Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда менять зимние шины на летние в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь, зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) – с сентября по май, зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) – круглый год. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза.
Когда менять резину на зимнюю по закону
За использование летней шины в зимнее время года водителям грозит штраф в размере 500 рублей. Если раньше можно было устанавливать разные покрышки попарно на две оси, то теперь должен использоваться зимний комплект с одинаковыми колесами, включаю запаску. Соответствующие поправки были приняты в 2021 году.
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Если на нешипованных зимних шинах маркировка M+S, то они могут эксплуатироваться круглый год. Требуется менять резину на зимние шипованные шины в период с сентября по ноябрь.
Эксплуатировать летние колёса после 15 числа в ноябре, нельзя, поэтому надо переобуться до этой даты. Придётся поменять все четыре колеса не позже того дня, когда после ночных заморозков на проезжей части образуется наледь.
Автовладельцам следует в точности соблюдать установленные нормы во избежание аварийных ситуаций на дороге, — гласит технический регламент Таможенного союза.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Различия отдельных типов шин
Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:
- зимние шины;
- летние шины;
- всесезонные.
Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:
- крупные блоки и глубокий протектор;
- большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
- использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.
Зимняя резина летом можно ли ездить
Текущее российское законодательство не запрещает ездить в летнее время на зимних шинах (кроме тех, что оснащены шипами).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Но, не рекомендуется ездить на зимней резине летом. Зимняя резина обычно имеет мягкий резиновый состав, который обеспечивает лучшее сцепление на снегу и льду при низких температурах. Однако в жаркую летнюю погоду, этот мягкий состав может стать слишком мягким и быстро изнашиваться на асфальте, что приведет к уменьшению сцепления и увеличению расхода топлива.
Кроме того, зимняя резина имеет более глубокий протектор, который может ухудшить управляемость и устойчивость автомобиля на сухой и мокрой дороге, особенно на поворотах. Это может повысить риск аварии и необходимость замены шин.
В целом, для безопасности и экономии денег, рекомендуется использовать летнюю резину в летний период и зимнюю резину в зимний период.
Россия впрок запаслась зимней резиной
«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.
«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».
Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.
Штраф за неправильное использование резины в 2022 году
В 2021 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
- По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
- На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
- Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2021 и 2022 году не накладывается.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Рекомендуем: Как правильно проверять маслосъемные кольца и что для этого нужно?
Зимняя липучка или шипованная резина должна применяться в тот период, когда летние покрышки не способны справиться с возможным обледенением дорожного покрытия. Не менее важно качество выбираемого комплекта. Тут хочу напомнить вам про материал о китайских шинах.
Требования к летней резине в 2023 году
Требования к летним шинам на 2023 год приведены в Приложении 8, раздел 5 Технического регламента ТС 018/2011.
- Транспортные средства должны быть оснащены шинами, рекомендованными производителем.
- Размер шин должен соответствовать размеру колесного диска.
- По категории скорости и индексу нагрузки шины должны соответствовать максимальным скоростям и допустимым весам на шину, указанным в технической папке (например, шина 82H указывает, что она может быть установлена на транспортное средство с максимальной скоростью. 210 км/ч без нагрузки, превышающей 475 кг); и
- глубина протектора летних шин должна превышать 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовиков до 3, 500 кг, буксировщиков до 3, 500 кг), 2 мм для автобусов, 0,8 мм для легковых автомобилей и 1 мм для всех остальных (1 мм для грузовиков и прицепов свыше 3, 500 кг); и
- отсутствие повреждений на шине (отверстий любого вида, диффузных и интерпретированных надрезов), обнажающих корд или трещины в каркасе, боковинах и герметизирующем слое.
Существующие штрафы за неправильную эксплуатацию автомобильных покрышек в 2023-м году
В 2023 году глава 12 Административного кодекса, регулирующая ответственность автомобилистов за нарушение правил дорожного движения, не содержит указаний о наказаниях за нарушение требований технического регламента ТР ТС 018/2011.
Кроме того, поскольку это единственное упоминание о требовании смены шин, в настоящее время не могут быть применены штрафные санкции за несвоевременную замену зимних шин на летние в 2023 году.
Однако у Дорожного движения есть возможность наказывать водителей штрафами. Однако только за несоблюдение требований и шин, перечисленных в разделе 5 «Перечень дефектов и условий» Кодекса дорожного движения. Санкции регулируются разделом 12.5, статья 1, часть 1 Кодекса об административных правонарушениях.
- Предупреждение, а также
- или штраф в размере 500 рублей.
Например, вышеупомянутые санкции следует ожидать в случае шин
- высота протектора ниже прогнозируемого значения, и
- имеются вмятины, порезы или разрывы каркаса, и
- не соответствуют индексу скорости и массе модели транспортного средства.
Кроме того, если на оси (передней или задней) установлены разные шины с левой или правой стороны, вы получите извещение или 500 рублей. Например, на левой передней части установлены летние шины, а на правой — зимние. Или же одна шина новая, а другая восстановленная.
Использование всесезонной резины в 2021 году
Технический регламент чётко классифицировал все виды авторезины. Летние шины (без маркировки М+S, M&S или MS) могут использоваться с марта по ноябрь. Зимние шипованные шины (с маркировкой М+S и т. д.) – с сентября по май. Зимние нешипованные шины (с маркировкой М+S и т. д.) – круглый год.
Итак, с требованиями всё ясно. Да и любой опытный водитель знает, что с зимней дорогой шутки плохи. Ну а если не успел к 1 декабря поменять? Накажут? Вся коллизия российского законодательства на данный момент в том, что ни в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, ни в КоАП РФ нет пункта о штрафе за отсутствие зимней резины.
