Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Археолог – искатель и исследователь древних артефактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Археологи изучают следы человеческой культуры — артефакты — и отвечают на вопросы: «Как и где жили люди?» Не путайте археологов с палеонтологами, которые ищут окаменелости и восстанавливают историю развития животных и растений. Археолог — антрополог прошлого, его интересуют здания, украшения, захоронения, наскальные рисунки и оружие. Палеонтолог — это, по сути, геолог с уклоном в биологию.
Недостатки профессии археолога
В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога, как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.
- Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
- Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
- В-третьих, долгие годы, проведенные в «спартанских» условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
- В-четвертых, большая доля вероятности того, что «великое открытие» совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
- В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.
В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.
У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.
Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.
Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.
Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.
Сколько зарабатывают археологи
► По данным популярных сайтов вакансий, оплата труда археолога составляет от 35 000 рублей в месяц.
В крупных городах возможностей больше. Оплата зависит и от открытий: чем важнее, тем выше премия.
Современный кинематограф сформировал у зрителя представление об археологе как о смелом авантюристе, чей смысл жизни заключается в вечном поиске кладов и сокровищ. С другой стороны, – это образ пожилого мужчины в растрепанной одежде и со взъерошенными волосами на голове. На самом деле в археологии очень много молодых людей, их знаниям и заслугам можно только удивляться.
Археолог – многогранная личность. Его работа филигранна. Он исследует останки прошлых цивилизаций и помогает нам окунуться в историческое прошлое народов. Профессия требует от человека полной самоотдачи, а награждает открытиями мирового значения. Именно благодаря им человечество обладает знаниями о древних временах.
Источник: ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.
У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.
Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.
Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.
Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.
Чтобы стать археологом, необходимо окончить исторический факультет какого-либо высшего учебного заведения. Археология — это одна из специализаций. Также археологом можно стать, окончив факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Получить диплом историка можно в таких высших учебных заведениях:
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Российский университет дружбы народов;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- Московский городской педагогический университет;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Государственный академический университет гуманитарных наук;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Томский государственный педагогический университет;
- Ставропольский государственный педагогический университет;
- Новосибирский государственный педагогический университет;
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
- Кемеровский государственный университет;
- Кубанский государственный университет;
- Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук.
Особенности профессии
Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать
А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Где учиться на археолога
Обучение осуществляется преимущественно по направлению «История» с теорией и практическими элементами именно археологии. К сожалению, высших учебных заведений, где можно получить соответствующий диплом, не так много.
В первую очередь это московские вузы и несколько региональных:
- Московский государственный университет имени Ломоносова, кафедра археологии;
- Государственный академический университет гуманитарных наук, направление «Археология» на базе института археологии РАН;
- Волгоградский государственный университет, кафедра археологии и зарубежной истории;
- МПГУ, кафедра истории древнего мира и Средних веков;
- Иркутский государственный университет, археология, этнология, история Древнего мира;
- Южный федеральный университет, археология и история Древнего мира;
Абитуриенту нужно будет подготовиться по нескольким дисциплинам: русский язык, математика, история, обществознание. В некоторых вузах есть возможность заменить историю или обществознание на биологию или физику. Пригодится будущему археологу и знание иностранных языков, прежде всего английского. Также немаловажно выучить язык страны, история которой является предметом научного интереса.
Археолог – ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого «archaios» (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.
Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин «археология» впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил «историю прошедших времен».
В современном мире археологию принято разделять на три вида:
- полевую – раскопки вещественных источников на суше;
- подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
- экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.
Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.
Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.
Преимущества профессии археолога
Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.
Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.
Знания, которые требуются
Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).
Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное – они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.
Самые известные археологи
Генрих Шлиман – это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу – козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах – не фантазия, а реальность.
Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.
Есть известные археологи и в России. В их число входит Борис Пиотровский, родился он в 1908 году. По знаку зодиака – водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.
