Понятие и особенности публичного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и особенности публичного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Разновидности и особенности договоров, основные этапы заключения, условие и срок договора, свободные и обязательные, возмездные и безвозмездные

По действующему Гражданскому кодексу договор — добровольное двухстороннее или многостороннее соглашение, направленное на прекращение, возникновение, изменение каких-либо прав и обязанностей. В качестве сторон подобных договоров могут выступать юридические и частные лица, государство, муниципальные органы, международные и иные организации.

  1. Заключение договора. Основные этапы
  2. Условие договора
  3. Расторжение договора
  4. Срок договора
  5. Свободные и обязательные договоры
  6. Плюсы договоров
  7. Договор купли-продажи
  8. Договор услуг
  9. Договор аренды
  10. Договор ренты
  11. Договор найма жилого помещения
  12. Возмездные и безвозмездные договоры
  13. Трудовой договор
  14. Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц
  15. Особенности заключения договора

Публичный, рамочный, любой: Пленум разъяснил заключение договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Правоотношения из публичного договора регулируются ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Законодательство не содержит определения, что такое публичный договор на оказание услуг, а раскрывает понятие таких соглашений в общем. Кроме общих норм права, применяются специальные, регулирующие конкретные правоотношения, например: в сфере гостиничных услуг — постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085; поставка газа — постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; телевизионное вещание — постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; теплоснабжение — постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808; ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Они устанавливают требования к публичному договору с одним предметом сделки. Отличительные особенности соглашений этого вида:

  • субъектный состав и обязательство заключить соглашение с каждым обратившимся, одной из сторон публичного договора обязательно будет выступать организация или ИП, имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • продавец или лицо не вправе отказать в заключении соглашения гражданам, которые обратились к нему. Помимо граждан, в качестве второй стороны выступают юридические лица;
  • отсутствие преимуществ для определенных категорий покупателей (заказчиков), что значит — публичный договор может заключаться с обширным количеством контрагентов.

закону, неверно присваивать государству статус наследника девятой очереди, поскольку государство наследует имущество.

Таким образом, современное гражданское право устанавливает, что одним из участников современных наследственных правоотношений является государство. Российская Федерация, как публично-правовое образование, обладает правом наследования. Однако, правовой статус государства не идентичен правовому статусу наследника какой-либо очереди. В этой связи, вполне обоснованно можно говорить об особом статусе выморочного имущества, который приобретается исключительно при соблюдении законодательно установленных условий и об особом положении государства, которое осуществляет наследование указанного имущества.

Публичный договор — это что? Порядок заключения публичного договора

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

  1. во-первых, быть адресованным конкретному лицу (лицам);
  2. во-вторых, быть достаточно определенным;
  3. в-третьих, выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  4. в-четвертых, содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

По форме оферта может быть самой различной: письмо, телеграмма, факс и т.д. Офертой может служить и разработанный стороной, предлагающей заключить договор, проект такого договора.

Направление оферты связывает лицо, ее пославшее (оферента): ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адресатом оферент автоматически становится стороной в соответствующем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые могут быть вызваны акцептом его оферты. Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора куплипродажи имеющегося у него товара, может направить такое же предложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-продажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности – и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Состояние связанности своим собственным предложением наступает для лица, направившего оферту, с момента ее получения адресатом.

Оферта может считаться неполученной лишь в том случае, если ее опередит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве.

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство – безотзывность. Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения установленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа самого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту.

Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не являются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора, поскольку она и не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому реклама и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).

Из оферты должно быть ясно, к кому она обращена. Из этого, однако, не следует, что она всегда обращена к конкретному лицу. Возможна и публичная оферта – такое предложение неопределенному кругу лиц, которое включает все существенные условия будущего договора, а главное – в котором явно выражена воля лица, делающего предложение, заключить договор с каждым, кто к нему обратится. Так, в сфере розничной купли-продажи публичной офертой признается предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Юридические последствия признания предложения публичной офертой заключаются в том, что лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от лица, сделавшего такое предложение, исполнения договорных обязательств.

В практической деятельности многих коммерческих организаций, предложения которых могут расцениваться как публичная оферта, лицам, обращающимся к ним, нередко предлагается также совершить определенные конклюдентные действия. Например, издательство, предлагая свои книги широкому кругу читателей, сообщает также свои платежные реквизиты и выдвигает в качестве условия получения соответствующих книг предоставление копии платежного поручения, свидетельствующего о перечислении платы за книги в пределах установленных издательством цен.

В оферте выражена воля лишь одной стороны, а договор, как известно, заключается по волеизъявлению обеих сторон. Поэтому решающее значение в оформлении договорных отношений имеет ответ лица, получившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор.

