Как изменятся налоги в Узбекистане в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся налоги в Узбекистане в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уплата единого платежа с заработной платы означает уплату всех налогов и платежей с дохода работника: индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование (то, что сейчас уплачивается «за счет» работников), кроме этого единый платеж включает социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, обязательные пенсионные взносы работодателя (то, что уплачивает работодатель «за свой счет»).

Подоходный налог в Узбекистане

Показатель Значение Период
Ставка подоходного налога 12 % 2023

Юлий Юсупов: «Налоговой реформе быть, только бы опять не наломать дров»

  • Шавкат Мирзиёев
  • Ислам Каримов
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 23.0000 23.0000 23.0000 23.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 29.0000 23.0000 29.0000 22.0000 -20.69%

Повышенный подоходный для резидентов ПВТ

Стратегическая сессия по развитию сельскохозяйственной кооперации стартовала в регионе. Поделиться своим опытом на остров прилетели эксперты из Республики Татарстан. Специалисты встретились с …

КГД МФ РК разрешил не выписывать ЭСФ при розничной реализации импортированных товаров до момента принятия поправок.

Подводя итог, помимо подоходного налога раньше работник выплачивал из своей зарплаты 10.5% социального (6%) и медицинского (4,5%) страхования, а работодатель, в свою очередь, оплачивал ещё 4,5% медицинского страхования. НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.

Какие ФНО планируется обновить с января 2021 г. Коснется ли изменение форм отчетности предпринимателей на СНР.

Налогообложение иностранных граждан работающих по патенту в году

Миграционный патент для иностранных граждан в 2022 году подорожал на всей территории РФ. Изменение стоимости трудового патента для иностранцев произошло при внесении изменений величины общего коэффициента-дефлятора Приказом Минэкономразвития РФ № 579 и региональных коэффициентов в субъектах Российской Федерации.

  1. временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.
  2. временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  3. постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;

Ндфл для граждан узбекистана в 2021 году

Иностранец может обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища, если:

  • имеет право ходатайствовать о признании беженцем, но по каким-то причинам не хочет воспользоваться этим правом;
  • не имеет права на признание беженцем, однако по гуманистическим соображениям не может быть выдворен из страны.

Если человек получил временное убежище в РФ и устроился на работу, работодатель будет обязан делать все стандартные отчисления в бюджет. Доходы таких сотрудников будут облагаться по ставке 13 %, отчисления производятся во все внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ФОМС) в стандартном порядке.

Без ведома миграционных органов нельзя ни нанять, ни наняться. Вернее, в ряде случаев такое допустимо, но чаще всего и работодателю, и потенциальному сотруднику приходится побегать по инстанциям.

Первый будет озабочен получением разрешения на привлечение иностранных работников. Второго ждёт оформление патента или разрешения на работу. И тот, и другой документы дают право трудиться на территории РФ, но отличаются получателями. Разрешение на работу выдаётся иностранцам, прибывшим в Россию на основании визы. Патент предусмотрен для «безвизовых» иностранцев.

Заключение трудового договора с иностранцем – это, как правило, дополнительные расходы для работодателя, в том числе и на вышеупомянутое разрешение. Бухгалтеры и кадровики должны принимать во внимание этот момент и следить за актуальным порядком уплаты налогов и страховых взносов, так сказать, на патент. Поэтому давайте уточним, как исчисляются подоходный налог и взносы с иностранцев в 2021 году работающих по патенту.

Ставка НДФЛ составляет 13 %. Но ни один иностранец не получит патент, если не уплатит так называемый ежемесячный авансовый платёж. Это фиксированная сумма, которая заменяет подоходный налог.

Срок действия патента напрямую зависит от того, за сколько месяцев внесён авансовый платёж: если вы заплатили пять авансовых платежей, патент будет действовать ровно пять месяцев, заплатили двенадцать – можете спокойно работать целый год.

Возникает парадокс. Патент получают для того, чтобы устроиться на работу, но получается, что НДФЛ уплачивается заранее. А как же быть с подоходным налогом, который должен быть удержан с официальной зарплаты? Придётся платить ещё и его? Увы, да, потому что НДФЛ уплачивается работодателем, который не имеет права не перечислить средства в бюджет.

Однако это не значит, что работник-иностранец подарит лишние деньги российской казне. Всё, что нужно сделать в такой ситуации, – обратиться в бухгалтерию с заявлением о перерасчёте. Тогда будет проведена сверка сумм авансовых платежей и НДФЛ, и в случае выявления переплаты сотруднику вернут разницу.

