Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алагирский муниципальный район». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 4 августа 2021 года в Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) были внесены изменения, которые, в том числе ввели понятие «снос объекта капительного строительства» и определили порядок такого сноса (№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
О порядке сноса объекта капитального строительства
13 октября 2021 года, 13:04
В соответствии с действующим градостроительным законодательством снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения.
В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.
Застройщик вправе осуществлять снос объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, если иное не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на осуществление сноса.
В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
- наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
- сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
- сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц);
- сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии таких решения либо обязательства);
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.
Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства также может осуществляться:
- с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
- с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит соответствующую проверку, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора.
Старший помощник прокурора города Омска М. Г. Бондарева.
Общий порядок сноса капстроя
Установлено, что снос капстроя осуществляется после его отключения от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выданными соответствующими организациями, а также после вывода капстроя из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ). Иными словами, для начала необходимо обратиться к владельцам сетей с просьбой о предоставлении технических условий на отключение.
Такие условия согласно ч. 2 ст. 55.31 ГрК РФ выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десять рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа МСУ.
Факт отключения капстроя от сетей подтверждается актом, подписанным организацией, эксплуатирующей соответствующие сети инженерно-технического обеспечения.
Снос самовольной постройки в административном порядке
Положения статьи 222 ГК РФ закрепляют правовой режим такого строения, а также устанавливают правила его введения в правовые сделки.
В начале 2020 года норма была изменена, что позволило местным муниципалитетам в определенных ситуациях требовать сноса объекта без постановления суда. Теперь его снос выражается в санкции за несоблюдение положений земельного законодательства либо Градостроительного кодекса РФ.
Кстати, в настоящее время разрешено сносить конструкции, которые были возведены при нарушении назначения здания или при выполнении следующих условий:
- Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
- Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
- Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.
Органы субъектов федерации, обладающие властными полномочиями, не вправе расширять перечень критериев для признания недвижимого объекта самовольным строением.
Службы местного самоуправления должны известить хозяина самовольного строения о несоответствии его установленным требованиям.
Снос самовольной постройки без решения суда должен быть обоснован. Административный ресурс может быть применен только на основании соответствующего требования органа местного самоуправления, в котором установлены сроки устранения проблемы. Мероприятие производится в принудительном порядке, если нарушители самостоятельно не исправляют нарушение в определенный период.
Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден
В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.
В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.
Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.
Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.
Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:
- При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
- При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.
С момента первого недобровольного сноса, организованного Правительством Москвы в феврале 2020 года, собственники объектов недвижимости, внесенных в Постановления №829-ПП, 819-ПП, уже успели сформировать судебную практику по исключению принадлежащих на праве собственности объектов из перечня.
В основном заинтересованные лица обращались в Арбитражный суд города Москвы и Московский городской суд с требованием признать недействующим соответствующий пункт Приложения к Постановлению Правительства и/или взыскать убытки.
Для изучения судебной практики в данной области можно ознакомиться со следующими источниками:
- примеры дел в арбитражном суде: А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018;
- примеры дел в суде общей юрисдикции: № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016;
- апелляционное определение ВС РФ от 07.02.2018 №5-АПГ17-147.
Верховный суд РФ признал законным Постановление Правительства Москвы о сносе самовольных построек, отказав нескольким заявителям в удовлетворении их жалоб на внесение в реестр самостроя. Проанализировав Постановление №819-ПП, можно увидеть, что достаточно большое количество объектов в разное время были исключены из этого реестра!
Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.
Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.
Важно! Нормы права, устанавливающие требования к участку, необходимым разрешениям на строительство и т. д., должны быть актуальны на момент признания постройки незаконной. Но если собственник сооружения не мог знать о наличии каких-либо требований, здание не может быть признано самовольно возведенным.
Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно. Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
- Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
- На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
- Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.
Понятие самовольной постройки
Отнести сооружение к самовольно построенному можно при наличии следующих признаков:
- Оно возведено на земле, на которую отсутствует право владения;
- Сооружение построено на площади, имеющей другое предназначение и предоставленной для других целей;
- Оно создано без получения соответствующего разрешения административных органов;
- Его постройка нарушает нормы градостроительного и архитектурного законодательства;
- Его возведение угрожает жизни и здоровью иных лиц, а также ущемляет их права.