Акцепт, т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о принятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК).

Читайте также:  Правовой путеводитель: как расторгнуть ДДУ и вернуть деньги?

Акцепт может быть выражен не только в форме письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи). В случае, если предложение заключить договор было выражено в форме публичной оферты, к примеру, путем помещения товара на прилавке или в витрине магазина либо в торговый автомат, акцептом могут быть фактические действия покупателя по оплате товара.

В определенных ситуациях акцептом могут быть признаны и другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получение квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совершение действий по выполнению условий договора, указанных в оферте (конклюдентные действия). Для этого требуется, чтобы такие действия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, выполнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Если, например, организация-поставщик, получив телеграмму организации-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, произведет отгрузку соответствующих товаров, это будет означать, что между сторонами заключен договор и возможная задержка оплаты товаров будет считаться нарушением договорных обязательств покупателя. При этом судебная практика считает акцептом проекта договора, предусматривающего в течение срока его действия неоднократную отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), случай, когда лицо, получившее такой проект договора, исполнило обязанности, предусмотренные только на первый период его действия.

Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулировано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свидетельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним отказом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одновременно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Большое значение в практике заключения договоров имеет срок для акцепта, поскольку именно своевременный акцепт может признаваться свидетельством заключения договора. Правила о сроке для акцепта сформулированы в ГК применительно к двум различным ситуациям: когда срок для акцепта указан в самой оферте и когда оферта не содержит срока для ее акцепта.

Если срок для акцепта определен в оферте, обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение лицом, направившим оферту, извещения о ее акцепте в срок, установленный офертой (ст. 440 ГК). Необходимо обратить внимание на то, что правовое значение придается дате получения этого извещения адресатом. Поэтому лицо, получившее оферту и желающее заключить договор, должно позаботиться о том, чтобы извещение об акцепте было направлено заблаговременно с таким расчетом, чтобы оно поступило адресату в пределах срока, указанного в оферте.

Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта, производится с учетом того, что срок для него помимо самой оферты может быть установлен в законе или ином правовом акте. В этом случае договор будет считаться заключенным при условии, что ответ получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного срока (ст. 441 ГК). Если же срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иным правовым актом, то обязательным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение извещения об акцепте оферты в течение нормально необходимого для этого времени, определяемого конкретными обстоятельствами дела. Немедленное заявление об акцепте как условие, обязательное для признания договора заключенным, требуется лишь в ситуации, когда оферта, не содержащая срок для ее акцепта, сделана в устной форме. Речь идет только о тех договорах, в отношении которых допускается устная форма (ст. 159 ГК).

Обязанность заключить договор может быть предусмотрена ГК, иным законом или добровольно принятым обязательством. Имеется немало случаев, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон. В частности, это имеет место при заключении основного договора в срок, установленный предварительным договором (ст. 429 ГК); при заключении публичного договора (ст. 426 ГК); при заключении договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК). Обязательным является заключение договоров для коммерческих организаций, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции; обязательно заключение государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства соответствующей продукции (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; далее – Закон о поставках продукции) и т.д.

Общие положения о порядке и сроках заключения договоров, обязательных для одной из сторон (ст. 445 ГК), применяются в случаях, когда законом, иными правовыми актами или соглашением сторон не предусмотрены другие правила и сроки заключения таких договоров.

Они охватывают две различные ситуации:

  1. обязанная сторона выступает в роли лица, получившего предложение заключить договор;
  2. обязанная сторона сама направляет контрагенту предложение о заключении договора.

В обоих случаях действует общее правило, согласно которому правом на обращение с иском в суд о разногласиях по отдельным условиям договора, а также о понуждении к его заключению наделяется то лицо, которое вступает в договорные отношения со стороной, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, т.е. контрагент обязанной стороны.

В первой ситуации, получив от контрагента оферту (проект договора), сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в 30-дневный срок рассмотреть предложенные условия договора. Рассмотрение условий договора и подготовка ответа на предложение заключить договор являются обязанностью, а не правом стороны, получившей оферту, как это происходит при заключении договора в обычном порядке. Если же оферта исходит от стороны, обязанной заключить договор, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, сторона, отправившая проект договора (обязанная заключить договор), должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок.

Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора. В случаях, когда в соответствии с законом заключение отдельных видов договоров обязательно для одной из сторон, рассмотрение их преддоговорных споров осуществляется судом.

Правовое регулирование публичного договора

Публичный договор может быть признан договором присоединения в том случае, если условия договора, предлагаемого к заключению неограниченному кругу лиц, были разработаны стороной, реализующей товары, оказывающей услуги или осуществляющей иную коммерческую деятельность.