Правда, этот процесс не быстрый, потому что все вышеописанные действия производит сотрудник ФНС, а бухгалтер в данном случае лишь посредник между налогоплательщиком и налоговым ведомством.

В отличие от налогов со страховыми взносами всё гораздо проще. Во-первых, они не зависят от того, из какого государства прибыл мигрант. Главное, чтобы его гражданам не требовалось оформлять российскую визу (только на этом условии можно оформить патент). Это значит, что страховые взносы на патент для иностранцев из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и остальных «безвизовых» стран будут уплачиваться в стандартном порядке.

Во-вторых, отчисления во внебюджетные фонды не классифицируются по такому критерию, как вид разрешительного документа. Более того, некоторым категориям иностранных граждан вообще не требуется ни патент, ни разрешение на работу.

Поэтому взносы в ФСС и ФОМС, а также пенсионные отчисления иностранцев при работе по патенту производятся на тех же условиях и по тем же ставкам, что и для работников-россиян.

Налог платится не только с зарплаты. В налогооблагаемую базу попадают все поощрения, премии и другие дополнительные выплаты, в том числе материальная выгода и доходы, которые работник получил в натуральной форме. Налог рассчитывается так:

  • суммируем все доходы сотрудника;
  • вычитаем из этой суммы официальные расходы;
  • с полученного остатка взимаем налог 13, 15 или 30 %.

Действия работодателя должны соответствовать требованиям закона и укладываться в заявленные временные рамки, иначе не избежать штрафов и пеней:

  • если работодатель не удержал или не перечислил подоходный налог без законных оснований, его ждет штраф — 20% от суммы неперечисленного налога;
  • при уклонении от уплаты НДФЛ в крупных размерах нарушителю может грозить штраф в 100-300 тысяч рублей или штраф в размере зарплаты за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности на 3 года и даже арест на 6 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось

Показатель Значение Период
Ставка подоходного налога 12 % 2021
  • Подоходный налог для физических лиц в Узбекистане остался без изменений и составил 12 % в 2021. Максимальная ставка достигала 29 %, а минимальная 12 %.
  • Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.

Данные Период Дата

12 2021 18.02.2021
23 2018 10.02.2018
23 2016 11.08.2017
23 2015 31.12.2015
22 2014 31.12.2014
22 2013 31.12.2013
22 2012 31.12.2012
22 2011 31.12.2011

Как изменились налоги в Узбекистане в 2020 году

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьёй 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Основная налоговая ставка — 13 %. Применяется в том числе для доходов:

от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций;

от продажи или сдачи в аренду транспортного средства;

от продажи или сдачи в аренду недвижимости;

от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов;

от выигрышей в лотерею и т. д.

Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

35 %: в случае если

стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;

процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определённой суммы[8], за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры или долей.

9 %:

получение дивидендов до 2015 года;

получение процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

получение доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

15 %:

для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

30 %:

относится к налоговым нерезидентам Российской Федерации.

Юрист и депутат Вячеслав Марков объяснял ставку налога следующим образом:

— Вы можете установить любую ставку, но люди не заплатят больше того, что они готовы заплатить. Первый вопрос: откуда взялась цифра 13 %? Что это? Кому-то понравилась цифра тринадцать? — Нет! — 12 % подоходного налога плюс 1 % пенсионного фонда, это то, что было эффективной ставкой собираемости, то есть эту ставку установили, как ту, что люди платили — исключительно на основе обобщений.

— Дебаты Вячеслава Маркова и Владимира Жириновского в 2011, Россия-24.

В тот период похожей концепции придерживался и министр финансов Антон Силуанов, он считал, что в России 2010-х годов не имеет смысла поднимать ставку НДФЛ выше 13 %, так как состоятельные граждане найдут способы ухода от дополнительных налогов, например, они могут вывести деньги из страны.

За введение с 1 января 2001 года вместо прогрессивной плоской шкалы подоходного налога голосовали фракции: Единство, ЛДПР, Отечество — Вся Россия, Союз правых сил, КПРФ, Яблоко и группы: Регионы России, Народный депутат, Агропромышленная депутатская группа.

В феврале 2019 года президент России Владимир Путин распорядился освободить от уплаты НДФЛ участников программ «Земский доктор» и «Земский учитель».