Прежде чем разбираться, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что такое артефакты – именно с ними придется работать специалисту по «ископаемой древности». Так называется предмет, созданный человеком или же обработанный им. Второе название –вещественные источники. Речь идет о различных сооружениях, орудиях труда, предметах домашней утвари, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами влияния человека и прочих свидетельствах его жизнедеятельности. При наличии на артефактах каких-либо надписей их относят к категории письменных источников. Чем отличаются вещественные источники от письменных? Первые молчаливы. В них не содержатся сведения о событиях. К тому же многие из них появились задолго до возникновения письменности.
Итак, мы подошли к вопросу, кто такие археологи. Это специалисты, которые занимаются поиском свидетельств истории и исследованием находок в лабораторных условиях – в частности классификацией, реставрацией и так далее. Их главная задача заключается в воссоздании картины прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся теоретических знаний и находок. По отдельности фрагмент кувшина или часть рукоятки ножа практически ни о чем не расскажут. Их нельзя анализировать без привязки к местности, обстановке, глубине залегания, предметам, обнаруженным рядом, и прочим условиям. Для определения времени изготовления или применения того или иного артефакта необходимо учитывать, в каком именно слое почвы он находился. В работе ученые пользуются сравнительно-типологическим, дендрохронологическим, стратиграфическим, радиоуглеродным и другими методами датировки находок.
Нужно отметить, что археологи – это многопрофильные специалисты. В своей деятельности они применяют методики и данные, взятые из иных дисциплин. Обращаются они к наукам как гуманитарного (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного (ботаника, почвоведение, химия, физика, география) цикла.
Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. К примеру, ученый вполне может стать настоящим экспертом по палеолиту на территории Средней Азии, если он в течение многих лет будет изучать располагавшиеся там стоянки первобытных людей.
Археологи не всегда остаются научными сотрудниками при институтах. Амбициозные профессионалы зарабатывают деньги и обретают высокий статус в научной и деловой среде. Одно из перспективных направлений — работа в Министерстве культуры. Там специалисты проверяют заключения по итогам раскопок на территории всей России.
Некоторые археологи увлекаются одной темой и становятся признанными экспертами по оружию, керамике или архитектуре. Например, выпускник СПбГУ нумизмат Вячеслав Кулешов сейчас работает в Стокгольмском университете. Он изучает арабские монеты, ездит и собирает их по разным странам.
Некоторые археологи мечтают возглавить кафедру, институт или музей. Кто-то открывает свою археологическую компанию и занимается бизнесом. Ещё один способ реализовать себя и применить знания — стать блогером, популяризатором истории.
Прежде чем разбираться, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что такое артефакты – именно с ними придется работать специалисту по «ископаемой древности». Так называется предмет, созданный человеком или же обработанный им. Второе название –вещественные источники. Речь идет о различных сооружениях, орудиях труда, предметах домашней утвари, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами влияния человека и прочих свидетельствах его жизнедеятельности. При наличии на артефактах каких-либо надписей их относят к категории письменных источников. Чем отличаются вещественные источники от письменных? Первые молчаливы. В них не содержатся сведения о событиях. К тому же многие из них появились задолго до возникновения письменности.
Итак, мы подошли к вопросу, кто такие археологи. Это специалисты, которые занимаются поиском свидетельств истории и исследованием находок в лабораторных условиях – в частности классификацией, реставрацией и так далее. Их главная задача заключается в воссоздании картины прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся теоретических знаний и находок. По отдельности фрагмент кувшина или часть рукоятки ножа практически ни о чем не расскажут. Их нельзя анализировать без привязки к местности, обстановке, глубине залегания, предметам, обнаруженным рядом, и прочим условиям. Для определения времени изготовления или применения того или иного артефакта необходимо учитывать, в каком именно слое почвы он находился. В работе ученые пользуются сравнительно-типологическим, дендрохронологическим, стратиграфическим, радиоуглеродным и другими методами датировки находок.
Нужно отметить, что археологи – это многопрофильные специалисты. В своей деятельности они применяют методики и данные, взятые из иных дисциплин. Обращаются они к наукам как гуманитарного (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного (ботаника, почвоведение, химия, физика, география) цикла.
Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. К примеру, ученый вполне может стать настоящим экспертом по палеолиту на территории Средней Азии, если он в течение многих лет будет изучать располагавшиеся там стоянки первобытных людей.