Предварительный договор — это договоренность между лицами о том, что через какой-то определенный период времени между ними будет заключено основное соглашение (п. 1 ст. 429 ГК). Такой документ должен содержать положения, позволяющие определить условия и предмет будущего договора.

Очевидно, что заключению публичного договора (равно как и договора присоединения) не может предшествовать заключение предварительного соглашения, т. к. их положения предварительно не согласовываются сторонами.

Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).

  1. Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России // Юридический мир. 2004. N 6.
  2. Богданова Е. Понуждение к заключению договора // Право и экономика. 2005. N 1.
  3. Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса РФ // Право и экономика. 2001. N 9.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2008.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2009.
  2. Вахнин И. Учет соотношения частного и публичного порядка регулирования при определении условий договора // Хозяйство и право. 1998. N 11.
  3. Кучер А.Н. Ответственность за недобросовестное поведение при заключении договора // Законодательство. 2002. N 10.
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрист, Т. 1. 2000.
  5. Семеусов В.А. О применении конструкции публичного договора в гражданском праве // Академический юридический журнал. 2004. N 4.
  6. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации (правовое регулирование, комментарии, консультации, образцы документов): Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2009.
  7. Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6.
  8. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1999.

1

Пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2

Пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Читайте также:  Кому положен бесплатный и льготный проезд в Москве

Исходя из статьи 426 ГК РФ, субъектами публичного договора являются лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и его контрагент – «каждый, кто обратится».

К лицам, осуществляющими предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, бесспорно, относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

По мнению многих авторов, режим публичного договора может быть распространен и на некоммерческие организации.

Например, как отмечает Р.Ю. Закиров, до внесения изменений, когда в качестве субъекта публичного договора в статье 426 ГК РФ была указана только коммерческая организация и оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие данной статьи, контрагенты некоммерческих организаций, как правило, ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги.

Действительно, нет оснований отказываться от применения статьи 426 ГК РФ в отношении некоммерческих организаций, поскольку это неоправданно сузило бы возможность защиты прав потребителей, заключающих договоры с ними.

Учитывая, что включение некоммерческих организаций в круг субъектов публичного договора не противоречит формулировке, содержащейся в статье 426 ГК РФ («лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность»), можно утверждать, что данная статья распространяется в том числе и на некоммерческие организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Не менее важным является вопрос о том, кто является слабой стороной публичного договора. В легальном понятии публичного договора, закрепленном в пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, говорится о «каждом, кто обратится» к лицу, осуществляющему приносящую доход деятельность.

Конституционный Суд РФ в постановлении по одному из дел указал, что под понятием «каждый» понимается не только физическое, но и юридическое лицо, которое также является носителем конституционных прав. Тем не менее, в пункте 2 статьи 426 ГК РФ говорится о потребителях. Это позволяет предположить, что именно они являются субъектом публичного договора. Но кого следует относить к потребителям в контексте статьи 426 ГК РФ?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, по Закону РФ «О защите прав потребителей» потребителем может являться только гражданин, но не юридическое лицо. Некоторые авторы считают, что понятие потребителя в статье 426 ГК РФ следует толковать ограничительно, как в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Например, Н.А. Внуков полагает, что субъектом публичного договора может быть только гражданин-потребитель, отмечая, что цель приобретения товаров является определяющим критерием. Более того, автор считает, что потребительские нужды не должны иметь связи не только с предпринимательской, но и профессиональной и иной социально значимой деятельностью, так как в настоящее время получила широкое распространение различного рода профессиональная деятельность, правовой основой которой выступает гражданско-правовой договор.

Столь ограничительное толкование понятия «потребитель» представляется несоответствующим статье 426 ГК РФ, в которой прямо не указано, что потребителем может являться только гражданин.

При анализе норм второй части ГК РФ, регулирующих отдельные договоры, являющиеся публичными, можно заметить, что в некоторых из них в качестве потребителей названы или заведомо подразумеваются только граждане (ст. 730, п. 2 ст. 834, п. 1 ст. 919, п. 1 ст. 923 ГК РФ). Во многих из них формально не определен субъектный состав договора, именуемого публичным, но системное толкование соответствующих норм говорит о том, что стороной, которой оказываются услуги или выполняются работы, могут являться не только граждане, но и юридические лица (ст. 492, ст. 626, ст. 789, ст. 908, п. 1 ст. 927 ГК РФ).

Интересна позиция Л.В. Санниковой по данному вопросу: «юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть признаны потребителями в тех случаях, когда они приобретают товары (работы, услуги) для собственного потребления, т.е. являются их конечными потребителями».

