Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционная статистика России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Путин о ротации мобилизованных – есть ли шанс и что говорят в Правительстве
Семьи мобилизованных ждут, что те, кто уехал служить в первую волну частичной мобилизации, вернутся домой до Нового года. Однако точных данных по этому вопросу пока нет.
Президент РФ на днях в ходе брифинга по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке заявил, что вопрос ротации военнослужащих находится на осуждении у Министерства обороны и Генштаба. По словам Главы такая возможность будет зависеть от хода СВО.
Рассматриваются варианты замены одних подразделений, находящихся на территории боевых действий на те, что сейчас еще не принимаю участие в спецоперации, а проходят обучение. Либо же в стране вновь будет объявлена новая волна мобилизации, чтобы дать возможность отдохнуть тем, кто уже длительное время находится на СВО.
При этом Путин уточнил, что даже при ротации одних мобилизованных на других, все будут иметь статус участников боевых действий.
По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?
Миграционные и эмиграционные процессы в современной России
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Дореволюционные миграции.
Россия – самая крупная страна в мире. В течение веков освоение ее огромных пространств сопровождалось движением населения из центральных европейских регионов к окраинам. Начиная с 16-го века, двигаясь на юг, осваивали задонские и заволжские степи. Восточный путь — через Урал в Сибирь и в 17в вышли к Тихому океану. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян(1861г). Одна часть — за Урал, другая – в южные степные губернии. Массовые миграции в города и фабричные поселки на заработки ( на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда).
Миграции советского времени.
Усиление миграции в конце 20-х г, когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. «Раскулачивание» деревни, крестьяне во избежание репрессий уезжали в города и на крупные стройки.
Тотальной депортации в годы войны в СССР были подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли.
ВОВ: эвакуация с запада в восточные и южные районы (многие после окончания войны не вернулись домой, остались жить на новых местах). Существовал в годы войны и западный миграционный поток – военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами на работы в Германии( часть вернулись, остальные погибли или стали «невозвращенцами»). После ВОВ — миграции сельских жителей в города и на новостройки Сибири и Дальнего востока. Постепенно в районах Европейской России жителей становилось все меньше. И во второй половине 70-х годов новое направление миграции – с окраин в центр.
Современные миграции в России.
В конце 20 века территория страны — две зоны: принимающую и отдающую население, причем + и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивающий население (высокой заработной платой и льготами), теперь столь же интенсивно его теряет. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселенность.
Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 2035 года
Специалисты Росстата составили демографический прогноз до 2035 года. Ожидаемая продолжительность жизни оценивается в трех вариантах: низкий, средний и высокий.
Год
|
Низкая вариация
|
Средняя вариация
|
Высокая вариация
|
|||
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины |
|
2023 |
58 |
71 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2024 |
58 |
71 |
59 |
72 |
57 |
70 |
2025 |
58 |
72 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2026 |
58 |
72 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2027 |
60 |
73 |
61 |
73 |
58 |
71 |
2028 |
61 |
74 |
62 |
74 |
59 |
72 |
2029 |
61 |
74 |
62 |
74 |
60 |
72 |
2030 |
62 |
74 |
63 |
75 |
60 |
73 |
2031 |
63 |
74 |
63 |
75 |
61 |
73 |
2032 |
64 |
75 |
64 |
76 |
62 |
74 |
2033 |
64 |
75 |
65 |
76 |
63 |
74 |
2034 |
65 |
76 |
65 |
76 |
63 |
75 |
2035 |
65 |
76 |
65 |
76 |
64 |
75 |
Таблица 6. Страны с самыми высокими абсолютными темпами роста населения
№№о | Государство | Рост численности, % в год | Рост численности, человек в год |
1 | Бурунди | 3.69 | 314351 |
2 | Объединённые Арабские Эмираты | 3.69 | 173688 |
3 | Нигер | 3.68 | 584789 |
4 | Кувейт | 3.55 | 108311 |
5 | Конго, Демократическая республика | 3.21 | 2177247 |
6 | Эфиопия | 3.21 | 2708919 |
7 | Оман | 3.14 | 91217 |
8 | Буркина Фасо | 3.10 | 504897 |
9 | Сан-Томе и Принсипи | 3.09 | 5099 |
10 | Бенин | 2.98 | 274518 |
11 | Сомали | 2.82 | 263924 |
12 | Йемен | 2.79 | 676742 |
13 | Коморы | 2.77 | 19141 |
14 | Руанда | 2.76 | 283645 |
15 | Конго, республика | 2.75 | 103373 |
16 | Малави | 2.75 | 431530 |
17 | Того | 2.75 | 186450 |
18 | Сенегал | 2.71 | 348533 |
19 | Кения | 2.69 | 1066558 |
20 | Уганда | 2.69 | 909112 |
21 | Либерия | 2.67 | 97856 |
22 | Мадагаскар | 2.66 | 535884 |
23 | Гамбия | 2.59 | 45351 |
24 | Мали | 2.59 | 385781 |
25 | Афганистан | 2.58 | 751219 |
26 | Эритрея | 2.58 | 134779 |
