Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность индивидуальных предпринимателей!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.
Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание
Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:
- 2 месяца в общем случае;
- 3 месяца, если дело рассматривается судьей.
Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.
В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:
- Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
- Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
- При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.
Так, в самостоятельные статьи выделены такие нарушения, как несоблюдение продолжительности рабочего времени, непредставление работникам средств индивидуальной защиты, невыплата зарплаты, непроведение СОУТ, сокрытие несчастных случаев и т.д.
Плюсом нового кодекса является и то, что он заметно снизил штрафы по некоторым правонарушениям. Например, снижены штрафы за так называемое «зарплатное рабство» и несдачу отчетности в Росстат.
При этом будет гораздо чаще применяться такой вид наказания, как предупреждение. Оно будет назначаться вместо штрафа за впервые совершенные административные правонарушения. Наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение, только если это прямо предусмотрено соответствующей статьей. Сами штрафы ограничены максимальными пределами, которые значительно ниже установленных в настоящее время значений.
По общему правилу, максимальный штраф в новом КоАП РФ будет установлен в следующих размерах:
- для граждан — 5 000 рублей (сейчас – 500 000 рублей),
- для должностных лиц – 50 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для ИП – 100 000 рублей (сейчас – 1 млн рублей),
- для организаций — 500 000 рублей (сейчас – 60 млн рублей).
Деликты в трудовом праве
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.
Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.
Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.
Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:
- незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
- фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
- умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
- ненадлежащее составление трудового договора с работником;
- невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
- учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
- умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.
Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.
Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.
Законодательные основы индивидуального предпринимательства в Республике Беларусь
Индивидуальным предпринимателем (ИП) в Республике Беларусь может быть физическое лицо (гражданин РБ, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства) прошедшее государственную регистрацию.
Согласно статье 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь», заниматься предпринимательской деятельностью может любое физическое лицо не ограниченное в правах – т.е. дополнительных разрешений на предпринимательство как вид занятий не требуется.
Но большинство операций, квалифицируемых как предпринимательская деятельность, требуют регистрации в качестве субъекта хозяйствования.
Индивидуальный предприниматель в Республике Беларусь – это лицо, обладающее полной дееспособностью. Что значит обладание гражданскими правами (в т.ч. правом заключения договоров) и способность этими правами воспользоваться.
Индивидуальный предприниматель остается именно физическим, а не юридическим лицом. Из этого следует, что:
- У лица зарегистрированного как ИП нет разделения на имущество в коммерческом обороте и личное имущество.
- У ИП нет руководящего органа. ИП самостоятельно управляет своими хозяйственными и прочими операциями.
- ИП не имеет фирменного названия, но выступает под своим настоящим именем.
- ИП регистрируется только по месту жительства (прописки), указанном в удостоверении личности.
Сравниваем ИП и юрлицо
Категория | ИП | Юрлицо |
Налоги | платит | платит |
Сотрудники | имеет право | имеет право |
Расчётный счёт | имеет право / необязано | обязано |
Печать | имеет право / необязано | обязано |
Штрафы | как и у любого человека | значительно выше |
Ответственность | за нарушение несёт ответственность своим имуществом | несёт ответственность имуществом в рамках уставного капитала |
Регистрация | Нужен паспорт, квитанция, заявление | Требуется большой пакет учредительных документов |
Адрес | регистрация бизнеса по месту жительства | регистрация бизнеса по отдельному адресу |
Виды бизнеса | много ограничений | доступны почти все виды |
Распоряжение доходами | Распоряжается деньгами сам | Требуется указывать цель снятия наличных с расчётного счёта |
Как можно увидеть из краткой таблицы, отличия ИП от юрлица существенны. Особенно по ответственности. Индивидуальный предприниматель несёт ответственность целиком сам. И в случае, если он задолжает по суду деньги, а их не будет, расплачиваться придётся всем чем есть в собственности. Ведь это всё ещё физическое лицо, просто с правом вести коммерческую деятельность.
Гражданская (имущественная) ответственность
Формально положение у индивидуального предпринимателя потяжелее, по крайней мере так утверждает Гражданский кодекс. Поскольку ИП — это всё таки статус физического лица, то и риски он несёт как физическое лицо, а значит отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (абз. 1 статьи 24 ГК РФ). Участник ООО по обязательствам юридического лица не отвечает и несёт риск убытков в пределах своей доли (абз. 2 части 1 статьи 87 ГК РФ).