Облагаемый доход Ставка налога
до шестикратного размера минимальной заработной платы 11 процентов от суммы дохода
от шести (+1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы налог с шестикратного + 17 процентов с суммы, превышающей шестикратный размер минимальной заработной платы
от десятикратного (+1 сум) размера минимальной заработной платы и выше налог с десятикратного + 22 процента с суммы, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы

Кто и с чего должен платить НДФЛ

1.1. С 1 января 2020 года отменяются:

  • а) упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС.
    • При переходе с упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС на общеустановленный налогоплательщики вправе отнести к зачету сумму НДС по остаткам товарно-материальных запасов на 1 января 2020 года;

Пример. Предприятие, уплачивавшее в 2019 году НДС в упрощенном порядке, с 2020 года становится плательщиком налога по ставке 15%. На 1 января 2020 года на балансе предприятия числятся:

ТМЗ, приобретенные с НДС, в сумме 100 млн сум. Из них ТМЗ, приобретенные за последние 12 месяцев, т. е. с 1 января по 31 декабря 2019 года, составляют 80 млн сум.;

основные средства, приобретенные с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость приобретенных в 2019 году составляет 50 млн сум;

объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум., в т. ч. товары и услуги, включенные в эту стоимость и приобретенные с НДС в 2019 году, составляют 150 млн сум.

На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет суммы НДС, приходящиеся на:

  • остатки ТМЗ в сумме 80 млн сум.;
  • основные средства с остаточной стоимостью 50 млн сум.;
  • товары и услуги, включенные в стоимость объекта незавершенного строительства, на сумму 150 млн сум.

При этом суммы НДС уменьшают стоимость товарно-материальных ценностей и услуг в соответствии со ставками, указанными поставщиками при их приобретении.

  • б) возможность добровольной уплаты НДС плательщиками налога с оборота.

1.2. Независимо от величины дохода от реализации товаров НДС уплачивают:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Узбекистана;
  • юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 гектаров и более;
  • юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
  • юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей;
  • доверенное лицо — участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
  • юридические лица — собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа;
  • юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.
Читайте также:  Дивиденды

1.3. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:

  • постоянные учреждения иностранных юридических лиц (независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг)). Постоянные учреждения также вправе отнести в зачет сумму НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на 1 января 2020 года;
  • иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Узбекистана, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Узбекистан.
  • Для получения регистрационного кода плательщика НДС, налогоплательщикам, у которых обязательство по переходу на НДС возникает с 1 января 2020 года, рекомендуется подать соответствующее заявление о переходе на НДС до 10 января 2020 года.

1.4. Вводится порядок уплаты НДС налоговыми агентами.

Уплата НДС в этом случае осуществляется независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг), как налогового агента, так и лица, которое реализует товары (услуги)

Налоговыми агентами для целей уплаты НДС признаются:

  • а) уполномоченный орган по представлению в аренду государственного имущества — при представлении органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества на территории Республики Узбекистан.
    • Налоговый агент обязан удержать НДС из суммы арендной платы, установленной договором, и перечислить его в бюджет. Таким образом, в цене договора уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду должен предусмотреть сумму НДС. Плательщики НДС сумму налога по таким договорам относят в зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
  • б) юридические лица либо индивидуальные предприниматели — при приобретении товаров (услуг) от иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС.
    • В случае осуществления реализации товаров (услуг) иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров, налоговыми агентами признаются комиссионер либо поверенный.

1.5. Пересмотрен порядок определения места реализации услуг и их налогообложения НДС. В частности, оказание услуг, местом реализации которых не признается Узбекистан, теперь не рассматривается в качестве необлагаемого оборота.

Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается территория Узбекистана, получат право на зачет НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически оказанным услугам.

Необлагаемыми оборотами в соответствии с новым порядком признаются только обороты, освобожденные от налогообложения.

Преимущественным принципом при определении места реализации услуг является место осуществления деятельности лица, которое их получает.

1.6. Оптимизируется перечень оборотов по реализации товаров (услуг).

В частности, безвозмездная передача товаров (услуг), признанная экономически оправданной, не будет считаться оборотом по реализации товаров (услуг) и облагаться НДС.

2.1. Плательщиками налога на прибыль являются:

  • юридические лица — резиденты Узбекистана;
  • нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения и получающие доходы из источников в Узбекистане;
  • юридические лица — ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
  • индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на уплату налога на прибыль, а в случае превышения дохода за налоговый период 1 млрд сумов — в обязательном порядке;
  • доверенные лица по договорам простого товарищества (договорам о совместной деятельности).

2.2. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, уплачивающие налог с оборота.

2.3. Отменяются льготы с 1 апреля 2020 года:

  • а) для подразделений охраны Национальной гвардии;
  • б) в части освобождения прибыли, полученной от:
    • производства протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, а также оказания услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для инвалидов;
    • оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси, в том числе маршрутного);
    • осуществления работ по реставрации и восстановлению объектов материального культурного наследия.

