Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установлены особенности регулирования земельных правоотношений в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Но не все так плохо. Ниже вы узнаете, почему у людей далеких от фермерства, тоже есть все шансы взять участок в аренду у государства без проведения торгов.
Почему теперь проще оформить земельный участок в аренду, чем купить
В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:
- Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
- Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
- Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
- Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.
Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.
Сколько земельных участков можно оформить в аренду
Применительно к ЛПХ ЗУ — Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» п.4 ст.4 — Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ п.5 ст.4:
- Предельные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), устанавливается в размере 50 соток (0,5 га).
- Максимальный размеры земельных участков под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), предоставляемых гражданам из муниципальной собственности, устанавливаются региональным и муниципальным законодательством.
Комментарии к статье 39.6 земельного кодекса РФ
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).
Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.
В понятие «виды аренды» входит положение о целях, на основании которых может быть предоставлен земельный надел. Участок передается в пользование только в том случае, если его эксплуатационное назначение соответствует категории земли, на которой он расположен.
В качестве основных причин для получения участка выступают следующие варианты деятельности в его пределах:
- возведение на арендованном участке объектов недвижимости;
- ведение подсобного хозяйства;
- расширение границ существующих огородных и садовых участков, а также для устройства таковых;
- устройство фермерских угодий.
Основания предоставления земельного участка в аренду без торгов
- Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
- Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
- Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
- Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
- Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:
Как манипулируют земельными аукционами в ущерб нашим правам?
Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.
Каждый из нас имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.
Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.
Прописка тоже значения не имеет.
Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе (кроме городов федерального значения).
Если участок, который вы решили попробовать получить без торгов, не сформирован, то вам достаточно составить Схему участка и подать заявление о предварительном согласовании.
Обратите внимание.
Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.
В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.
Иными словами, вы сами определяете, на каком праве вы хотели бы получить земельный участок: в аренду или в собственность.
Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают процессы, которые следует понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность муниципальных служащих из местной администрации.
Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий:
- администрация публикует извещение о возможности проведения аукциона,
- если ни кто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны утвердить вашу Схему участка и вынести постановление о предварительном согласовании предоставления участка.Это означает, что вы имеет право получить данный участок без торгов в аренду или собственность (в зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право вы можете реализовать в течение 2 лет.
- если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники обязаны отказать в утверждении Схемы и перейти в режим аукциона.
Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?
Причина проста – дыра в законодательстве.
Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.
В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка, но при этом ни слова о том, что эта информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.
Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа), но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который вы указали в заявлении.
Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона, но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.
Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.
Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.
Для сведения.
Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.
Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.
Без торгов земельный участок можно получить:
- в собственность бесплатно — 9 оснований;
- обственность за плату — 10 оснований;
- в аренду — 16 оснований;
- в безвозмездное пользование — 14 оснований;
- в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания.
Условия предоставления земельных участков без проведения торгов
Часть вторая статьи 39.6 Земельного кодекса РФ отмечает возможность предоставления надела без проведения конкурса. В норме прописывается более тридцати условий, которые должны быть соблюдены заявителем. Их можно поделить на несколько групп в зависимости от оснований.
Законодательно предусматривается список граждан, которые могут стать арендаторами. К ним относят как физических, так и юридических лиц. Среди последних выделяют КФХ, религиозные организации и казачьи общества.
Также определяются категории наделов и цели их использования.
Среди основных направлений отмечают:
- строительство объектов, ранее не завершенных;
- садоводство;
- огородничество;
- сельскохозяйственная деятельность;
- охоту;
- освоение участков и т.д.
Претенденты могут делить в соответствии с тем, какие законы регулируют их право. Например, инициировать упрощенный порядок выделения наделов могут указы и распоряжения Президента, земельное законодательство, федеральные нормативно-правовые акты.
Отдельно отмечаются случаи, когда аукцион считается бессмысленным. Это предусматривается при подаче только одно заявки на конкурс. Договор аренды будет заключен с этим участником без торгов.
Процедура оформления участка земли в собственность
Рассматриваемый процесс в целом состоит из следующих действий:
— подготовку полного пакета документов для обеспечения участком земли;
— предоставление собранных бумаг для анализа в канцелярию администрации;
— последующее рассмотрение документации в специальной комиссии;
— подтверждение предоставленных сведений путём отправки запросов в различные госорганы;
— принятие постановления о выделении инвалиду земельного надела.
— получение гражданином с ОВЗ бумаг, дающих право на запуск строительства.
Примечательно, что в некоторых регионах есть удобная для инвалидов возможность не посещать администрацию лично, а совершить подачу документов в электронном формате. Но если отсутствует дистанционное взаимодействие и нуждающийся человек не в состоянии приехать на место оформления, можно обратиться в центр соцобеспечения и оставить запрос на выезд специалиста на дом.
Сотрудник учреждения поможет написать заявление, заберёт бумаги и отдаст их в комиссию.
Важно! Граждане из льготной категории (инвалиды), как правило, не платят госпошлину. Но по причине того, что выделяемой землёй изначально владеют региональные власти, в силу вступают местные правила, законы. Они вносят в земельное право свою специфику.
