Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование: преимущества и недостатки, особенности и рекомендации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.
Понятие инклюзивности
В большинстве случаев речь идет о проблемах со здоровьем, мешающих нормальной жизнедеятельности: инвалидности, особенностях физического или умственного развития.
В последние годы все чаще звучат предложения понимать под инклюзивностью не только создание условий для полноценного участия в общественных процессах лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы интеграции в активную социальную деятельность других групп населения. Это может быть устранение существующих препятствий для трудоустройства женщин или представителей отдельных национальностей.
Инклюзивный подход к организации общества предполагает равный доступ всех его членов ко всем благам, включая возможность для групп людей с ограничениями работать, отдыхать, перемещаться по миру наравне со всеми.
Инклюзивность направлена на изменение отношения общества к тем, кто в силу различных обстоятельств лишен возможности вести полноценную жизнь без создания для этого особых условий. Инвалиды, люди с отставаниями в развитии не должны восприниматься социумом как проблема.
Виды инклюзивного образования
Дети с нарушениями в развитии условно разделены на восемь групп.
- Глухота. Ребенок, который не слышит с рождения или раннего возраста, нуждается в специальном обучении с акцентом на использование сурдо- и акустической аппаратуры, благодаря которой он сможет в определенной степени освоить речевой навык. Образовательная программа для детей с полным отсутствием слуха включает такие направления, как коррекция произношения, развитие причинно-следственных связей, социально-бытовое ориентирование.
- Слабослышание или поздние проблемы со слухом. У таких детей присутствует самостоятельная речь в остаточном виде. Педагогам предстоит развить у них навык понимать чужую речь по губам, зрительно воспринимать информацию, научить читать и общаться с окружающими.
- Слабовидение или полное отсутствие зрения, а также дети с амблиопией и косоглазием.
- Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Обучение ведется с применением тифлооборудования и специальных дидактических материалов, благодаря которым облегчается усвоение новой информации.
Достоинства и недостатки инклюзивного образования и интеграции Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ
Аннотация. В статье представлен обзор источников по инклюзивному образованию детей с ограниченнъми возможностями здоровья, сопоставляются понятия «интеграция» и «инклюзия». Выявлена значимость инклюзивного обучения детей с проблемами здоровья, описаны достоинства и недостатки интегрированного обучения и инклюзии. Автор обосновывают достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция, интегрированное обучение, адаптированная образовательная среда, дети с особыми потребностями.
Laura ^aHeva ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF INCLUSIVE
EDUCATION AND INTEGRATION
Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В.З. Кантор, Н.Н. Малофеев, Е.Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
В литературе инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку или как совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений .
Инклюзивное образование — это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования .
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовле-
УДК 37 Л.П. Феталиева
© Феталиева Л.П., 2015
творения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного .
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) — это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование — более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей т.е. процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
Инклюзивное образование — это специально организованная работа педагогов по обеспечению взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в пространстве общеобразовательного учреждения. Такое взаимодействие предполагает создание специальных педагогических условий обучения: адаптивной образовательной среды, организацию психолого-медико-педагогического сопровождения, формирование инклюзивной культуры детей, педагогов, родителей . Инклюзивного образование — процесс «включения» детей-инвалидов в образовательное пространство групп, классов, коллективов детей, не имеющих отклонений в развитии, на основе организации совместного обучения и воспитания, практик коммуникации, сотрудничества детей, конструирование практик взаимодействия на равных» .
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции организации объединенных наций в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 г. был объявлен Годом равных возможностей. Общественные деятели и педагоги согласны с позицией, что инклюзивное образование является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Поэтому возникает задача дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Это потребует иного подхода к организации обучения, означающего реформирование школ, перепланировку помещений, развитие образовательных технологий таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, так чтобы все учащиеся успешно учились совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.
Таким образом, в мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. В теории и образовательной практике России развивается и другое направление совместного обучения детей с особыми потребностями со здоровыми. Это направление обычно обозначают термином интеграция. Эта категория детей крайне разнородна и интегрирована в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно выделить четыре группы:
— дети, чья интеграция невольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;
— дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят
обучать их в массовом детском саду или школе; к сожалению, лишь для части из них такую форму обучения можно признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;
— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;
— в дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном через родителей.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы
Плюсы ИО | Минусы ИО |
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». | Отсутствие гибких образовательных стандартов. |
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. | Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов. |
Восприятие детей на равных условиях. | Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива. |
Социализация и развитие личностных навыков. | Отсутствие материально-технического оснащения школ. |
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. | Дефицит узкопрофильных работников. |
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. | Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД. |
Что такое инклюзивное образование?
Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.
Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).
Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.
Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.
Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.
Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей
и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и
талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей
с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и
мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями
в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к
человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.
Модели инклюзивного образования.
Модели инклюзивного образования.
Инклюзивное образование —
это такая
организация процесса обучения, когда все дети
, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую образовательную среду
и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.
Преимущества и недостатки
Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:
- дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
- смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
- стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования
Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.
Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.
Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.
Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.
Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.
Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.
Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.
Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.
Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.
Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.
Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.