27 | Гвинея | 2.57 | 265327 |
28 | Ирак | 2.51 | 789822 |
29 | Мавритания | 2.40 | 80784 |
30 | Соломоновы Острова | 2.39 | 12810 |
Общее понятие о миграции
Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Виды миграции:
Временная миграция. | Происходит, из-за каких либо стихийных бедствий, военных действий и т.п. Иностранные граждане мигрируют на некоторое время до устранения опасных воздействий на их жизнь. |
Сезонная миграция | Этот вид миграции связан, с трудовой деятельностью. Иностранные граждане переселяются в определенные регионы для трудоустройства. |
Трудовая миграция | Характеризуется переселением населения для выполнения трудовой деятельности на постоянной основе. |
Спонтанная миграция | Этот вид миграции, не зависит, от каких либо факторов. Население мигрирует в поисках лучших условия для проживания. |
Все эти причины вызывают миграцию населения, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.
Изменения для иностранных студентов
Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.
Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:
иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)
Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.
Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.
Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.
Почему происходит миграция в России
В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.
Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.
Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.
Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.
Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:
- неблагоприятная политическая обстановка в стране;
- упадок экономики;
- плохая экология;
- межнациональные разногласия;
- религиозные расхождения;
- психологические;
- межрасовые распри;
- гуманитарная помощь;
- правовые причины.
Крупнейшие миграции в мире на сегодняшний день происходят на Украине, всего перемещено 14,4 млн человек.
По оценкам ICMPD, в 2022 году внутренняя миграция на Украине составила 6,5 млн человек, внешняя 7,9 млн. Из 7,9 млн покинувших страну человек, 4,9 млн были зарегистрированы как участники Директивы о временной защите, впервые активированной в ЕС. Еще 3 млн выехали в Россию, страны бывшего СССР и Турцию.
Несмотря на определённый обратный отток мигрантов, произошедший во второй половине 2022 года, в 2023 году прогнозируется вторая волна миграции из Украины в ЕС в объеме от 0,5 до 4 млн человек. В связи с чем уже планируется продление действия Директивы на 12 месяцев до марта 2024 года, что позволит принять новых мигрантов и проработать механизмы помощи беженцам после завершения её действия.
Крупнейшие города-миллионники России
Городами-миллионерами или крупнейшими городами, по классификации министерства регионального развития Российской Федерации, являются города с населением свыше 1 млн. человек. По состоянию на 1 января 2014 года на территории России насчитывается 15 таких городов. При этом 2 из них являются также городами-мультимиллионерами, то есть с населением превышающим 2 млн. человек. Всего в крупнейших городах России, по официальным данным проживает около 32,5 млн. человек или почти 23% населения страны.
Москва | 12 108 257 |
Санкт-Петербург | 5 131 942 |
Новосибирск | 1 547 910 |
Екатеринбург | 1 412 346 |
Нижний Новгород | 1 263 873 |
Казань | 1 190 850 |
Самара | 1 172 348 |
Челябинск | 1 169 432 |
Омск | 1 166 092 |
Ростов-на-Дону | 1 109 835 |
Уфа | 1 096 702 |
Красноярск | 1 035 528 |
Пермь | 1 026 477 |
Волгоград | 1 017 985 |
Воронеж | 1 014 610 |
Всего | 32 464 187 |
История населения России
Год — Население — Прирост населения
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
2023 | 146 083 065 | 0.04 % |
Тенденции международной миграции
Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.
Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.
В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:
- за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
- мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
- работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
- страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.
Правовые аспекты миграционной ситуации в Российской Федерации
Миграция является одной из острейших проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими факторами во многих странах.
Взаимосвязь и взаимозависимость между миграционным поведением населения и экономическими, демографическими, социальными, политическими факторами настолько сильны, что требуют выстраивания миграционной политики на серьезной нормативно-правовой базе.
В своем выступлении на заседании Совета Безопасности по миграционной политике 17 марта 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что необходимо совершенствовать государственную миграционную политику, теснее увязывая ее с насущными задачами социально-экономического развития страны. Кроме того, он высказал мысль о том, что на данном этапе стоит задача создать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны.