2.4. Сохраняется льготное налогообложение, предусматривающее освобождение:

  • доходов по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходов по международным облигациям юридических лиц — резидентов;
  • доходов, получаемых Народным банком от использования средств на ИНПС граждан. Теперь эти доходы облагаются по нулевой ставке.

2.5. Срок переноса убытков увеличивается с 5 до 10 лет, предельный размер переносимого убытка — с 50% до 60% от налоговой базы.

Вместе с тем, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более пяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50 процентов налоговой базы текущего налогового периода.

2.6. Сохраняется ставка налога в размере 20% для банков, производителей цемента и полиэтиленовых гранул, а также операторов сотовой связи. Налоговая ставка в размере 20% распространена на рынки и торговые комплексы.

2.7. Устанавливается ставка налога на прибыль в размере 0%:

  • для сельхозтоваропроизводителей по прибыли от реализации собственной сельхозпродукции. При этом объем реализации собственной сельхозпродукции должен составлять более 90%;
  • для социальной сферы;
  • для бюджетных организаций. До 1 января 2023 года предусматривается применение нулевой ставки к доходам из дополнительных источников при условии целевого использования на укрепление материально-технической и социальной базы, материальное стимулирование работников;
  • по прибыли от реализации товаров (услуг) на экспорт. Доходы от экспорта должны составлять более 15%. Для этого должно быть документальное подтверждение экспорта и поступление доходов не позднее 180 дней со дня экспорта. Нулевая ставка не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню, утвержденному указом президента от 29 ноября 2018 года № УП-5587, а также на международные перевозки (за исключением автотранспортных), транспортировку по трубопроводам и газопроводам.

2.8. Устанавливается пониженная ставка в размере 7,5% для предприятий, осуществляющих электронную торговлю. При этом объем электронной торговли должен составлять не менее 90%.

2.9. Для всех остальных налогоплательщиков ставка налога на прибыль устанавливается в размере 15%.

2.10. Отменяется каскадное налогообложение дивидендов путем внедрения механизма зачета по ранее обложенным суммам такого дохода.

2.11. Вводится порядок единовременных амортизационных вычетов при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости с отменой льготы в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на их приобретение.

2.12. Сроки представления квартальной налоговой отчетности установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Срок представления годовой налоговой отчетности — не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.

Предприятия с совокупным доходом за предыдущий налоговый период не более 5 млрд сумов — уплачивают налог в сроки представления налоговой отчетности. Если доход за предыдущий налоговый период превышает 5 млрд сумов, то предприятие уплачивает ежемесячно авансовые платежи не позднее 23 числа.

При этом авансовые платежи исчисляют налоговые органы исходя из совокупного дохода за предыдущий отчетный период, а в первом квартале — исходя из текущих платежей за последний квартал предыдущего налогового периода. Справка по авансовым платежам не представляется.

Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года определяется и уплачивается следующим образом.

3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога.

Одновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.

3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и другие), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.

Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.

3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

  • а) для физических лиц — резидентов:
    • основная ставка налога на доходы физических лиц — в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
  • б) для физических лиц — нерезидентов:
    • дивиденды и проценты — 10%;
    • доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;
    • доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.

3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:

  • а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
  • б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
  • в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
    • остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
    • выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
    • сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства — юридическому лицу на исполнение его обязательств;
    • доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
  • г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности — по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем — по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;

3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.

3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:

  • предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере;
  • детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).

3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу — ежемесячно, не позднее 15 числа.

При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.

3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек — в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных подразделений.

3.9. Для индивидуальных предпринимателей установлен следующий порядок выбора и уплаты налога на��основе декларации либо в фиксированной сумме.

1) Общие положения.

4.1. Отменяются льготы в части доходов в виде оплаты труда, получаемых за счет средств грантов, а также иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала.

4.2. Ставка социального налога снижается с 25 до 12% для государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более, а также для юридических лиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурных подразделений.

4.3. Фиксированные ставки налога, установленные для отдельной категории физических лиц в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины.

Указанной категории физических лиц предоставляется право уплаты социального налога на основе декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода и общеустановленной ставки, по аналогии с уплатой налога на доходы физических лиц.

4.4. Предусматривается порядок исчисления и уплаты социального налога на добровольной основе на основе декларации о совокупном годовом доходе.

5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков.

Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сумов;
  • индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 млн сумов;
  • импортеры товаров — с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
  • производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более — с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
  • юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа — с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
  • юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
  • доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
  • предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года.

Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.

5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сумов в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.

5.4. При длительном технологическом цикле — в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.

Для определения дохода на конец отчетного периода:

  • в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
  • затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).

При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.

