Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки с недвижимостью при исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Просроченные платежи и задолженность перед организациями и банками часто заканчиваются судебными разбирательствами и последующим принудительным взысканием. Арест доли в квартире – первая ограничивающая мера, которая применяется к должнику, если он игнорирует требования кредиторов.
После получения исполнительного листа служба судебных приставов незамедлительно начинает делопроизводство. Закон отводит всего 3 дня на издание постановления приставами и активные меры по исполнению этого постановления (то есть на арест доли)
Бывает, что служба судебных приставов по своим соображениям может отказать в аресте имущества должника. В этом случае они выносят официальное письменное постановление, которое возвращается в суд. Но подобное случается крайне редко.
Чаще приставы сразу обращаются к должнику с предложением выплатить долг в течение 5 дней для предотвращения наложения ареста на имущество. Это возможно в рамках пункта 12 статьи 30 закона №229-ФЗ. Если должник отказывается компенсировать ущерб или закрыть свои долги, с него удерживается исполнительный сбор, который составляет 7% от суммы общего ущерба или задолженности (но не менее 1000 рублей для физических лиц).
При небольшой сумме задолженности или ущерба, когда в постановлении суда конкретно не указано подлежащее аресту имущество, приставы выбирают имущество для ареста самостоятельно на основе принципа соразмерности долга и стоимости арестованной собственности. Делается это на основании пункта 3 статьи 140 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доля в квартире не обязательно и не всегда подпадает под арест, если у приставов есть возможность получить компенсацию по иску другими путями (арест банковских счетов, автомобиля и т.д.). Квартира или доля в ней — это крайний случай.
- Если сумма задолженности не является соразмерной стоимости недвижимого имущества, то можно смело совершать сделки с такой недвижимостью. Закон «Об исполнительном производстве» не дает приставам права накладывать арест на имущество в такой ситуации.
- Взыскатель имеет право оспорить сделки должника по отчуждению недвижимости, если есть основания полагать, что совершаются они с целью уклонения от выплаты задолженности. Это теория. Практика разнообразна. Если должник продал, например, квартиру с рыночной стоимостью 5 млн. рублей своему родственнику за 2 млн. рублей, то суд может признать сделку недействительной. Если же никаких подозрительных моментов в тексте договора нет, то и оснований взыскивать, как бы, не имеется.
Что может и чего не может судебный пристав
Пристав обладает широкими полномочиями, но они не безграничны. Даже если в Вашей жизни случилась неприятность, и Вам пришлось столкнуться с деятельностью ФССП, помните несколько важных деталей:
- войти в квартиру без разрешения владельца сотрудник службы может только при наличии документально подтвержденного разрешения старшего пристава;
- сотрудник ФССП не имеет права действовать самостоятельно, без исполнительного листа и постановления о начале исполнительного процесса;
- пристав обязан представиться и предъявить документы;
- широкие полномочия не говорят о вседозволенности. Сотрудник не имеет права хамить, грубить, угрожать заемщику или еще как-то проявлять агрессию. Если пристав демонстрирует такое поведение, Вы вправе подать жалобу.
Какое имущество забирать нельзя
Государство стремится защитить граждан, поэтому на право изъятия собственности налагаются ограничения: приставы не вправе забрать то, без чего человек не сможет нормально жить. Такое имущество включает в себя:
- единственное жилье, если оно не взято в ипотеку (ипотечная квартира является залогом);
- предметы личной гигиены, одежду и обувь, домашнюю утварь (кроме предметов роскоши);
- животных, которые используются для домашнего хозяйства;
- оборудование, необходимое для профессиональной деятельности, если его стоимость не превышает 100 МРОТ;
- продукты;
- топливо;
- предметы, которые нужны инвалидам для передвижения;
- необходимую для жизни электронику и бытовую технику (мобильный телефон описать могут, холодильник — нет);
- призы, награды и медали.
Арест с жилища можно будет снять только после оплаты долгов. Прежде всего, нужно выяснить кем, когда и по какой причине жилье было арестовано.
Сумма, подлежащая погашению, по договору сторон (продавца и покупателя) может быть внесена покупателем в качестве предоплаты сделки. Лучше договор такого рода заключать в присутствии нотариуса.
Если ограничение было введено по инициативе сотрудников ФССП, после перечисления денег в адрес организации либо частного лица собственник с квитанциями на руках должен отправиться в службу судебных приставов. После того как вопросы, связанные с финансовыми претензиями к нему, будут закрыты, чиновник снимает арест с жилища.