В советский период проводилась довольно четкая миграционная политика, в основе которой лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту жительства и работы, контроля за перемещением (за счет жесткой паспортной системы), насильственное переселение в экстремальных случаях, привлечение населения в районы нового освоения. Существовало и идеологическое подкрепление миграционной политики. Миграционная политика, которая была интегрирована в политику развития и размещения производительных сил, подробнейшим образом прорабатывалась в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил и Генеральной схеме расселения. В качестве самых общих ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров расселения. При этом превалировали внеэкономические методы регулирования миграции. Вне зависимости от отношения к ним, следует признать их эффективность.
С 1990 года Россия стала наиболее принимающей страной не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Хотя за это время иммиграция на Запад и увеличилась, ее рост был относительно ограниченным и представлял собой менее значимое явление для страны, чем перемещения на территории бывшего СССР (в большей части в сторону Российской Федерации и через нее), а также иммиграция в Россию из стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Россия превратилась в своего рода буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 — 2002 гг. (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия — 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек .
Орешкин В.А. Иммиграционная политика России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. N 11. С. 49.
Необходимо отметить, что год от года определенным образом менялась география принимающих регионов РФ. В первые годы это была в основном европейская часть, ее южные регионы, как Северо-Кавказские, так и области Центрального Черноземья и Поволжья, и, конечно, Центра. Несколько позже большей популярностью стали пользоваться и регионы, расположенные к востоку от центра: юг Урала, юг Западной Сибири. Объясняется это главным образом близостью с центральноазиатскими регионами, откуда во второй половине 90-х гг. XX века шел основной поток вынужденных мигрантов. В результате в 38 субъектах Российской Федерации накопленная за период 90-х гг. прошлого столетия миграционная нагрузка превысила 100 человек на 10 тыс. населения, в том числе в 11 регионах — 200 человек на 10 тыс. населения . В указанные годы, в переходный период, при появлении рынка жилья и рабочей силы, был принят Закон о свободе передвижения и выборе места жительства, когда внеэкономические методы регулирования миграции стали меняться на экономические, управляемость миграционными процессами была, к сожалению, утрачена. Старая система регулирования миграции была разрушена, а новая фактически не была создана .
Денис Волков, директор «Левада-центра»*
Тут надо начать с настроений самого года, [посмотреть] как они развивались. Начало спецоперации вызвало волну оптимизма, консолидацию вокруг власти. И в принципе пик настроений приходился на лето, когда уже произошла первая адаптация к санкциям, которые тоже некоторый шок вызвали.
Но мобилизация очень пошатнула на какое-то время все настроения, прежде всего, оценки своего личного настроения. К концу года, в общем-то, этот шок прошел, и общество более-менее успокоилось.
Если мы говорим про оценки года, как люди сами для себя его оценивают, они его оценивают похуже, чем прошлый, но не сильно. То есть общественные настроения более-менее успокоились, но самый сильный шок вызвало не начало военных действий, а именно мобилизация. Произошло это потому, что были очень размытые критерии [призыва], и на какой-то миг людям показалось, что попасть под нее может просто любой. Затем как-то она закончилась, критерии немножечко более точные сделали, кто-то бронь получил, кого-то вернули даже. Некоторые указывают, что документа нет о завершении [мобилизации], но для большинства событие это закончилось. Да, может быть что-то будет впереди, но это впереди, не сейчас, а сейчас вроде бы как-то все закончилось. Вот этот провал в настроениях, который был в сентябре-октябре, мы практически полностью отыграли к концу года.
Если посмотрим на оценки года с точки зрения обычного человека, то он, как ни странно, оказался таким средним, больше половины сказали, что для них лично он был удачным, но трудным для страны. Для страны, как вот люди говорят, он [год] труднее, но если сравнивать в динамике, то не труднее, чем ковидный год. Почему так происходит? Во-первых, консолидация начала года и ощущение, что все эти события, которые происходят на Украине, они непосредственно человека скорее не затрагивают. Такая отстраненность от того, что происходит. Единственный момент был, когда объявили мобилизацию, тогда многие посчитали, что вот теперь их это касается напрямую. Но это тоже ушло к концу года.
Если рассматривать базовый сценарий [событий будущего года], то мне кажется, что [нынешнее настроение общества] останется [тем же]. Останутся и высокие оценки власти, потому что здесь мы можем сравнивать с 2014 годом, там на протяжении трех-четырех лет сохранялись довольно высокие оценки власти, «крымский эффект» действовал. Можно ожидать, что будет также. Если бы вы меня спросили еще три месяца назад, у меня было бы больше сомнений, потому что была объявлена мобилизация, которая оценки личного настроения очень сильно уронила. Не так сильно рейтинги власти, но прежде всего личное ощущение. Но они к концу года отрасли обратно.