Ваш вопрос отправлен! Спасибо!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Во многих зарубежных странах опыт инклюзивного образования насчитывает уже почти полвека. В Европе и США с 70-х годов ХХ века начали применять различные формы обучения детей-инвалидов с целью их интеграции в общество. Для этого было проведено полное реформирование образования, переподготовка кадров, перепланировка и реконструкция школьных помещений с целью их приспособления под нужды детей с ограниченными возможностями.
Экономические исследования, которые провели в этих странах через несколько десятилетий после применения системы инклюзии, доказали ее эффективность и жизнеспособность.
Сегодня это одна из основных систем обучения во многих странах Запада, тем более, что школы, принимающие на обучение детей-инвалидов, получают дополнительную финансовую поддержку от государства.
Инклюзивное образование, его плюсы и минусы
К группе лиц с особыми потребностями относятся инвалиды и люди, имеющие заболевания, не дающие возможности признать их таковыми, но препятствующие получению общего образования в обычном образовательном учреждении, не имеющем инклюзивной направленности, а, соответственно, и инструментария для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся.
При получении образования по инклюзивному принципу у лиц, имеющих особые потребности, открываются возможности, которые можно отнести к несомненным плюсам.
- Возможность взаимодействия с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью, которое практически отсутствовало до начала участия в образовательном процессе, иными словами с обычными людьми.
Как известно, у большинства лиц с нозологиями круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации. - Возможность вхождения в общество (социализации) вместе и наравне с другими членами социума.Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.
- Возможность иметь по жизни и в период получения образования психологическое, психолого-социальное, коррекционное и социализирующее сопровождение. Эти типы сопровождения могут и должны обеспечивать специалисты, подготовленные к преподаванию по инклюзивному типу.
- Развитие социальных и коммуникативных навыков, взаимодействие с обществом посредством тьютерского сопровождения на всех этапах получения образования и первичного вхождения в общество. Необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями и особыми потребностями не обладают развитыми социальными и коммуникативными навыками. По этой причине аспект тьютерского сопровождения чрезвычайно важен. Тьютер часто выполняет роль посредника между человеком с особенностями и социумом. Особенно на первичных этапах развития социальных навыков. В образовательных учреждениях, не имеющих инклюзивной направленности, тьютеры отсутствуют.
- Несомненным плюсом образования по инклюзивному типу является возможность разбиения общеобразовательного учебного плана с увеличением срока обучения на 1/3 времени. Это позволяет человеку с проблемами здоровья осваивать учебную программу в удобном для него темпе. Совмещать образовательный процесс с необходимыми для него мероприятиями по улучшениям качества жизни с учётом его особенностей здоровья.
Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу). А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет. В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.
Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования
Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.
Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.
Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.
Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.
Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.
Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.
Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.
Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.
Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.
Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.
Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.
Ваш вопрос отправлен! Спасибо!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Современная двойная структура коррекционных и общеобразовательных школ требует огромных финансовых вливаний, утверждают сторонники инклюзии. Единовременные инвестиции в реорганизацию общеобразовательных школ являются более экономичным вариантом в долгосрочной перспективе и, кроме того, создают широкое поле для работы. Однако эта система может работать только тогда, когда власти разных уровней будут прилагать совместные усилия.
Инклюзия слишком дорога, утверждают критики. По их данным расходы в пределах одной земли, например, Баден-Вюртемберг, превысят 100 миллионов евро. Одновременно с этим в последующие восемь лет нужно создать почти 1400 новых учительских мест. При этом земля Баден-Вюртемберг будет тратить до 30 миллионов евро в год на школьных ассистентов, школьный транспорт и строительные мероприятия. Колоссальные дополнительные расходы — 9 миллионов евро в год — ложатся и на муниципалитеты, которые еще не знают, смогут ли справиться с ними.
В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.
Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.
Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.
Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.
Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.
Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.
Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:
- педагогов-психологов;
- дефектологов;
- тьюторов;
- работников социальной сферы;
- педиатров;
- логопедов;
- ассистентов педагога.
Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.
Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:
- статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
- статья № 43 Конституции РФ;
- Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
- статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.
Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”
ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).
В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.
Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.
Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
- организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
- создаются доверительные отношения внутри коллектива.
Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:
- все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
- личность каждого человека бесценна;
- каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
- в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
- люди испытывают потребность в общении;
- получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
- внешние различия развивают в человеке личность.
Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:
- дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
- смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
- стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.
Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.
— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.
Инклюзивное (франц. inclusif
– включающий в себя, от лат.
include
– заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.
Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.
Инклюзия в образовании
Инклюзивное образование – это система образования, дающая возможности обучения всем гражданам, независимо от наличия у них тех или иных отклонений в психическом либо физическом развитии.
Такое образование направлено на создание единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями и нормальными детьми. Дети обучаются в одном классе, но по разным программам.
Инклюзия – это внедрение ребенка с ограниченными возможностями в специально созданную образовательную среду, которая поможет ему адаптироваться к социальной среде и получить образование и воспитание, отвечающее его индивидуальным потребностям и возможностям.
Инклюзия в образовании открывает возможности получения всеми детьми обучения, устраняя у них чувство обделенности и ненужности.
Ребенок с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии чувствует себя нужным обществу и желает развиваться и действовать в его среде. Находясь рядом с обычными детьми, ребенок с отклонениями в развитии, стремиться достичь того же, что и нормальный ребенок. Это позволяет в большей степени развить его потенциал.
Инклюзию в образовании можно представить, как совокупность следующих аспектов: