Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:
- Человек, находящийся за рулем транспортного средства, не вписан в страховку. Каждый водитель того или иного автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае, вы даёте инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема работает даже если на пассажирском сидении находится водитель и владелец автомобиля, вписанный в ОСАГО.
- Пользование автомобилем в срок, не предусмотренный страховкой. Например, если ее срок действия истек, а полис вы вовремя не переоформили.
- Наихудший вариант – езда с фальшивым страховым полисом. Это преступление, и карается арестом до 6 месяцев, штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это 327 статья Уголовного кодекса РФ (“подделка, изготовление и оборот поддельных документов)
Требования ПДД в отношении полиса ОСАГО
Под аббревиатурой ОСАГО скрывается обязательное страхование автогражданской ответственности. В этом случае человек защищает не транспортное средство, а свою ответственность. Это значит, что ситуация, когда на гражданина ложится материальная ответственность перед другим лицом и, потребность во внесении денежных средств возьмет на себя страховая компания. Однако на момент происшествия у человека должна присутствовать действующая страховка. Бумага оформляется на имя хозяина транспортного средства. Договор страхования должен соответствовать автомобилю, который и участвовал в происшествии. В полис можно вписать несколько водителей или приобрести документ без ограничений. Пренебрежение правилами по осуществлению страхования транспортного средства влечет за собой штраф.
Формы страхового полиса на короткий период
Некоторые водители ездят за рулем несколько раз в год, а некоторые могут только перегонять машину из одной страны в другую, но для перерегистрации и продажи. На этот период можно оформить страховку на 15-20 дней с возможностью продления договора каждые три месяца.
Бывают сертификаты на страховку, выписанные на полгода. Если у вас не круглогодичный полис страхования, и он не покрывает всё время, когда вам нужно передвигаться на машине, как поступить в этом случае? В этом случае водителя ожидает только штраф. Никаким предупреждением отделаться не получится. Конечно, вы можете ехать без страховки, но следует учесть, что может случиться страховой случай, или вас остановит служба ДПС. Будьте готовы оплатить 500 руб. за отсутствие страхового полиса в машине.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).
Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?
Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.
Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.
Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:
- Взять паспортные данные нарушителя.
- Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
- Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
- Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
- После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.
Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.
Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.
Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.
Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:
- Лицо, управляющее транспортным средством, не застраховано. Каждый водитель автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае вы даете инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема все еще работает, даже если на пассажирском месте находятся и водитель, и зарегистрированный в ОСАГО владелец.
- Время, проведенное за рулем автомобиля, не покрывается страховкой. Например, срок действия полиса истек, и вы не продлили его вовремя.
- В худшем случае это фиктивный страховой полис. Это преступление, наказуемое лишением свободы на срок до 6 месяцев и штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это статья 327 УК РФ («Подлог, изготовление и распространение подложных документов)
Случаи, когда штраф можно оспорить
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Особенности езды без страховки
По законодательству РФ для всех автовладельцев, в том числе и тех, кто эксплуатирует такую технику, закреплено обязательное страхование рисков причинения вреда транспортным средствам других участников движения, их жизни и здоровью.
Если у вас нет полиса ОСАГО, вы не имеете права управлять автомобилем. Однако есть исключения, которые прямо оговорены в законе.
Многих интересует, когда и для кого отсутствие ОСАГО не повлечет наказания в виде штрафа.
Главное условие — автомобиль приобретен недавно. При этом должны соблюдаться еще несколько факторов:
- ТС эксплуатируется на праве собственности, или это оперативное управление, или другое законное владение, требующее смены информации о владельце;
- в базу ГИБДД еще не внесены сведения о новом собственнике авто;
- с момента совершения сделки, т. е. оформления договора (ДКП) не прошло 10 дней.
Это в равной мере распространяется и на новый автомобиль, купленный в салоне. Сотрудники салонов часто настаивают на том, чтобы покупатель оформил полис прямо у них. Их интерес понятен — они за это получают комиссионные. Но такие требования, во-первых, незаконны и нарушают права потребителя, а, во-вторых, стоимость полиса в выбранной вами СК будет ниже той, которую предлагают в торговой точке.
Кроме того, управление транспортным средством без страхового полиса имеет еще и преимущества, которые действуют в течение 10 дней. За это время автовладелец, кроме возможности ездить без полиса, не подвергаясь административному наказанию, может подобрать самый выгодный вариант страхования и наиболее подходящую СК. Есть экономия и в плане финансов — полис действует год с момента его выдачи, а вы 10 дней беспрепятственно уже можете ездить. Если вдруг произойдет ДТП, то впоследствии вам не грозит удорожание страховки при ее переоформлении.
Но есть одно существенное «но», которое разом может перечеркнуть все преимущества. Если в течение этих 10 дней вы станете виновником ДТП, и если нет страховки на машину, вам по закону придется компенсировать расходы потерпевшей стороны в полном объеме.
Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО
Пока этот вариант контроля для того, чтобы выписать штраф по ОСАГО, остается в стадии разработки, хотя планировалось с 1 ноября 2018 г. запустить в действие пилотный проект по Москве.
И то, что по всем показателям такой надежный и, главное, неподкупный вариант контроля не смог начать работать, дело не в камерах. Как утверждают специалисты, их даже не нужно оснащать чем-то дополнительным и тем более менять на другие. Камера просто будет передавать сведения о проехавших мимо нее авто специальным системам, а уже те будут определять по базе данных номера машин, чьи владельцы имеют ОСАГО или нет.
Интересно многим, как камера сможет определить, что водитель без страховки или забыл дома полис ОСАГО, какой штраф ему платить и кому. Это сможет установить только сотрудник ГИБДД или ДПС.
Но есть ситуации, которые можно назвать типичными, потому что они достаточно распространены, и о них следует сказать.
Не только водители хорошо знают, что существуют проблемы с покупкой полисов ОСАГО. Не знают об этом только камеры. Если представить, что автовладельцу отказали в оформлении полиса. Он выезжает на своем автомобиле с территории компании и может попасть в объектив камеры. За что его наказывать, какой штраф за отсутствие ОСАГО здесь может быть.
Следующий вариант — полис куплен. Но он еще не попал в базу данных РСА из СК, водитель ездил без полиса, хотя он у него уже был. Может возникнуть вопрос, какой штраф при езде без страховки здесь имеют право выписать, если камера автонаблюдения зафиксирует машину. А водителю придется потратить немало сил, чтобы обжаловать не одно постановление, если он к тому же умудрился попасть в объектив не одной камеры.
И третий распространенный случай — это покупка авто, после чего для его постановки на учет дается 10 дней. Нельзя выписать штраф за отсутствие страховки ОСАГО при таком раскладе. И хотя машина не застрахована, говорить о том, какой штраф будет в этом случае — полный абсурд.
Все эти моменты требуют тщательного продумывания и принятия разумного решения. Только тогда будет возможно поручить автоматическим камерам фиксировать автомобили без страховки.
Разъяснение Верховного Суда РФ
Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.
Вот выдержка из данного решения:
Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.
Остановка сотрудником ГИБДД для проверки
Страховой полис должен быть всегда с собой в машине. Каждый автовладелец должен знать, что если нет страховки на машину, предусмотрено наказание. Любая остановка на дорогах грозит проверкой документов с последующим наложением санкций, а размер штрафа за управление автомобилем без страховки зависит от конкретной ситуации.
Водитель после остановки должен предъявить сотруднику дорожной службы оригинал полиса. В случае оформления страхового полиса Е-ОСАГО через интернет, его необходимо распечатать и возить с собой, согласно статье 32 № 40-ФЗ.
Подлинность электронной и бумажной страховки проверяется при необходимости через базу РСА или в сети ИМТС МВД России. Однако, при отсутствии технической возможности проверить полис Е-ОСАГО, или за неимением его распечатки в бумажном виде у водителя, инспектор вправе выписать протокол о правонарушении, согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ.
Что грозит, если не вписанный в страховку человек попал в ДТП?
И вот мы добрались до самых негативных последствий в виде ответственности не вписанного лица.
Помните, какой штраф, если водитель не вписан в страховку ОСАГО? 500 рублей, а чаще всего можно заплатить 250. Сколько придётся заплатить при ДТП такому виновнику? Гипотетически миллионы рублей!
Всё дело в возможности права регрессного требования страховщика к такому водителю. То есть это ситуация, когда сюжет развивается следующим образом:
- водитель не вписан в ОСАГО и садится за руль автомобиля,
- далее он попадает в ДТП с другой машиной,
- на место приезжают сотрудники ГИБДД и выписывают ему штраф за не вписанное лицо,
- затем пострадавший (потерпевший) участник обращается в страховую за выплатой – и по закону страховщик производит тому возмещение без отказа,
- но потом страховая компания взыскивают всю выплаченную (или затраченную на ремонт при натуральном возмещении) потерпевшему сумму с виновника ДТП – всё потому, что тот не был вписан в страховку.