Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка: когда у налоговой будет повод усилить контроль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Расчет налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:
- в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
- в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.
Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.
Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:
- учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
- учесть уплаченный НДФЛ;
- не включать в расчет страховые взносы.
В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:
- начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
- выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Для организаций на ОСНО
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС нет.
Совокупная нагрузкаНалоговая нагрузка Отрасль 2017 год 2016 год Производство пищевых продуктов 28,2 19,7 Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 45,4 36,5 Оптовая и розничная торговля 3,8 2,8 Строительство 10,2 , 10,9.
Чем дольше срок действия патента, тем он дороже. Выбирая срок действия, помните, что как только прибыль превысит ограничение (60 млн руб.), то вы потеряете право применять патентную систему, даже если срок документа еще не закончится.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
В среднем по России налоговая нагрузка за 2021 год незначительно выросла, в сравнении с прошлым годом — 10,4% (10,0% в прошлом году).
Налоговая нагрузка по страховым взносам снизилась и составила 3,0% (3,5% в прошлом году).
Налоговая нагрузка, к примеру, снизилась:
✔ Обрабатывающие производства — 7,4% (было 8,1%) и 1,1% по страховым взносам (было 2,1%)
✔ Торговля оптовая и розничная — 2,8% (было 3,0%) и по страховым взносам 0,9% (было 1,0%).
✔ Строительство — 10,1% (было 10,7%) и 3,6% по страховым взносам (было 3,9%).
✔ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом — 21,8% (было 22,5%) и 4,2% по страховым взносам (было 5,4%).
При этом в некоторых отраслях налоговая нагрузка возрасла, например:
✔ Добыча полезных ископаемых — всего — 40,4% (было 35,2%) и 1,5% по страховым взносам (было 2,2%).
✔ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — 4,7% (было 3,8%) и 4,4% по страховым взносам (было 4,7%).
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании
Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.
В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.
Какие налоги повысятся с 2020 года?
На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
- ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
- ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
- Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
- Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
- НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
- Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
- Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
- Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.
Оправдана ли система налогообложения самозанятых?
Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство. Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.
В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.
Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.
Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.
Система налогообложения самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции, порой составляющие 70-80% общего бюджета. При таких раскладах 4-6% налога – это значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.
Налоговая нагрузка для ИП на ОСНО
В пункте 4 Приказа ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» перечислены критерии, по которым налогоплательщики могут оценить, насколько они рискуют привлечь внимание проверяющих.
- Среди критериев для отбора объектов проверок – налоговая нагрузка конкретного предпринимателя или компании ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности).
- Среднеотраслевые показатели прошлых лет можно посмотреть в приложении 3 Приказа и на официальном сайте ФНС.
- Их рассчитывают так: сумму уплаченных налогов и сборов за год (по данным прошлогодней налоговой отчетности) делят на годовой оборот (выручку) организаций по данным Росстата и умножают на 100, чтобы получить результат в процентах.
- При этом, как пояснила ФНС в Письме № БА-4-1/12589@ от 29 июня 2018 г.:
- страховые взносы в расчете не учитывают;
- в оборот организаций включают выручку по данным бухучета без НДС и акцизов;
- в сумму уплаченных налогов входит НДФЛ.
Если у конкретного налогоплательщика рассчитанная нагрузка значительно ниже среднеотраслевой, есть большая вероятность, что его заподозрят в применении каких-то схем для ухода от налогов.
Бухгалтерское обслуживание ИП от 1 667 руб./мес
Сама по себе небольшая налоговая нагрузка – не нарушение и не гарантия попадания в кандидаты для выездной проверки. Налоговики рассматривают организации и ИП комплексно, оценивают их деятельность по десяткам критериев.
Однако это важный показатель, и при низких значениях инспекторы сначала могут запросить причины отклонений, а после – назначить проверку, по результатам которой возможны доначисления налогов и санкции.
Самостоятельно сделав расчет налоговой нагрузки при ОСНО, организация или ИП определят, насколько они рискуют навлечь на себя проверку. Если результат значительно ниже нормы, будет шанс пересмотреть и скорректировать деятельность, и заранее подготовить аргументы для объяснений с инспекторами.
ИП на ОСНО анализирует свою деятельность так:
- Сумму уплаченных налогов с учетом НДФЛ делит на общую выручку от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) и прочих доходов, и умножает на 100 %.
- Полученный результат сопоставляет с его «безопасным» значением.
Также можно воспользоваться сервисом, разработанным ФНС. На сайте налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес» размещен калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Он подходит для ОСНО. Сервис сравнивает фактические показатели со среднеотраслевыми по субъектам РФ и сразу показывает, на сколько процентов отклонение. Калькулятор не учитывает уплаченные суммы:
- налога на прибыль организаций с дивидендов;
- НДФЛ;
- страховых взносов.
Допустим, ИП на ОСНО занимается производством кожаной обуви, и за 2018 год оплатил по декларациям 660 тыс. руб. налогов. Выручка без учета НДС – 8,6 млн. руб.
Налоговая нагрузка = 0,66 млн./8,6 млн х 100%
Получаем 7,6%
Сравниваем с таблицей контрольных значений за 2018 год, рассчитанных ФНС. Нам нужна строка «Производство кожи и изделий из кожи» – 8,2%.
Таким образом, налоговая нагрузка предпринимателя на ОСНО почти соответствует норме и, скорее всего, не привлечет внимание проверяющих.
ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ от 25 июля 2017 г. привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии для беседы.
- Например, претендентами на приглашение в ИФНС могут стать ИП с низкой налоговой нагрузкой по НДФЛ.
- Она определяется так: исчисленный налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности нужно разделить на общую сумму доходов от этой деятельности и умножить на 100.
- При этом в письме никаких конкретных показателей, с чем сравнить результат, не приводится.
- Но упоминается другой критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: если в декларации 3-НДФЛ он заявит профессиональный налоговый вычет более 95 процентов от доходов.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения
Обосновать снижение налогооблагаемой базы можно такими причинами:
- Из-за вспышки коронавируса был объявлен простой.
- Компания развивает сеть продаж, вводит новые производства.
- Выросла конкуренция на рынке.
- Фирма запустила новый вид деятельности.
- Поставщики повысили закупочные цены. Выросли цены на ГСМ и техобслуживание.
- Упал спрос на продукцию компании.
- Проводится реорганизация.
- Повысили заработную плату, увеличили штат.
- Сохранили минимальную торговую наценку с целью удержания старых и привлечение новых клиентов.
- Направили инвестиции на развитие деятельности.
- Выросли арендные платежи.
- Были непредвиденные расходы на ремонт оборудования, помещения.
- Выросли административные расходы.
Аргументов, объясняющих снижение налогов, очень много. Можно сослался на размещенные в сети открытые данные Ростата, если они выгодно для вас показывают падение доходов по отрасли.
К пояснительной записке не обязательно прилагать подтверждающие документы. Но, если они есть, лучше отправить их в налоговую вместе с пояснениями.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
-
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
-
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
-
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
Нефтяной вопрос и состав ВВП России
Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.
Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2021 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.
Добыча полезных ископаемых к маю 2021 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2021 году, то объемы упали на 16,4%.
Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.
После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.