Однако, если рассматривать вопрос в разрезе процедуры банкротства, то ситуация кардинально меняется.
Во-первых, летом 2017 года существенно поправили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в силу чего попасть под «субсидиарку» теперь проще, чем кажется. При выполнении ряда условий между учредителем и ИП в вопросе имущественной ответственности можно поставит знак равенства (ведь учредитель будет отвечать как физическое лицо, то есть всем своим имуществом).
Во-вторых, уже два года возможно банкротство физических лиц, которое позволяет гражданам, имеющим непосильные долги, проститься с ними и попытаться начать жизнь с «чистого листа». Кажется, что это отличный вариант даже на случай привлечения такого физического лица к субсидиарной ответственности по долгам его организации. Однако это не так. Норма, закреплённая в пункте 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, именуемая «Завершение расчётов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств», не только освобождает должника от дальнейшей ответственности, но и устанавливает те случаи (требования), на которые не распространяет своё действие. К таким случаям относятся требования кредиторов, вытекающие из привлечения лица к субсидиарной ответственности (абз 2 пункта 6 статьи 213.38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Соответственно, долги, полученные вследствие привлечения к ней, останутся за должником даже после его персонального банкротства.1
В ситуации с ИП: гражданина, имеющего такой статус, нельзя привлечь к субсидиарной ответственности по своим собственным долгам, потому что ИП — это не отдельное лицо, это статус конкретного человека. ИП и гражданин — это один и тот же субъект. Иными словам, нельзя отвечать за себя субсидиарно.2 Следовательно, за бизнес-неудачи своей организации собственник бизнеса может отвечать всю жизнь. А если он вел коммерческую деятельность в качестве ИП, то в ходе личного банкротства есть шанс от бизнес-долгов освободиться.
Конечно, перспектива стать «банкротом» ничего хорошего индивидуальному предпринимателю не сулит. Его статус прекращается, и зарегистрироваться вновь он сможет лишь через 5 лет. Более того, в течение указанного срока он не имеет права участвовать в управлении юридическим лицом, то есть быть его руководителем или участником. Однако, спустя 5 лет, все «вернется на круги своя».
ИП — физическое или юридическое лицо?
При ответе на вопрос — ИП является физическим или юридическим лицом, нужно определиться со статусом ИП. Обратимся к законодательным нормам, и ранее мы рассматривали ст. 23 ГК РФ. В ней в п. 1 сказано, что человек может заниматься бизнесом без организации юрлица, но тогда ему нужно оформить статус ИП.
Кто может зарегистрировать ИП
Получить статус ИП в России могут:
- граждане с паспортом РФ;
- беженцы и иностранные граждане, проживающие в России и имеющие временную или постоянную регистрацию;
- несовершеннолетние лица с 14 лет с разрешения родителей или опекунов.
Являются ли ип должностным лицом
было заявление в прокуратуру , прокурор предоставил суду административное правонарушение в суд как на физ лицо, но мировой суд вынес приговор за нарушение как должностному лицу, я написал жалобу выше стоящею инстанцию .
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Рекомендуем прочесть: Камеральная проверка 3 ндфл сроки
В результате постоянной либерализации уголовного законодательства, стали возникать парадоксальные ситуации, когда предпринимателю предпочтительнее нести ответственность по Уголовному кодексу, нежели Административному.
Ведь, как правило, суды очень лояльно рассматривают дела по экономическим преступлениям небольшой тяжести и выносят постановления, в которых наказание можно назвать весьма условным, в то время как по делам об административных правонарушениях на нарушителей накладываются весьма ощутимые штрафы.
Условно, преступления в сфере предпринимательства можно разделить на совершенные в сфере трудовых отношений и экономические. К первой категории можно отнести:
- Дискриминацию наемных работников по полу, языку, расе, месту проживания, отношению к религии, материальному положению, убеждениям и принадлежности к каким-либо слоям населения. Стоит отметить, что необходимым условием привлечения по данному составу является наличие прямого умысла, и наказание последует только в том случае, если правоохранительным органам удастся доказать, что предприниматель намеренно ущемлял права потерпевшего.