Положениями статьи 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой может признаваться объект недвижимости, возведенный без согласования таких действий с собственником земельной территории. Основанием для признания такого статуса, в соответствии с определением ВС РФ от 10.03.2016г. №69-КГ14-10 являются нарушения, включающие отсутствие юридического права на участок, необходимых разрешений и нарушение градостроительных и строительных правил.
Все действия по созданию постройки считаются неправомерными, когда определено, что сооружение соответствует хотя бы одному из указанных условий.
Снос незаконно возведенного сооружения может осуществляться в порядке:
- Административного производства;
- По решению суда.
Полный процесс демонтажа и сноса
Работы начинаются с тендера – конкурса на выбор исполнителя ликвидации объекта.
Победитель готовит всю необходимую документацию, делает проекты сноса – ППР и ПОР, согласовывает и утверждает их в разрешающих и контролирующих организациях.
Если победитель не может выполнить все работы сам, то он ищет и нанимает соисполнителей.
Готовит собственные кадры и технику, при необходимости арендует технику стороннюю, заключает контракты со специалистами, которых нет в штате.
Дополнительно получаются и документы в надзорных и государственных муниципальных организациях – схемы организации дорожного движения, согласуются стройгенплан, ордер на установку ограждения с въездными воротами. Также документы на снос или сохранение зеленых насаждений и пр.
Что выбрать: демонтаж или снос?
Выбор зависит от ваших целей и обстоятельств. Снос проводится, если:
Перед сносом дома всегда проводятся подготовительные демонтажные работы: разбираются отдельные элементы конструкции (вытаскиваются окна, разбирается крыша, демонтируется все, что находится внутри постройки и проч.) Для того чтобы сэкономить бюджет, нужно сортировать материалы и вывозить их отдельно по категориям, а если просто сломать ковшом, то получившуюся массу будет невозможно разобрать, поэтому придется переплачивать за вывоз мусора.
Демонтаж дома производят, если:
Сделать правильный выбор вам помогут инженеры компании «Снос-Демонтаж Сервис». Они обследуют дом и дадут окончательное заключение по его состоянию, расскажут, какие части можно сохранить, и помогут вам сберечь время и средства.
Исполнительная документация на демонтаж
В соответствии с нормативным документом – СНиП 3.01.04-87 к исполнительным документам на демонтаж относятся: исходный комплект рабочих чертежей на строительство и/или на демонтаж со всеми изменениями, внесенными в ходе строительства в конструкции и технологические процессы.
Другими словами, при строительстве проект и чертежи являются частью разрешительных документов, а по завершению строительства они же, но уже с внесенными в ходе строительства изменениями, становятся исполнительной документацией демонтажа. При этом все изменения в чертежи и документацию имеет право вносить только организация, проектировавшая объект, ее правопреемник или уполномоченное лицо (организация). Все это касается и документации на демонтаж – ПОР и/или ПОС.
Изменения рабочей документации и чертежей должны оформляться по ГОСТ 21.101-97 (п. 7) с разрешением на внесение изменений, всеми сносками, зачеркиваниями и обводами.
Исполнительные документы на демонтаж:
- акты ОСР (освидетельствования скрытых работ) или акты скрытых работ по подготовке к отключению и по переключению инженерных коммуникаций;
- накладные на вывоз материалов с площадки сноса – щебня, отсева, песка на продажу или покупателям, металлолома, цветных металлов – алюминиевых и медных проводов, электрических распред-щитов и т. п.;
- акты форма № М-35 на оприходование материальных ценностей, которые получают при демонтаже или ручной разборке или разрушении зданий и другое.
Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такое «требование» органа выглядит так (на примере Омска):
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. N 615-п
О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 — 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Уставом города Омска, постановляю:
1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении «Перечень многоквартирных домов» к настоящему постановлению (далее — многоквартирные дома), подлежащими сносу.
2. Определить срок отселения физических и юридических лиц — до 30 января 2012 года.
3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов.
4. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.
6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.
Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер
На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.
Все вопросы, касающиеся обеспечения российских граждан жильем, регламентируются нормами основополагающего в этой сфере законодательного акта — Жилищного кодекса России, действующего в редакции от 22.01.2019.