Как отмечает А.И. Савельев, данный подход несет в себе неопределенность, поскольку в условиях, когда коммерческие организации обладают, как правило, общей правоспособностью, сложно определить, какой вид деятельности является для них основным, а какой нет.

Итак, субъектный состав публичного договора можно определить следующим образом:

1) Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (далее – предприниматель), т.е. ИП, коммерческие и некоммерческие юридические лица;

2) его контрагент (далее – потребитель), которым с учетом специфики конкретного публичного договора может являться либо только гражданин, либо и гражданин, и юридическое лицо.

Для определения, какие договоры могут быть признаны публичными, следует проанализировать судебную практику.

Например, договор теплоснабжения признается публичным. Так, ФАС Центрального округа от 29.11.2013 по делу N А09-9622/2012 согласился с судом нижестоящей инстанции, который, ссылаясь на ст. 426 Гражданского кодекса РФ, счел, что исходя из смысла данной нормы договор теплоснабжения относится к публичному договору, отказ от заключения которого, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 05.02.2014 по делу N А35-12820/2012: суд согласился с тем, что по смыслу гражданского законодательства заключенные предприятием договоры о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Анализ судебной практики применения статьи 426 Гражданского кодекса РФ показал, что суды не склонны квалифицировать в качестве публичных договоры, не поименованные соответствующим образом в законе или не относящиеся к сфере деятельности, закрепленной в статье 426 Гражданского кодекса РФ (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание).

Вероятно, в наибольшей степени это связано именно с размытостью признака «публичный характер деятельности». Соглашаясь с А.И. Савельевым [23], отметим, что для устранения правовой неопределенности необходимо прямое указание законодателя на то, является ли тот или иной договор публичным.

С другой стороны, не следует забывать о существовании непоименованных договоров, которые также могут соответствовать признакам статьи 426 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, закрепление закрытого перечня публичных договоров также не стало бы решением проблемы.

  • 1 Правовая природа публичного договора
  • 2 Субъектный состав публичного договора
  • 3 Признаки публичного договора
  • 4 Судебная практика по публичному договору

Публичный договор несет под собой множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется ознакомиться с российским законодательством.

Согласно российскому законодательству публичным признается договор заключенный коммерческой компанией и определяющий обязанности по:

  • реализации товаров;
  • выполнению каких-либо работ;
  • предоставлению услуг.

Иными словами предусматривает то, что по характеру рода своей деятельности компания обязана осуществлять по отношению к каждому, кто обратился к ней:

  • ведение розничной торговли;
  • перевозка транспортом общественного пользования;
  • предоставление услуг связи;
  • предоставление услуг по энергоснабжению;
  • медицина;
  • гостиничное обслуживание и так далее.

По причине того, что к предпринимательской деятельности граждан, которая ведется без оформления статуса юридического лица, применимы правила, регулирующие работу коммерческих компаний, субъектами публичного соглашения могут выступать частные предприниматели (ИП).

Необходимо отметить, что договор на вывоз мусора для жителей частного сектора не входит в перечень публичных соглашений, которые указаны в ст. 426 ГК РФ.

Публичное соглашение вовсе не обязательно заключать в форме единого согласованного участниками сделки документа.

Согласованием публичной оферты поставщика услуг можно считаться:

  • приобретение билетов с целью массового представления;
  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей компании;
  • приобретение оферентом уведомления от потребителя относительно принятия оферты.

В случае оформления договора в письменной форме, он в обязательном порядке должен соответствовать правилам данной разновидности деятельности — раздел, которые нарушают интересы потребителя, считаются таковыми, как недействительными по решению суда.

Согласно Гражданскому Кодексу к публичным принято относить соглашения, которые обязательны к подписанию, а их непосредственная структура устанавливается правилами соответствующей предпринимательской деятельности.

В большинстве случаев с целью принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю необходимы конкретные действия, в форме документа соглашение не всегда заключается.

Основным нормативно-правовым документом принято считать (не только для юридического, но и физического лица) Гражданский Кодекс России.

В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 426 Разъясняет понятие публичного договора и отображает перечень соглашений, которые могут иметь данный статус
Ст. 782 Отображает порядок отказа от услуг согласно публичному соглашению
Ст. 23 Регулирует деятельность коммерческих компаний

Указанный перечень не является исчерпывающим, однако включает в себя все ключевые сведения для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Сущность публичных договоров

Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:

  • отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
  • отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Отличие публичного договора от договора присоединения

Несмотря на то что рассматриваемые разновидности договоров имеют некоторую схожесть (в обоих случаях условия договора определяются одной из его сторон; вторая сторона при этом может только присоединиться к существующему соглашению), между ними существуют различия, которые не позволяют признать эти виды договоров идентичными.