Поэтому бесплатность процесса оформления участка земли не гарантирована.
Арендованная у государства земля может использоваться только по назначению. При этом ей нельзя распоряжаться – продавать или дарить. Законодательство устанавливает возможность для преждевременного расторжения договора. А право собственности дает возможность по собственному усмотрению распоряжаться землей.
Перевод арендованного участка в собственный возможен не только для граждан, но и для юридических лиц. Проще перевести землю, на которой есть постройки, оформленные в собственность. Если постройки на участке отсутствуют, его можно выкупить на аукционе. Но в нем принимают участие и другие претенденты.
Как перевести в собственность землю под объектом незавершенного строительства (ОНС или недострой)
Точного определения в законодательстве «Недострой» или Объекта незавершенного строительства не содержится, однако, если взять системную взаимосвязь положений статей Гражданского или Градостроительного кодексов можно получить ориентировочное понятие:
- ч.1 ст. 130 ГК РФ — К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. ч.1 ст. 131 ГК РФ — Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами;
- п. 10 ст. 1 ГрК РФ — Объект капитального строительства это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Анализируя приведенные выше нормы, постараемся выделить понятие объекта незавершенного строительства (объекта незавершенного капитального строительства, «сокращенно» ОНС) — ОНС признается такое недвижимое имущество (здание, строение, сооружение), строительство которого продолжается или не завершено.
Дополнительно выделим признаки, которым ОНС должен соответствовать:
- Прочная связь с землей и отсутствие возможности его перемещения без несоразмерного ущерба;
- Приостановление строительства, консервация, либо окончательная остановка строительства;
- Индивидуальная определенность.
По поводу того, является ли фундамент не достроенным объектом, лучше обсудить с кадастровым инженером. В разных регионах политика администрации отличается согласно региональному законодательству.
Из перечисленного выше мы делаем вывод, что ОНС — это недвижимое имущество, а недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и кадастровому учету. Для этого необходимо:
- Собрать полный пакет документов на земельный участок;
- Вызвать кадастрового инженера для подготовки документации и для кадастрового учета дома (ОНС);
- Получить уведомление из администрации в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ;
- Сама регистрация проходит в общем порядке при обращении в местный МФЦ.
Кроме того определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016. Позиция ВС РФ — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым судебная коллегия ВС РФ подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. Прочитайте, коллегия судей достаточно внятно все там разъясняет.
Договор аренды земли без проведения торгов
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Договор аренды земельного участка, договор аренды земли без проведения торгов в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: С 1 января 2022 года Федеральным законом от 01.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 03. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: Предоставление земельного участка в договор аренды земли без проведения торгов без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок договор аренды земли без проведения торгов предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Итак, льготники могут рассчитывать на внеочередное или по очереди получение земли от государства с целью ИЖС, если будут признаны нуждающимися в жилье или относятся к категории льготников, для которых на федеральном уровне предусмотрена такая возможность.
Выяснить шансы для льготного оформления можно в местном МФЦ. Вполне вероятно, получать статус малоимущего будет необязательно. И, например, сработает принадлежность к определенной профессии, представители которой наделены льготой на землю.
Если льгота есть, можно искать участок на кадастровой карте или обратиться в администрацию или региональный департамент по имуществу с заявлением об аренде.
Если льготы нет или ее слишком сложно оформлять, можно попробовать участие в торгах. Если повезет, то получится взять аукционный участок без торгов. Это бывает, когда в них только один претендент. Плата по договору будет больше, чем при льготном получении земли, но все же ниже рыночной.
Договор аренды составляется на определенный срок и с указанием условий использования. При этом заявитель должен знать, что эти параметры находятся в прямой зависимости. Самым максимальным сроком может быть 49 лет.
Земельным законодательством устанавливается период аренды, поэтому в договоре он должен соблюдаться и зависеть от использования:
- для проведения научных и изыскательских работ – не более 1 года;
- для капитального строительства – 3-10 лет, которых достаточно для возведения и ввода в эксплуатацию;
- земли под ЛПХ могут выдаваться в аренду на срок до 20 лет;
- для фермерства период аренды может составлять до 49 лет;
- участки для организации сенокосов, выпаса скота выдаются на срок до 3 лет.
Всегда в договоре аренды указываются условия расторжения на случай несоблюдения арендаторов его условий. Администрация вправе прекратить действие соглашения досрочно.
А вот под строительство дома в городе участки получить достаточно сложно. Да и заплатить за них придется больше: сколько стоит земля напрямую зависит от региона. В Московской области и Подмосковье цена сильно отличается от установленной в Крыму. Размер вложений при покупке определяется по кадастровой стоимости. Согласно 3 пункту статьи 39.4 ЗК РФ цена на участок не может превышать указанное в реестре значение. Точную стоимость на определенный надел, включенный в кадастр, можно узнать у администрации города или на сайте Росреестра.Порядок организации аукционов четко урегулирован в ЗК РФ. Статьи 39.11-39.13 нормативного акта регулирует деятельность администрации области, района или иных органов государственной и муниципальной власти по организации торгов. К тому же гражданин имеет право самостоятельно инициировать подобное мероприятие.