Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос котировок по 223-ФЗ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Высчитать СГОЗ. Доведенное финансирование — 2 млн руб. Из них вычтите зарплату — 500 тыс. руб., налоги 400 тыс. руб. и стоимость долгосрочных контрактов — 100 тыс. руб. СГОЗ на закупки составляет 1 млн руб.
Пример. Как рассчитать цену закупки под лимит запроса котировок
Высчитать 10% от СГОЗ. 1 млн x 0,1 = 100 тыс. руб. На эту сумму за год можно провести закупки запросом котировок.
Высчитать сумму заключенных контрактов по запросам котировок. В 2021 году вы уже провели два запроса котировок: контракт № 1 — 20 тыс. руб., контракт № 2 — 30 тыс. руб. Итого 50 тыс. руб.
Вычесть сумму исполненных контрактов из 10% СГОЗ. Из 10% СГОЗ, который составляет 100 тыс. руб., вычитаем сумму заключенных контрактов по итогам запросов котировок в 2021 году. 100 тыс. — 50 тыс. = 50 тыс. руб.
Провести запрос котировок на оставшуюся сумму. У вас остались неизрасходованные лимиты на запрос котировок в размере 50 тыс. руб. Лишь эту сумму можно потратить на запрос котировок до конца года. На закупки сверх этой суммы выберите аукцион или конкурс.
Новая цена закупки. Максимальная цена для запроса котировок выросла до 3 млн руб. Поэтому в короткие сроки можно разместить меньше запросов по числу процедур, если нужна конкурентная закупка, а времени на аукцион не хватает.
Конкурс в электронной форме может быть «длинный» и «короткий», в зависимости от выбранных заказчиком критериев оценки заявок и объекта закупки. С 2022 года при проведении «длинного» конкурса заявка участника состоит из трех частей. В ходе конкурса поставщики могут менять ценовые предложения путём «переторжки». Комиссия заказчика оценивает три части заявки последовательно и выбирает лучшее предложение участника с учетом критериев и окончательного ценового предложения участника закупки.
Независимо от НМЦК заказчик должен рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок.
Но есть исключения из правил. Они зависят от объекта закупки. В течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок рассматриваются заявки по НИОКР, работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций и музейных предметов, созданию произведений литературы и искусства
Независимо от НМЦК заказчику нужно рассмотреть, оценить и сформировать протокол в течение двух рабочих дней со дня, следующим за днём поступления от оператора площадки вторых частей заявок. После публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок нужно рассмотреть ценовые предложения участников в виде третьей части заявки, направленной электронной площадкой. Срок рассмотрения — один рабочий день. Затем не позднее двух рабочих дней после размещения итогового протокола закупки проект контракта нужно разместить в ЕИС и на электронной площадке (рисунок 2). «Короткий» конкурс предусматривает оценку заявок только по двум критериям. В этом случае заявка состоит из второй и третьей частей, рассмотрение первых частей и переторжка не проводятся. «Короткий» конкурс заказчику провести проще, быстрее и эффективнее.
Сроки хранения документации
В настоящее время сроки хранения документации государственными и муниципальными заказчиками составляет 5 лет. Документы могут храниться на бумажных или электронных носителях. При этом исчисление срока начинается с 1 января следующего за годом проведения закупки.
Например, закупка была произведена в 2015 году. Сроки ее хранения начинаются с 1 января 2016 года и завершаются 31 декабря 2020 года.
При этом заказчик в регламенте может расширить предусмотренные законом сроки хранения документации. Но эти сроки не могут быть меньше тех, которые предусмотрены 44-ФЗ.
После истечения указанного срока документы подлежат архивированию или уничтожению в зависимости от их разновидности.
Признание запроса котировок несостоявшимся
Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:
- По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
- В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
- Комиссией были отклонены все предложения участников.
- Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
- Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
- Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
- В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
- При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.
К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.
Рассмотрение и оценка заявок на участие
Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок опирается на нормы ст. 78 44-ФЗ. Порядок рассмотрения поданных заявок на участие в бумажный запрос котировок опирается на следующие положения:
- В обозначенный день котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие. При желании участники запроса котировок могут присутствовать при процедуре вскрытия конвертов на участие в закупке, и заказчик должен предоставить им данную возможность (по ч. 2 ст. 78 44-ФЗ).
- Перед вскрытием конвертов с заявками на участие котировочная комиссия объявляет о возможности подачи заявок другими участниками. Но если участник уже ранее подал заявку и не отозвал ее, то все его заявки на участие в запросе котировок не рассматриваются и возвращаются.
- Заказчик должен обеспечить процесс аудиозаписи вскрытия конвертов. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Если две и более заявок содержат одинаковые цены, то побеждает участник, сделавший предложение первым.