- Нарушение соблюдения предусмотренных требований охраны труда. Уголовное преследование в этом случае наступает, если здоровью работника был причинен тяжкий вред или это стало причиной смерти одного или нескольких лиц. Необходимо отметить то, что указанная норма предполагает наличие вины, выразившейся в форме легкомыслия или небрежности.
- Неправомерный отказ в приеме на работу женщине в состоянии беременности, увольнение из-за того, что женщина ждет ребенка либо незаконное увольнение женщины, имеющей детей, не достигших трехлетнего возраста. Заметим, что речь идет именно о незаконном отказе или увольнении.
- Отказ под различными предлогами от выплаты заработной платы и различных пособий.
В приведенных примерах законодатель не дает преференции представителям малого бизнеса.
Ко второй категории относятся преступления, совершенные непосредственно в сфере экономической деятельности. Все они перечислены в главе 22 УК РФ. Приведем лишь некоторые из них:
- Преступления, связанные с незаконным ведением предпринимательской деятельности.
- Неправомерное предоставление услуг банковской сферы.
- Отмывание денежных средств.
- Махинации с предоставляемыми данными для получения кредита.
- Незаконный экспорт.
- Игнорирование предусмотренных правил оборота драгоценных камней и металлов.
- Сокрытие информации об имуществе при банкротстве.
Рассуждая об ответственности за совершение экономических преступлений, нельзя пройти мимо такого явления, как взятка. И хоть такое предложение либо посредничество при ее передаче не относится непосредственно к экономическим преступлениям, а расшатывает государственные устои, индивидуальным предпринимателям всегда стоит помнить о наказании и за эти виды преступлений.
Когда имеет значение статус ИП
Но для чего такие сложности с определением статуса индивидуального предпринимателя? Почему бы просто не считать его физическим лицом и всё?
Потому что обычный человек, без статуса ИП, не несёт специальной ответственности за нарушение законов, которые регулируют бизнес-деятельность. А человек, который прошел регистрацию в ИФНС и стал предпринимателем, отвечает за сдачу отчётности, уплату налогов и страховых взносов, выплату зарплаты работникам, соблюдение прав потребителя, выполнение обязательств перед контрагентами и т.д.
Именно поэтому ответственность ИП выше, чем обычного физического лица. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП РФ: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несут ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное».
Это хорошо заметно, если посмотреть на размеры штрафов за разные административные правонарушения. Например, за обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчёт при реализации товара (работы, услуги) установлены такие штрафы:
- на граждан – от 3 до 5 тысяч рублей;
- на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
В данном случае предприниматель признаётся должностным лицом, поэтому для него действует штраф от 10 до 30 тысяч рублей. А на сумму от 3 до 5 тысяч рублей могут наказать человека, который продаёт продукцию своего приусадебного хозяйства, при реализации которой не надо регистрировать ИП.
Но Кодекс об административной ответственности может устанавливать, в виде исключения, специальные штрафы – только для индивидуальных предпринимателей. Такая особая санкция есть, например, в статье 14.4 КоАП РФ – за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества:
- на граждан – от 1 до 2 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 3 до 10 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 до 20 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.
В данном случае ИП не признаётся ни обычным физическим, ни должностным лицом. Его ответственность ближе к ответственности юридического лица.
В большинстве случаев для административных санкций характерен разный подход к организациям и ИП. Юридические лица наказывают на более крупные суммы, которые в десятки раз выше, чем штрафы на предпринимателей.
Какая должность у индивидуального предпринимателя
В КоАП индивидуальный предприниматель упоминается 4 способами: Как должностное лицо. ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Еще один вопрос, ответ на который необходимо найти перед регистрацией собственного бизнеса: какая организационно-правовая форма у ИП? Для этого нужно понять, какой смысл вложил законодатель в это определение.
Что нужно для этого. Мне нужно конкретное Дело. По которому я обязан пройти все инстанции. И во всех Инстанциях получить отказ на свою Жалобу. Только после этого, я имею право обратится с Жалобой в Конституционный Суд. И в этой Жалобе, я должен ставить под сомнение Правовую Законность «Примечания к ст. 18.1. КОАП РФ».