Наложенное ограничение прав собственника на квартиру может быть снято на основании судебного решения, если:
- жилье было арестовано по ходатайству истца для обеспечения иска, а в ходе разбирательства вина ответчика не была доказана;
- если ответчик полностью погасил задолженность;
- судебный пристав наложил арест незаконно;
- долг по отношению к стоимости квартиры слишком мал (человек должен 30000, а жилище стоит 3 миллиона рублей).
Чтобы снять ограничения с жилища, наложенные за крупные долги по коммунальным платежам, нужно оплатить счета, а затем отнести квитанции в ЖКХ (управляющую компанию) и в ФССП. После поступления средств на счета коммунальных компаний и поставщиков энергоресурсов арест будет снят.
Сложности процедуры ареста
Поскольку арест – это ограничения в интересах третьих лиц, его наложение связано с разными сложностями, в том числе процессуального характера, возникающими у владельцев недвижимости, не имеющих отношения к долгам бывшего собственника. Так, их интересует, могут ли давно проданную квартиру арестовать, если у продавца есть крупные долги. Ответ прост: не могут, если только объект не был приобретен преступным путем.
В общих случаях арест накладывается лишь в отношении имущества должника, если речь не идет об аресте в рамках уголовного производства. Дело в том, что п. 3 ст. 115 УПК позволяет суду накладывать арест на имущество третьих лиц, если оно было приобретено обвиняемым/подозреваемым в результате преступных действий. Ни о чем не подозревающие собственники могут лишиться жилья из-за действий продавца.
Еще одна сложность связана со взысканием долгов с должника, если жилье еще строится, например, по договору долевого участия. До введения объкта в эксплуатацию квартира не считается недвижимостью, поэтому наложение ареста на квартиры в строящемся доме невозможно.
Если у должника нет другого имущества, обращать взыскание не на что. А зная о намерениях кредитора, должник без труда избавится от квартиры еще до ввода ее в эксплуатацию.
Очередная сложность – последовательное наложение нескольких арестов в интересах сразу нескольких взыскателей. В этой ситуации у будущего приобретателя возникнут проблемы со снятием многократных обременений, особенно если они наложены и судом, и ФССП.
Кроме того, связанные с арестом сложности могут затрагивать права третьих лиц, являющихся сособственниками арестованного жилья. У них будет немало трудностей с реализацией этой недвижимости.
Могут ли забрать долю в квартире за долги?
На основании закона, а именно статьи 255 ГК РФ, кредитор, то есть тот кому должен заемщик, имеет полное право, если у должника нет другого имущества которое можно взыскать за долги, обратить взыскание на его долю в недвижимом имуществе, если такая доля имеется. Ведь долевая собственность очень распространенное явление и у многих квартира находится именно в долевой собственности и каждому собственнику квартира может принадлежать в пропорции 50 на 50%.
К примеру квартира может принадлежать матери и сыну, то есть каждый собственник имеет по 1/2 квартиры.
Скажу сразу, в каких то случаях действительно за долги можно лишиться доли в квартире, а в каких то даже при наличии такой доли, забрать у должника ее не смогут, так как это будет не законно.
Взыскание на квартиру или долю в ней могут обратить судебные приставы, именно они занимаются обращением взыскания на имущество должника, но есть перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Данный перечень представлен в статье 446 ГПК РФ и в данном перечне сказано, а именно в абзаце 2 пункта 1 сказано, что взыскание не может быть обращено на жилое помещение, если данное помещение является единственным пригодным помещением для проживания должника и членов его семьи.
Получается следующая ситуация, что если доля в квартире у должника является единственным пригодным для проживания помещением, то забрать долю не смогут ни каким образом, это будет противоречить пункту 1 статьи 446 ГПК РФ.
Но есть другая ситуация, когда доли можно лишиться, ведь в законе сказано, что взыскать не могут только единственное пригодное для проживания жилье, то есть те у кого доля не является единственным пригодным для проживания жильем, могут вполне забрать долю за долги.
У должника может быть квартира и доля в другой квартире или доме, в такой ситуации приставы смогут обратить взыскание на долю должника, если у него не хватит иного имущества для погашения долга.
Ведь приставы обращают взыскание на жилое помещение в последнюю очередь, первым делом они ищут деньги, проверяют счета должника, вклады в банках, ищут места работы должника, что бы обратить взыскание на часть его заработной платы и ежемесячно производить удержания.
Если имущества которое есть у должника помимо жилого помещения хватает для погашения долга, то приставы не будут трогать квартиру или другое жилое помещение.
Но когда у должника есть квартира и есть доля в квартире, то приставы могут обратить взыскание как на саму квартиру, так и на долю, вообще в законе об исполнительном производстве говорится, что должник может сам предложить приставу на какое имущество в первую очередь может быть обращено взыскание.