Читайте также:  Население Пермского края продолжает убывать

5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8%.

Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.

5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:

  • не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — по итогам отчетного периода;
  • не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом — по итогам налогового периода.

Система налогов и сборов в Узбекистане

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынки и торговые комплексы.

Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, с 25 до 13 процентов.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2 процентов.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4 процента. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30 процентов.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23 процента к налоговой базе.

Данная норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов, оформляется кадастровый документ с определением по нему кадастровой стоимости.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95 процентов к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета). Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов республики.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30 процентов.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;

местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также и земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.

Расширяется перечень земельных участков, в отношении которых законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, за счет включения в него земельных участков, занятых неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы. Налоговые льготы по земельному налогу на эти земельные участки не распространяются.

1. Налоговые послабления в период коронавирусной пандемии

Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.

Так, с 1 января 2021 года:

— для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;

— налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.

2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.

3. Акцизный налог

Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.

  • В Подмосковье рухнул новейший Ил-112В. Видео
  • Новый Узбекистан как объективная необходимость
  • Мирзиёев: чему учат неожиданные визиты местные власти
  • Мирзиёев о строительстве новостроек в зеленых зонах
  • Мне нужна только правда-Мирзиеев

Налогообложение физических лиц

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

  1. налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
  2. в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
  3. доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
  4. за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц, в размере 12%, а для бюджетных организаций — 25%.

Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

1) уплата налога в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:

а) на добровольной основе:

  • самозанятыми гражданами;
  • гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана.

б) в обязательном порядке:

  • учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
  • дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;

2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.

Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Соотношение зарплаты и расходов на жизнь

Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.

В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.

Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.

Система налогов и сборов в Узбекистане

# Система переводов Расходы на перевод Условия 1

Золотая Корона

0,00

комиссия за перевод

0,00 %

формат отправки

через отделение

формат получения

с конвертацией в национальную валюту

2

Юнистрим

5,00

комиссия за перевод

1,00 %

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

3

Золотая Корона

5,00

комиссия за перевод

1,00 %

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

4

Вестерн Юнион

6,00

комиссия за перевод

6,00 (сумма)

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

5

CONTACT

6,00

комиссия за перевод

1,20 %

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

6

FASTER

7,50

комиссия за перевод

1,50 %

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

7

MoneyGram

9,00

комиссия за перевод

9,00 (сумма)

формат отправки

через отделение

формат получения

без конвертации

Посмотреть актуальный рейтинг денежных переводов на нашем сайте можно здесь

Первый микрокредит без переплат!

Сумма: до 130 000 тенге.

Им облагаются средства, полученные следующим путем: в виде дохода, полученные дивиденды, взносы по страховке, проценты, зарплата. Размер налога в процентах, имеет следующий объем:

  • валовый доход облагается налогом в размере 14%;
  • производство товаров – 13%;
  • другая прибыль – 23%.
Читайте также:  Ответственность директора и собственника по долгам компании

Налог на прибыль для лиц, нерезидентов Республики, оставляет от 5 до 25%.

Акцизы – косвенный налог на товары массового потребления, производимые в стране. К ним относится: алкогольная, табачная продукция, а также топливо, спирт, другие. Однако, акцизы применимы, к услугам, подобным сервисам сотовой связи, прочие. Акцизы включены в конечную стоимость услуг, товаров.

Ставки на услуги, товары подчинены регулировке «Товарной номенклатуры». Для них есть общие правила, что позволяет списку, находиться под контролем.

Налоговые ставки в 2021 году: что изменится, а что сохранится

Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.

В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.

Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.

Налоги с зарплаты в 2019 году

Налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы компании своевременно и в полном объеме платили налоги с заработной платы. За ошибки начисляют пени и штрафуют.

Налог вычитаемый из заработной платы один – это НДФЛ. Его выплачивают за счет средств самого работника. Поэтому на руки сотрудники получают меньше, чем установленный оклад по трудовому договору.

В зависимости от статуса сотрудника – налоговый резидент или нерезидент, различается ставка налога. Ставка для резидентов РУз составляет 12%, для нерезидентов – 20%.

Приступая к расчету НДФЛ важно помнить, что существуют доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению, а также лица, освобожденные от налогообложения. Подробнее изучить это можно в Главе 31 Налогового Кодекса (ст.179-180).

Что изменится в налогообложении в 2021 году

Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).

При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

  1. налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
  2. в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
  3. доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
  4. за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.

Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.

При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.

Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

  • Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
  • кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.

Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.

При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.

В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

  • санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
  • местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

Налогообложение физических лиц

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

  1. налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
  2. в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
  3. доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
  4. за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.

Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...