. При этом следует понимать, что ни одна организация (ни один ИП) на УСН не сможет принять НДС к вычету, ведь если «упрощенцы» не относятся к плательщикам НДС, то и ст. 172 НК РФ о порядке применения налоговых вычетов к ним не относится.

    Таким образом, выставить счет-фактуру с НДС «упрощенцы» могут, а принять налог к вычету – нет. Поэтому в случае выставления ими счета-фактуры с НДС они должны в полном объеме уплатить сумму указанного в этом документе налога в бюджет. Следовательно, вопрос о возможности возмещения НДС для «упрощенщика» имеет однозначно отрицательный ответ.

    Взять НДС к вычету могут только контрагенты «упрощенцев», получившие от них счета-фактуры, хотя эта ситуация может вызвать вопросы у налоговиков.

    Компенсация НДС при использовании УСН

    1. Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, действительно утратил свое значение, как и говорится в ответах «Консультаций и разъяснений» в журнале «Вестник ценообразования», в связи с выходом письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС.
    2. Формула расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:

    (МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20

    представленная в данной статье — корректна и действует. Отмена вышеуказанного письма на данную формулу никак не повлияла.

    Можно сказать, что в данной формуле учтено современное положение, учтено письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС и учтена «отмена» примера расчета в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, так как эти документы влияют на переменные, которых в формуле не содержится.

    Результат изменения переменных, а именно коэффициентов к НР, этими документами рассчитывается заранее, и в формулу попадает уже как конечные НР, с учетом коэффициентов.

    Поскольку Минюст РФ отменил письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС, которое в свою очередь отменяло действие Письма Госстроя от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10, получается, что на текущий момент это письмо является действующим и для обоснования формулы расчета компенсации НДС при УСН стоит ссылаться на него.

    Организация, находящаяся на УСН, уплачивает НДС в составе материальных ресурсов, приобретая их у поставщиков. Также организация уплачивает НДС в составе машин и механизмов, ремонтируя их, приобретая для них смазочные материалы и т.д. также с НДС. По основополагающему принципу в смете должны учитываться все минимально необходимые ресурсы для выполнения объекта. А значит и этот самый НДС в составе материалов и машин также должен быть учтён, поскольку в смете все материальные ресурсы и механизмы учтены без НДС. Формула (МАТ+О+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,182+СП*0,15)*0,20 учитывает именно НДС на материальные ресурсы и эксплуатацию машин.

    Состав формулы: МАТ- материалы из сметы, О- оборудование из сметы, ЭМ-ЗПМ – чистая эксплуатация машин без зарплаты машинистов. НР*0,182 – доля материальных ресурсов в составе накладных расходов (МДС 81–34.2004 приложение 8) — учитывается также, т.к. организация подрядчика приобретает материальные ресурсы в составе НР с НДС (например, канцелярские принадлежности для офиса), СП*0,15- такая же доля материалов в составе сметной прибыли.

    НДС или Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, исчисление которого производится в бюджет Российской Федерации при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. НДС в смете — это налог, исчисление которого производится при строительстве того или иного объекта. С 2004 года до конца 2018 года размер налога на добавленную стоимость в сметной документации в Российской Федерации составлял 18%. Однако, с 1 января 2019 года произошло изменение налога в сторону увеличения, согласно Федеральному закону №303-ФЗ от 03.08.2019 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, ставка НДС в сметах с января 2019 года составляет 20%.

    Следует отметить, что помимо тех случаев, когда составляется смета с НДС, бывают случаи, когда возникает необходимость составления сметы без НДС, или когда нужна смета с НДС для подрядчика, работающего без НДС или по ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Рассмотрим перечисленные случаи более подробно.

    Прежде всего, необходимо выяснить, учитываются ли в сметах цены с НДС или без НДС. Локальными сметами учитывается стоимость прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП), т.е. цены на все ресурсы, в том числе и материальные, учитываются без НДС (Рисунок 1). Выделение стоимости налога на добавленную стоимость, как правило, происходит при подведении итогов локальной сметы (Рисунок 2). Существует множество программ и программных комплексов по составлению сметной документации, в которых оперативно и без труда можно добавить в сметный расчет нужный налог, в том числе и НДС. Так, например, НДС в «Гранд-смете» (одной из самых популярных на сегодняшний день программ для составления различных сметных форм, КС-2, КС-3, КС-6а и пр.) можно добавить в считанные минуты.

    Сметные формы без учета НДС при подведении итогов составляются довольно редко. Например, в случаях, если необходимо узнать стоимость лишь прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Также составление сметы без НДС возможно в случае, если и Заказчик и Подрядчик являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения.

    Следует начать с Федерального закона «44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и контрактов на строительство, заключенных до 1 января 2019 года. Каким образом будет произведен учет НДС в смете, представленной подрядчиком? Будет ли изменена ставка налога на добавленную стоимость, если договор на строительные работы был заключен до 1 января 2019 года?

    Письмом Министерства Финансов Российской Федерации №24-03-07/61247 от 28.08.2018 г. предложено следующее: определение и дальнейшее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), или цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком (исполнителем, поставщиком), возможно с применением следующих методов:

    • метод анализа рынка (сопоставление рыночных тем);
    • нормативный метод;
    • метод тарифов;
    • метод проектно-сметный;
    • метод затрат.

    Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта является твердой в течение всего срока действия контракта и изменению не подлежит. Таким образом, выводом является то, НДС в смете в 2019 году не может быть увеличен, если смета включена в контракт, заключенный до повышения ставки НДС.

    В случае, если подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС, согласно письму №НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г., существует возможность применения коэффициентов к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (НР) при составлении сметной документации (форма сметы №4, КС-2, КС-3 и прочих). Однако следует отметить, что предприниматели на УСН в любом случае должны оплачивать НДС за услуги, строительные материалы, конструкции и изделия, включающие в свой состав налог на добавленную стоимость.

    Остается открытым вопрос, как запросить смету без НДС на торгах, если подрядчик не является плательщиком НДС. Согласно Закону №44-ФЗ, как было упомянуто выше, цена контракта является твердой и изменению не подлежит. Таким образом, если в контракте указано, что смета включает НДС, то независимо от вида применяемой подрядчиком системы налогообложения контракт заключается на таких условиях. Представляется возможным при проведении торгов предоставлять сметную документацию в двух вариантах: с НДС и без НДС.

    НДС 20% в сметах с 1 января 2019 г.

    В лимитированных затратах мы можем осуществить пересчет сметной документации, в связи с переходом к новой ставке НДС 20%.

    Переходим в панель «Лимитированные затраты»:

    1) находим строчку всего с НДС, и после неё добавляем новую строку

    2) в строке заполняем колонки (переменная, наименование)

    3) для занесения формулы нажимаем на клавиатуре клавишу «=». Знак равно появится в строке формул.

    • Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
    • Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
    • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
    • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
    • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021

    Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:

    Ставка Область применения
    0% · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.
    · Международные перевозки.
    · Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.
    10% · Реализация продуктов питания.
    · Реализация товаров детского назначения.
    · Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.
    · Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.
    20% Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории

    В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...