Более детально уделено внимание порядку утверждения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в ст. 16 ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действие которого актуально с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.12.2018.
Постановлением Правительства РФ № 47 (последняя редакция от 24.12.2018) утверждено Положение, нормами которого руководствуются, признавая помещение непригодным для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В Положении № 47 выделено несколько разделов, касающихся непосредственно вопросов признания аварийности дома:
1) определены основные понятия:
- какие помещения признаются жилыми, включая дом и квартиру;
- цели проведения оценки и обследования помещения;
- состав комиссии по оценке помещений жилищного фонда России;
- полномочия органа местного самоуправления принимать решения о непригодности частных жилых помещений для дальнейшего проживания;
2) указаны требования, обязательные для возможности проживания в помещении людей; в случае несоответствия обязательных норм, можно добиваться капитального ремонта или сноса дома;
3) что может стать законным основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, например, сюда относят:
- снижение уровня надежности, прочности, устойчивости строительных конструкций;
- несоблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов атмосферного загрязнения, уровня радиации, воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;
- расположение в зонах селевых потоков, схода снежных лавин, оползней на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами;
- расположение в зонах вероятных аварий техногенного характера;
- квартиры, поврежденные в результате взрывов, аварий, пожаров, других геологических явлений при условии, когда проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно;
- и другие;
Проблемы, с которыми сталкиваются жильцы аварийных домов
К сожалению, действующие законы и правовые акты не дают четкого определения, когда жилое помещение признается ветхим и непригодным для дальнейшего в нем проживания. Нет также стандартных норм, позволяющих определить, что степень износа здания за давностью лет его сдачи в эксплуатацию превысило отметку в 70 %, что может стать основанием для принятия решения о его сносе.
В настоящее время Министерством строительства предложено внести изменения в действующее Положение № 47, устанавливающее порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и принять, что:
- признание ветхости многоквартирного дома не влечет обязанности его сноса, если при повреждении технического состояния его строительных конструкций отсутствует опасность их внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания;
- использование таких помещений возможно при контроле технического состояния, проведении необходимых мероприятий по восстановлению, усилению таких строительных конструкций, грунтов основания здания.
Где и как согласовать проект на снос объекта
Отдельный проект на снос здания не нуждается в специальном согласовании. Подразумевается, что соблюдение норм безопасности обеспечит проектировщик, имеющий соответствующую квалификацию и включенный в реестр. Однако для выполнения работ ГрК РФ предусматривает следующие требования:
- подрядные работы по сносу могут осуществлять только предпринимателя и фирмы, состоящие в профильной СРО (не требуется членство в СРО только для отдельных видов работ);
- до начала работ необходимо получить в энергоснабжающих организациях условия на отключение от коммунальных ресурсов, электричества, газа;
- в органы власти, на чьей территории располагается объект. подается уведомление (это нужно сделать не позже 7 дней до начала работ).
К уведомлению прилагаются материалы обследований, проект. Эти документы нужны, чтобы власти были в курсе проводимых работ, могли обеспечить надлежащую безопасность.
Если дом снесен давно, что делать?
Многие дома годами стоят привидениями в кадастре недвижимости, так как собственники не удосужились после сноса их «разрегистрировать». Но вот пришел черед снять недвижимость с учета. Как поступить? Обратимся к законодательству. В вышеуказанном ФЗ 340, пункт 8 указано, что уведомления подавать не нужно, если здание фактически снесено до вступления этого закона в силу, т.е до 4 августа 2018 г. Также есть приказ Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 п. 9 прил. 2 ( о форме и составе Акта обследования), где сказано, что уведомление прикладывается к акту обследования, только при сносе здания после вышеуказанной даты.
Вроде бы отлично получается. Можно указать в решении о сносе, что объект недвижимости демонтирован давно и никакие уведомления никуда не посылать. НО. По факту регистраторы Росреестра требуют уведомление или железобетонные доказательства сноса до вступления ФЗ 340 в силу. В большинстве случаев частные дома сносились без всяких юридических подтверждений. Вот и ответ.
Даже если дом снесен давно и нет никаких доказательств этому — все равно придется подавать уведомления.