Практика по данному вопросу везде разная, все зависит от суммы долга, ведь по закону, если сумма долга не соразмерна сумме которая будет выручена от продажи жилого помещение, то взыскание на жилое помещение не обращается. К примеру сумма долга 200000 рублей.
а квартира стоит 1500000 рублей в данном случае большая вероятность, что взыскание на жилое помещение не будет произведено.
- Если к примеру у вас в собственности только доля в квартире и это единственно пригодное для проживания жилое помещение, то на основании статьи 446 ГПК РФ, забрать у вас за долги данное имущество не могут по закону.
- А если у вас помимо доли в квартире есть другое жилое помещение, то приставы могут обратить взыскание или на долю или на второе жилое помещение, здесь все зависит от суммы долга.
- То же самое с вашим единственным жилым помещением, даже если вы должны хоть несколько миллионов, единственное жилье у вас не отнимут, только если оно в ипотеке и не платите за ипотеку более установленного срока который дается плательщику в случае если он по каким то причинам не моет рассчитываться.
Если у вас есть квартира и доля в другой квартире в случае если приставы решать обратить взыскание на долю, то в первую очередь на основании статьи 255 ГК РФ, в первую очередь доля должника в квартире должна быть предложена для покупки остальным участникам долевой собственности, так как они имеют преимущественное право покупки, а если они отказываются, то доля продается с торгов. Вся процедура конечно е происходит через суд, так как только суд принимает решение обращать взыскание на долю или нет, так что должник имеет полное право защищаться в суде и отстаивать свои права.
Конечно описать в статье каждую ситуацию не возможно, судебная практика разнообразна и под каждый случай статью не написать, каждый случай уникален, но в целом я вам рассказал, как все будет происходить, если у вас остались вопросы, то задайте ваш вопрос на сайте. А я желаю вам удачи!
Могут ли приставы арестовать квартиру, находящуюся в долевой собственности должника и других лиц
Во-первых, в соответствии с действующим законодательством РФ наложение ареста возможно только на имущество, принадлежащее должнику по исполнительному документу. Квартира же, названная в Вашем вопросе, находится в долевой собственности должника и других лиц. Следовательно, судебные приставы могут наложить арест лишь на долю собственности в этой квартире, принадлежащую должнику, но не на всю квартиру.
Во-вторых, согласно статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскание по исполнительному документу не может быть обращено на принадлежащее должнику жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
В законе не изменилось ничего. Законопроект, который широко обсуждался в 2017 году, так и остался в подвешенном состоянии — поговорили и отложили. Поправок по поводу замены роскошного единственного жилья на скромное в гражданском процессуальном кодексе все еще нет, а иммунитет формально работает.
Правами толковать закон в России наделен Конституционный суд. Он может находить нормы, которые нарушают чьи-то права или не соответствуют другим законам. И на основании этого дает разъяснения — дело пересмотрите, закон измените.
Законодатели могут довольно быстро отреагировать и уточнить нормы, а могут годами игнорировать эти указания. Так и случилось с изъятием единственного жилья — этот вопрос КС разбирал еще 2012 году. И тогда же указал, что исполнительский иммунитет — это правильно. Но владеть домом площадью 320 квадратных метров и не отдавать долг в размере 3 млн рублей — не совсем честно. Так что нужно защитить не только должников и их семьи, но и кредиторов, а статью 446 ГПК РФ — уточнить из-за имеющихся дефектов.
Вот только ничего с тех пор в законе не изменилось. Но тот же Конституционный суд рассмотрел очередное дело. Мужчина в 1999 году одолжил женщине 772 тысячи рублей, а должница годами не отдавала деньги. Зато купила квартиру площадью 110 квадратных метров — причем уже после того, как было возбуждено исполнительное производство. С 1999 года долг ее вырос до 4,5 млн рублей, а должница стала банкротом.
Кредитор дошел до Конституционного суда. Потому что это как вообще — мне должны 4,5 млн рублей, при таком долге покупается квартира, но раз она единственная — я не могу получить свои деньги. Почему бы должнице не сменить жилье на менее роскошное, а мне отдать разницу в счет долга. Если она сама не хочет — пусть ее обяжет суд. Но суды во всех инстанциях мужчине отказали — исполнительский иммунитет, извините. Стоимость жилья не имеет значения: единственное — значит, защищено от взыскания.
У Конституционного суда, видимо, на этот раз терпение лопнуло. Он напомнил и про свои разъяснения 2012 года, когда постановил изменить закон для баланса интересов должников и кредиторов. Но почти за 9 лет — заметили главные судьи страны — работы не продвинулись. Это прямо так и назвали — «недопустимым законодательным бездействием», которое стало поводом для новой проверки конституционности статьи 446 ГПК.