Электронный запрос котировок в 2022 году
Электронный запрос котировок (далее – ЗКЭФ) обновился с 1 апреля 2021 года. И вновь обновленный формат — с 01.01.2022 года:
1. Годовой лимит закупок таким способом увеличился с 10% до 20% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Но, если прошлогодний СГОЗ (за 2021 год) меньше 500 млн. руб., лимит составит 100 млн. руб.
2. ЗКЭФ можно провести, если НМЦК не выше 3 млн. руб.
3. Независимо от НМЦК и СГОЗ запрос котировок в ЭФ в случаях, указанных в ч. 10 ст. 24 Закона 44-ФЗ (далее – Закон), заказчик вправе проводить при осуществлении:
- а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
- б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона;
- в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
- г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
- д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
- е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
- ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Если при таких закупках НМЦК составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случаев закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31) устанавливает дополнительное требование к участникам по части 2.1 ст. 31 Закона (на сумму не менее 20% НМЦК).
5. Заказчик вправе внести изменения в извещение не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.
Сроки проведения запроса котировок в электронной форме
— срок размещения в ЕИС извещения — не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (п. 3 ч. 3 ст. 42 Закона);
— срок рассмотрения заявок — не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов, установленной извещением (ч. 3 ст. 50 Закона);
— срок заключения контракта по результатам проведения запроса котировок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником действий, направленных на заключение контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона).
Порядок заключения контракта с победителем запроса котировок в электронной форме
Контракт заключается в электронной форме с использованием функционала ЕИС и ЭП. Порядок – общий с учетом особенностей.
В течение трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола — сформировать и разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) проект контракта (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона).
В течение рабочего дня, следующего за днем подписания победителем проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона) — разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) подписанный электронной подписью контракт.
Внимание! При заключении контракта по итогам ЗКЭФ участник не вправе формировать протокол разногласий (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона).
Заказчик должен признать победителя уклонившимся от заключения контракта, если он вовремя не подписал и не разместил на ЭП проект контракта и документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта (кроме случаев, предусмотренных Законом) (п. 1 ч.
6 ст. 51 Закона). Не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения победителем таких действий, заказчик формирует в ЕИС протокол об уклонении победителя закупки от заключения контракта, подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС.
Электронный запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 1 ст. 52 Закона)
ТОЛЬКО ОДНА ЗАЯВКА | НЕТ ЗАЯВОК | ОТКАЗ ОТ КОНТРАКТА | |||
П. 1) подана по окончании срока подачи заявок; | П. 2) соответствует требованиям, установленным в извещении по результатам рассмотрения заявок; | П. 3) не подано ни одной заявки по окончании срока подачи заявок. | П. 4) комиссия отклонила все заявки по результатам рассмотрения; | П. 5) все участники закупки, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта; | П. 6) заказчик в соответствии с частями 9 и 10 ст. 31 Закона отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку (или признанную единственной соответствующей требованиям извещения). |
Заказчик формирует протокол (ч. 7 ст. 52) |
Протокол рассмотрения заявок
Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются в виде протокола, в котором указываются сведения обо всех участниках запроса, а также о заказчике, условиях контракта, победителе и его цене и участнике, занявшем второе место. Помимо этого, в протокол вносятся сведения обо всех отклонённых заявках и мотивированные отказы на них по 44-ФЗ.
Протокол подписывается в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр остаётся у заказчика, а другой размещается в ЕИС в день составления.
Критерием выбора победителя является предложенная цена. Для определения участника, занявшего первое место, все заявки располагаются в порядке возрастания стоимости. Соответственно заявка победителя будет под первым номером.
КОТИРОВОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Для проведения запроса котировок заказчик обязан подготовить и разместить следующую документацию:
-Извещение о проведении запроса котировок.
-Описание закупаемого товара, работы, услуги.
— Обоснование начальной максимальной цены контракта.
-Форма котировочной заявки.
-Проект контракта.
Извещение о проведении запроса котировок составляется в соответствии с требованиями 73 статьи 44 ФЗ.
В извещении должна присутствовать следующая информация:
— Информация о заказчике.
-Информация о контрактной службе.
-Информация о контрактном управляющем.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ
Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур
Сроки размещения извещения в ЕИС
-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.
-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.
Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ
— Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.
При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.
Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.
ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР
В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.
Особенности процедуры запроса котировок:
Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.
С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.
Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.
Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов. (актуально до конца 2021 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).
Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи. (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).
Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии
Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Почему заявку могут отклонить:
- в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
- документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
- сам участник не соответствует требованиям;
- не представлены документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нацрежима;
- участник закупки относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включённых в перечень, определённый Правительством РФ;
- независимая гарантия не соответствует установленным требованиям.
Электронный запрос котировок
Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:
- лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
- услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
- товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
- спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
- товаров после одностороннего расторжения контракта;
- изделий народных художественных промыслов;
- жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.