Поскольку в Крыму, как известно, снег – редкое явление, а температура часто не опускается ниже нуля, эти сроки могут быть сдвинуты по решению местных властей.
Однако сотрудники ГИБДД могут призвать к ответственности, если резина не соответствует требованиям Перечня неисправностей и условий к ПДД. За такое нарушение придется платить штраф в размере 500 рублей. Когда автомобилист утром только выезжает, его летняя резина не успевает прогреться, из-за чего и могут происходить ДТП. Конечно, кто-то может быть недоволен, что зимняя резина создает шум и потеряет некоторое количество шипов при езде, однако в сравнении с ДТП это сущий пустяк», — рассказал сотрудник крымского СТО Сергей Игнатьев.
Когда менять зимнюю резину в 2022 году по закону
В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).
Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь — февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».
В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.
В крымском Гидрометцентре в комментарии корреспонденту ФАН сообщили, что на территории республики до конца осени будет сохраняться теплая и сухая погода.
«До конца месяца в Крыму сохранится сухая, сравнительно теплая погода из-за преобладания антициклона, поэтому осадков не будет. Днем температура воздуха составит 8–13 градусов тепла, ночью — от 1 градуса со знаком минус, но только в северной части республики. При этом на побережье Крыма температура ночью в среднем будет составлять 8 градусов», — сообщили в Гидрометцентре.
В республике пока не ожидается серьезного похолодания, сказали в управлении, даже в начале декабря. Как только предвидится резкое похолодание, снегопад и прочее, то обязательно будет составлено штормовое предупреждение, чтобы об этом знали все жители Республики Крым.
В Российской Федерации с июня 2019 года действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который регламентирует использование сезонных шин. В одном из пунктов документа сказано, что запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных полностью зимними шинами в зимний период (декабрь, январь и февраль). Однако сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления.
Аналогичная ситуация обстоит с использованием зимней резины на авто летом. В этом случае тоже запрещается эксплуатация транспортного средства. При этом за нарушение этого правила водителей пока никак не штрафуют, однако МВД в конце сентября 2020 года опубликовало проект нового Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию автомобилей.
Этот документ, видимо, и направлен на унифицирование требований Технического регламента с ПДД, в котором как раз и запрещается использование шин не по сезону. Также стоит подчеркнуть, что поправки в Административный кодекс уже предусматривают за такое нарушение штраф в размере 500 рублей. Новые правила должны будут вступить в силу 1 июля 2021 года.
Требования к летней резине в 2022 году
Как было указано ранее, вопрос когда можно переобувать машину на летнюю резину регламентируется Техрегламентом ТС в 5 разделе указано, что :
- на автомобилях должны устанавливаться шины, которые рекомендуются изготовителями для климатических условий страны;
- размеры покрышки должны соответствовать колесным дискам авто;
- индексы нагрузки и скорости должны соответствовать максимальным характеристикам авто, которые указаны в технической документации к транспортному средству. К примеру, индекс скорости Н обозначает, что максимально допустимая скорость авто 210 км/час. Индекс нагрузки 82 значит, что на одно колесо максимальная нагрузка 475 кг;
- высота протектора летнего комплекта резины не должна быть ниже 1,6мм для легковых авто и грузовых до 3,5т. Для автобусов показатель должен быть как минимум 2мм, для мотоциклов 0,8мм. Касательно грузовых авто и прицепов с массой более 3,5т минимальный протектор — 1мм;
- запрещается эксплуатация шин с различными повреждениями. К ним относят пробои, порезы, расслоение шин и разррушение материала вплоть до обнажения корда.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
В этой связи нельзя упускать из виду исконно отечественных производителей. В России сейчас трудятся несколько крупных шинных предприятий. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит автошины брендов Kama Tyres и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant и Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.
Также в число лидеров российской шинной индустрии входит АО «Волтайр-Пром» из Волгоградской области, которое производит шины под разный вид транспорта под брендом VOLTYRE.
Не сбрасывают со счетов и барнаульское производство. Несмотря на серьезный пожар в декабре, шинный завод «Нортек» продолжает выпускать продукцию, в том числе, коммерческие автошины под маркой Forward и Nortec.
Проблем с популярными размерами шин для легковых автомобилей возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов достаточно и уровень качества российских шин вполне на уровне. Но вот с диаметром колес от R19 могут возникнуть трудности. А из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Летние шины зимой и зимние шины летом
Отличительная характеристика зимних шин — это наличие на них маркировки «М+S», «M&S» или «MS» и рисунка в виде горки со снежинкой. Шины, предназначенные для зимы, бывают шипованные и нешипованные.
Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, пункт 5.5) выделяет два периода в году, в которые не допускается использование шин не по сезону:
- Летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация ТС, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения. Требование относится ко всем ТС;
- Зимний период (декабрь, январь, февраль). Разрешается использовать только зимние шины (или с шипами, или без шипов). Запрещается эксплуатация летних шин. Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие ТС данное требование не действует.
Региональным властям позволено увеличить сроки запрета в соответствии с особенностью климатических условий в своем регионе.
Зимние шины без шипов (с соответствующей маркировкой) могут использоваться автомобилистами круглый год.
На 2021-й год за использование летних шин зимой или зимних шипованных шин летом штраф еще не предусмотрен. Но данный вопрос обсуждается. Более точно станет известно к началу 2023-го года.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Различия отдельных типов шин
Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:
- зимние шины;
- летние шины;
- всесезонные.
Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:
- крупные блоки и глубокий протектор;
- большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
- использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.