Что может повлиять? Вторая волна мобилизация. Но я думаю, что ее влияние будет меньше, чем первой, потому что значительное число брони получили, кто-то уехал. Это будет новое испытание, но, мне кажется, оно будет менее травматическое для массового человека. Не для тех, кто будет мобилизован, а именно для массового россиянина.
Второе, что может повлиять, — резкое ухудшение [качества] жизни. Но здесь тоже, скорее всего, базовый сценарий — стабильность, к санкциям более-менее привыкли, к повышению цен, которое было в начале года, адаптировались. То есть, по мере такой адаптации экономики и людей, в общем-то, если не будет резких скачков и новых шоков, то ситуация выглядит довольно устойчивой.
Отношение к военной операции? «Поскольку это меня не касается и пока это меня не касается, делайте что хотите» — это базовое отношение. Другое дело, что по мере развития событий [оно] может меняться (и меняется), хотя последние наши замеры показывают рост фрустрации. Ни за, ни против. По нескольким вопросам растет (не сильно, но заметно) число тех, кто вообще не может определиться в своем отношении. Тут важно, что сильное изменение отношения вызвала мобилизация. Не в плане поддержки, там все довольно устойчиво, потому что она носит символический характер — это мы, это они (они — это, прежде всего, Запад, США, НАТО, а Украина где-то на последнем месте). Но после мобилизации ощутимо выросло количество тех, кто хотел мирных переговоров. Но оно выросло и дальше не растет. Казалось, что начнет нарастать количество тех, кто хочет мирных переговоров, но это сейчас не так. На протяжении последних двух замеров это число стабилизировалось, чуть выросло количество тех, кто считает, что нужно продолжать. И мы слышим такие объяснения — уже начали и теперь только до победы. А те, кто за переговоры, у них тоже примерно одно объяснение доминирует — люди гибнут.
Я думаю, что если количество погибших с российской стороны будет ощутимо нарастать, тогда будет увеличиваться число тех, кто хочет переговоры. Но это все будет зависеть от масштабов. Сейчас [они] почти сравнялись, но преобладает группа за переговоры, но не сильно. Фактически общество расколото пополам по этому вопросу. И в целом, я думаю, что усталость от военных действий будет нарастать. Но пока это довольно медленно происходит.
Мы можем по аналогии посмотреть со второй Чеченской войной. Там пару лет где-то преобладало количество тех, кто говорил, что нужно продолжать. А затем большинство говорило — хватит, переговоры, надо заканчивать. То есть [число людей за переговоры] может нарастать, но это не быстрый процесс, именно за счет вот этого отстранения.
А что касается длительности, то опросы показывают, что большинство на это и настроено, что это будет длительное [событие]. Сначала были разные мнения, многие говорили, что сейчас быстро закончится, хотя большинство так не считало. А с течением времени у нас начало преобладать количество тех, кто говорит — от полугода и дальше. В общем, психологически общество готово к этому.
[Для снижения рейтингов власти] либо должно что-то произойти, либо пройти большее количество времени. Здесь просто сужу по аналогии с 2014 годом. Там тоже, кстати, в конце года был экономический кризис, который не сильно повлиял. Рейтинги начали падать уже в 2015, но это такой очень медленный процесс.
Поэтому я думаю в таком базовом сценарии — медленное падение рейтингов. Но понимаете, падение — это некоторая нормализация, потому что сейчас они чрезвычайно высокие именно в условиях консолидации, международного конфликта, который воспринимается так, что это Запад руками украинцев воюет с Россией. Базовый сценарий — это сохранение высоких оценок.
По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?
Самые густонаселенные регионы страны
Площадь Российской Федерации составляет 17.125.426 км2, включая акватории внутри международных границ. Для подсчета плотности заселения нужно вывести отношение всей численности людей, проживающей на определенной территории, к площади рассматриваемой территории. Если рассматривать за 2023 год, когда численность граждан России составила 146.083.000 человека, то выходит, что средняя плотность российского населения составляет 8,5 человека на 1 км2.
Но это среднее значение, а если посмотреть на карту плотности заселения, то видно, что заселенность разных регионов России очень разнится. Наиболее заселены благоприятные для жизни южные, центральные и западные области страны. А наименьшую плотность заселения имеют территории, отличающиеся суровыми климатическими или рельефными условиями.
Не забудьте внести корректировки в локальные документы
Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).
Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.
Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.