Ключевым отличием публичного договора и договора присоединения является сторона, права которой ограничиваются заключаемым соглашением. В первом случае законодатель защищает законные права и интересы потребителей, лишая поставщика возможности отказать любому из них в заключении сделки. Во втором случае ограничиваются права сторон, присоединяющихся к существующему договору — они лишаются возможности внесения корректировок в готовый документ. Из обоих правил существуют исключения: в некоторых случаях поставщик может отказать потребителю, относящемуся к определенной категории, равно как и лица, присоединившиеся к существующему договору, могут оспорить его положения или выступить с инициативой о его расторжении.

Читайте также:  Полный список документов для получения налогового вычета при покупке квартиры

Что такое публичный договор на оказание услуг

ГК РФ Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 05.12.2017 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Договор — это сделка, то есть действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Статья 154 ГК РФ разделяет все сделки на односторонние, двусторонние и многосторонние. При этом многосторонние сделки называются договорами.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Понятие и специфика публичного договора и договора присоединения.

Публичный договор — это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.

По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.

То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина — обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее — и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.

Отличие публичного договора от договора присоединения

Несмотря на то что рассматриваемые разновидности договоров имеют некоторую схожесть (в обоих случаях условия договора определяются одной из его сторон; вторая сторона при этом может только присоединиться к существующему соглашению), между ними существуют различия, которые не позволяют признать эти виды договоров идентичными.

Ключевым отличием публичного договора и договора присоединения является сторона, права которой ограничиваются заключаемым соглашением. В первом случае законодатель защищает законные права и интересы потребителей, лишая поставщика возможности отказать любому из них в заключении сделки. Во втором случае ограничиваются права сторон, присоединяющихся к существующему договору — они лишаются возможности внесения корректировок в готовый документ. Из обоих правил существуют исключения: в некоторых случаях поставщик может отказать потребителю, относящемуся к определенной категории, равно как и лица, присоединившиеся к существующему договору, могут оспорить его положения или выступить с инициативой о его расторжении.

Кроме того, в отличие от публичного договора в отношении договора присоединения законодатель не уточняет, какая именно сторона (поставщик или потребитель) определяет условия договора, а какая принимает их в неизменном виде.

Взаимосогласованные договоры

Взаимосогласованный договор — это соглашение, положения которого были согласованы всеми участниками. В этом случае при разработке проекта документа учитываются интересы всех партнеров, вносятся необходимые правки и корректировки. Договор при этом становится уникальным, а не унифицированным (в отличие от иных видов рассматриваемых документов).

К категории взаимосогласованных договоров относится большая часть всех соглашений, заключаемых между физическими и/или юридическими лицами (например, договор мены или купли-продажи и пр.).

Взаимосогласованный договор и договор присоединения — разные виды соглашений. Взаимосогласованный договор не может признаваться договором присоединения, поскольку стороны оговорили условия сделки, что исключает присоединение одной стороны к условиям соглашения, разработанным другой.

Таким образом, способ заключения — основное отличие между взаимосогласованным договором, стороны которого прописывают его условия совместно, и договором присоединения, где присоединяющаяся сторона акцептирует заранее разработанные другой стороной условия.

***

Итак, публичные договоры и договоры присоединения имеют ряд отличий, которые не позволяют отнести их к одной категории договоров гражданско-правового характера. Прежде всего, отличаются субъекты, права которых ограничиваются при заключении такого договора. Кроме того, различия касаются стороны, устанавливающей условия соглашения: при заключении договоров присоединения ею может стать любой участник, а при создании публичного договора — только предприниматель, занимающийся продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Отличие публичного договора от договора присоединения

/ / 19 июня 2023 2 Поделиться Публичный договор и договор присоединения широко используются на практике для оформления правоотношений, возникающих между контрагентами.

В этой статье приведена информация о сущности таких договоров, их основных сходствах и различиях, а также о случаях, в которых эти виды договоров могут быть объединены между собой. Особенности и договора присоединения можно выделить, ознакомившись с понятиями рассматриваемых соглашений. Применение этих договоров на практике влечет за собой возникновение определенных ограничений прав и свобод их сторон и, как следствие, отступление от принципа равенства взаимодействующих сторон — субъектов гражданских правоотношений.

Договор присоединения — это соглашение, положения которого разработаны его создателем, изложены в стандартном документе и могут быть приняты второй стороной только путем присоединения (п. 1 ст. 428 ГК РФ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...