Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки в 2023 году: чем грозит езда без страхового полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Постановления Верховного суда в отношении отсутствия ОСАГО у пострадавшего
В июне 2016 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики судебных дел, которые связаны с ОСАГО. В шестом пункте документа рассматривается пример: пострадавший в аварии может обратиться к страховщику за прямым возмещением ущерба. Оказалось, что авто было куплено недавно. Пострадавший предъявил страховщику автогражданку с неограниченным количеством водителей (получил от предыдущего собственника машины), на момент ДТП документ продолжал действовать. Страховщик отказал ему в прямом возмещении потерь.
Суд занял сторону страховщика, поскольку «после подписания соглашения по ОСАГО замена авто, изменение срока страхования и страхователя не допускаются». Такой порядок устанавливает Постановление Пленума ВС РФ №58 от 26.12.17 в пункте 11. Другими словами, на дату дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего не было действующего полиса автогражданки, поэтому он должен направить заявление о покрытии убытков страховой виновника в инциденте.
В Обзоре ВС в пункте 16 сообщается о деле о поддельной страховке у пострадавшего в аварии. Судебный орган установил, что «при отсутствии доказательств подписания соглашения автогражданки и установления факта поддельности страховая компания не обязана производить возмещение ущерба».
Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО
Если виновный участник без страховки попал в ДТП, необходимо действовать следующим образом:
- Сохранять самообладание. Излишние эмоции только усугубят и без того сложную ситуацию.
- В момент возникновения происшествия остановить машину, продолжать движение запрещается. Затем включить аварийные сигналы и покинуть автомобиль для установки аварийного знака.
- Определить, имеются ли пострадавшие в результате ДТП граждане. Если они есть, то нужно без промедления позвонить в скорую.
- Теперь можно вызывать работников ГИБДД. До того, как они приедут, надо зафиксировать положение машины при аварии и сделать фото- либо видеосъемку ДТП (номерные знаки авто, их повреждение и так далее).
- При отсутствии полиса ОСАГО ключевыми окажутся показания свидетелей в суде. Стоит их найти и взять данные для контакта. Задерживаться на месте ДТП долго никто из свидетелей не будет, поэтому следует как можно быстрее опросить их.
- В случае, если урон от ДТП незначителен, то о возмещении можно договориться на месте. При отсутствии решения, устраивающего обе стороны, нужно ждать работников ГИБДД.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Будет ли выплата в 2023 году, если нет полиса ОСАГО у потерпевшего?
Итак, мы подошли, собственно, к главному вопросу. Представим ситуацию: водитель попал в ДТП, его признали в нём потерпевшим или пострадавшим, но у него нет страховки ОСАГО. Можно ли рассчитывать на страховое возмещение в этом случае невиновному человеку?
Да, можно. Как мы уже указали выше, ОСАГО – это страхование не имущества, а риска наступления ответственности в аварии. А чья ответственность наступила? Разумеется, виновного участника происшествия! У него есть страховой полис? Да? Значит, и выплата вам положена, даже если у вас ОСАГО в данном ДТП не оказалось.
Но подкрепим наши заверения официальной законодательной базой. И «пруфы» можно найти в главном нормативно-правовом акте – одноимённом законе Об ОСАГО, во множестве его норм.
Временный транзитный полис
Несмотря на отсутствие административных санкций, собственник нового автомобиля должен учитывать, весь нанесённый в ДТП ущерб ему придётся компенсировать самому. Поскольку договор страхования у него отсутствует, то и обратиться за выплатой к какому-либо страховщику он не сможет. Исходя из этого, водителям рекомендуется оформлять транзитный полис до постановки машины на регистрационный учёт.
Подобная услуга часто предоставляется прямо в автосалоне. При покупке авто на вторичном рынке, оформить транзитное ОСАГО можно у любого автостраховщика. Временный договор имеет строго ограниченное время действия – не больше 20 суток, после чего придётся оформлять постоянный страховой договор.
Сколько можно ездить без полиса ОСАГО
После покупки авто человек должен зарегистрировать свою гражданскую ответственность. Максимальный срок для регистрации – 10 дней с момента возникновения права на авто.
Если водитель зарегистрирован в другом городе, и ехать до него – больше 10 дней, то он вправе оформить временную страховку. Ее срок составляет 20 дней.
Помимо страховки, при смене собственника необходимо зарегистрировать автомобиль. Срок регистрации тоже составляет 10 дней.
Если автомобиль покупается не у физического лица, а в салоне, то клиенту могут сразу предложить оформить полис ОСАГО. Однако не всегда это оказывается выгодным. Часто водители предпочитают самостоятельно изучить предложения страховых компаний и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант.
Оформление страхового полиса не требуется для следующих видов транспорта:
- неколесный или не допущенный к движению на общепользовательских дорогах транспорт;
- автомобили, принадлежащие ВС РФ;
- автомобили, которые технически не могут развить скорость до 50 км/ч;
- транспортные средства, застрахованные международными компаниями за пределами России.
Все остальные транспортные средства должны быть зарегистрированные в установленные законом сроки – иначе водителя ожидает наказание.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.
Последствия езды без страховки
Заранее не знаешь, как сложится ситуация на дороге, поэтому покупка страховки помогает собственной безопасности автовладельца. Любой непредвиденный случай приводит к тому, что не только новые штрафы за отсутствие страховки принесут водителю существенные траты, но и возможна серьезная материальная ответственность за порчу чужого имущества.
Изменения штрафов за отсутствие страховки стимулируют людей, управляющих транспортным средством, приобрести страховой полис, и тогда в случае аварии ремонт поврежденной машины происходит за счет страховой компании, а не за собственные средства водителя. Сумма за ремонт пострадавшего автомобиля часто намного превосходит стоимость полиса. По этой причине своевременная его покупка является выгодной для всех автовладельцев.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.