Раз закон вы менять не хотите, будем уточнять нормы своими методами — говорят судьи в новом постановлении. И установили критерии, когда исполнительский иммунитет можно снять даже без изменений в ГПК РФ.
Какое имущество судебные приставы не могут забрать
Забрать можно не все. Квартиру, дом, землю можно забрать, только если человек не платит ипотечный кредит на эту квартиру, дом, землю. Не ипотечное жилье не заберут, если оно единственное или стоит намного дороже, чем сумма всех долгов.
Не забирают вещи, необходимые для удовлетворения минимальных бытовых потребностей. То есть кровать, стол, стулья, холодильник, плиту судебные приставы не заберут. А стиральную машинку, диван, на котором никто не спит, кресла, микроволновку и ковер забрать могут.
Корову и кроликов у должника не заберут, если тот держит их для себя, а не для бизнеса.
Еще приставы не могут забрать еду, уголь и баллоны с природным газом, необходимые должнику и его семье для выживания. У инвалидов не заберут коляски и слуховые аппараты, а у спортсменов — медали и кубки.
Даже деньги с банковских счетов разрешено забирать не все. Список неприкосновенных средств длинный, но весь он касается восстановления здоровья, компенсаций работодателя за расходы в связи с работой, выплат по потере кормильца. Материнский капитал приставы тоже забрать не могут: фактически это деньги детей, а не их родителей-должников.
На какую недвижимость нельзя обратить взыскание
Считается, что единственное жилье должника приставы не могут забрать за долги. Это правило указано в ст. 446 ГПК РФ. Но его содержимое шире.
- нельзя арестовать или продать единственное жилье обязанного лица, если у него или других членов семьи нет иного пригородного жилья
- можно забрать за долги квартиру, если она приобретена в ипотеку. В этом случае в реестре ЕГРН будет отражен ипотечный залог
- можно забрать квартиру за долги, если у должника и членов его семь есть другая недвижимость в собственности или соцнайме
- можно арестовать и продать квартиру, если должник с семьей фактически постоянно проживают в другом месте
Если приставы пришли за автомобилем
В ходе ИП приставы часто арестовывают автомобиль с целью последующей реализации на торгах. Должнику-автовладельцу важно понимать несколько особенностей процедуры:
- До того, как прийти и забрать машину, пристав посылает запрет на регистрационные действия в ГИБДД. Продавать машину уже нет смысла, покупатель не сможет оформить ее на свое имя и расторгнет договор.
- Прятать арестованный автомобиль тоже бессмысленно, т.к. пользоваться им все равно нельзя. Статья 80 федерального закона №229 прямо запрещает использование арестованного имущества с целью защиты его от повреждений и утраты.
- Пристав может оставить арестованный автомобиль на хранение у собственника, тогда его последующие утрата или сокрытие грозит должнику уголовной ответственностью по статье 312 УК.
Арест единственной квартиры за долги – кто и когда реально может забрать недвижимость?
На основании нового законопроекта — который, кстати, еще не был принят — суд вправе решить, что арест и продажа единственной квартиры возможна.
При этом учитывается — верно ли, что исполнить долговые обязательства больше никакими способами невозможно.
Пока не принят законопроект, такие действия судебных органов будут незаконными. Поэтому беспокоиться должникам пока что не о чем.
Вопрос о принятии законопроекта остается открытым. Многие председатели Госдумы выступают против его утверждения. Но, если все-таки закон начнет действовать, то должник, имеющий в собственности один объект недвижимости, будет возмещать долги через арест и продажу единственного жилья.
Процедура ареста и продажи — обычная. Занимается документацией судебный пристав-исполнитель. Прежде чем оформлять арест на недвижимость, он должен будет получить постановление судебной инстанции.
Что будут делать с имуществом дальше
Его продадут. Как именно, зависит от цены. Имущество общей стоимостью менее 30 тысяч рублей может продать сам должник, если обе стороны согласны с его ценой. Она прописывается в акте изъятия. Если имущество стоит более 500 тысяч, то его продадут на открытых торгах в форме аукциона. Вещи, которые не попадают в обе категории, реализует специализированная организация.
Часть вырученных денег отдадут кредитору — в сумме долга, указанного в исполнительном листе. Часть заберут приставы в виде исполнительского сбора. Он равен 7% от суммы долга, но не менее 1 тысячи рублей с человека и 10 тысяч с организации. Деньги перечислят в бюджет.
Если должник добровольно выплатит долг в течение пяти дней после получения постановления от судебных приставов, исполнительский долг можно не платить.