Организационно-правовая форма — это способ формирования и использования организацией собственного имущества. Форма определяет правовое положение предприятия и цели ведения им предпринимательской деятельности (абз.
Наказания для юридических лиц, их должностных лиц, ИП в связи с введенным режимом повышенной готовности
*Обновлен от 08.04.2020 г.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 4 апреля 2020 года определен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.
Согласно изменениям КоАП города Москвы со 2 апреля 2020 года дополнен[1] новой статьей 3.18.1, которой введена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке
- проведения мероприятий с очным присутствием граждан,
- работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий).
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа (для юридических лиц от 200 000 до 500 000 рублей при повторности).
Привлекать к административной ответственности по ч. 1 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы вправе уполномоченные должностные лица
- Объединения административно-технических инспекций города Москвы, а в отношении граждан по ч. 2 и 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы – также и его инспекторы,
- Главного контрольного управления города Москвы,
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами этих же органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также дополнительно должностными лицами полиции и полиции на транспорте (п. 1.1. ч. 3 ст. 16.5 КоАП города Москвы).
Но введенная для организаций и индивидуальных предпринимателей ст. 3.18.1 КоАП РФ ответственность не действует.
С 1 апреля 2020 года КоАП РФ дополнен[2] новой статьей 20.6.1, а статья 6.3. КоАП РФ дополнена частями 2 и 3. Алерт по нововедениям.
При конфликте ст. 20.6.1 и 6.3. КоАП РФ приоритет имеет статья 6.3. КоАП РФ. Статья 3.18.1 КоАП города Москвы применяется, только если нарушение не влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
4 апреля 2020 года Мэр Москвы издал Указ № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве».
Из него следует, что за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (со всеми изменениями), который определяет правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы[3], применяется статья 20.6.1 КоАП РФ. Она предусматривает наименее строгое минимальное наказание для нарушителей.
Это может стать ориентиром и для других субъектов РФ (до настоящего времени Председатель Правительства РФ рекомендовал учитывать опыт Москвы по реализации ограничительных мер для недопущения распространения коронавирусной инфекции).
Привлекать к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ могут только судьи районных судов. Составлять протоколы – должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Мэр Москвы Указом № 40-УМ утвердил, что протоколы по ст. 20.6.1 КоАП РФ в Москве могут составлять должностные лица следующих органов и следующим образом распределил между ними ответственность:
- Объединения административно-технических инспекций города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета проведения спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, мероприятий вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) с очным присутствием граждан, оказание услуг в местах массового посещения граждан, в рамках которых не осуществляется торговая деятельность, нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей.
- Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета мероприятий с очным присутствием граждан, в рамках которых осуществляется торговая деятельность, запрета на посещение зданий, строений, сооружений (помещений в них), развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания (кроме обслуживания на вынос, доставки заказов, работы предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций), работу объектов розничной торговли (кроме установленных исключений, например аптек и аптечных пунктов), нарушения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность.
- Департамента образования и науки города Москвы.
Зона ответственности: нарушение запрета посещения образовательных организаций, предоставляющих общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (за исключением сферы физической культуры и спорта, а также культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп.
- Московской административной дорожной инспекции.
Зона ответственности: работодатели, осуществляющие деятельность в сфере оказания транспортных услуг и нарушение ими требований режима повышенной готовности при организации труда, включая измерение температуры тела работникам на рабочих местах (в том числе выборочно водителям такси).
- Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. №492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом 6 пункта 1 указанного постановления.
В процессе предпринимательской деятельности ИП возникает необходимость составления широкого спектра разнообразных документов — от накладной до заявления от сотрудника. Некоторые формы документов унифицированы, другие составляются на заранее отпечатанных типографских бланках. Зачастую в них без учета специфики пользователя включена графа «подпись» с указанием должности лица, подписавшего документ (руководителя или уполномоченного работника).
Например, товарная накладная формы ТОРГ-12 , утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (широко используется в обороте, несмотря на нынешнюю необязательность применения утвержденных унифицированных форм). Эта форма предусматривает подписи с указанием должностей как со стороны грузоотправителя, так и со стороны грузополучателя.