Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем обжаловать решения налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?
Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:
- в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
- если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.
Таблица. Судебная практика по обжалованию отказов налоговиков в госрегистрации юридических лиц
Обстоятельство, |
Реквизиты судебного акта |
|
Суд признал |
Суд поддержал инспекцию |
|
1 |
2 |
3 |
Наименование юридического лица |
||
Отсутствие в уставе |
Постановления ФАС |
- |
Указание в уставе |
Постановление ФАС |
- |
Состав документов, представленных в инспекцию на госрегистрацию |
||
Представление в инспекцию |
Постановление |
- |
Представление в инспекцию |
- |
Постановления |
Отсутствие |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие описи вложения |
Постановления |
- |
Непредставление в инспекцию |
Постановление ФАС |
- |
Непредставление в инспекцию |
Постановление ФАС |
- |
Непредставление в инспекцию |
- |
Постановление |
Уплата госпошлины за государственную регистрацию |
||
Отсутствие в квитанции |
Постановление ФАС |
- |
Указание в квитанции об |
Постановление ФАС |
|
Указание в квитанции |
Постановление ФАС |
- |
Уплата госпошлины |
Постановление ФАС |
- |
Уплата госпошлины |
Постановление ФАС |
|
Ошибки при указании |
- |
Постановления ФАС |
Оформление заявления на госрегистрацию |
||
Отсутствие подписи |
Постановления ФАС |
- |
Свидетельствование |
- |
Постановление |
Оформление в виде |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие в заявлении по |
- |
Постановление |
Ошибка в КПП при его |
Постановление |
- |
Отсутствие в заявлении по |
Постановление |
- |
Указание в заявлении по |
- |
Постановления ФАС |
Неуказание в заявлении |
- |
Постановление ФАС |
Неуказание на листе В |
Постановление |
- |
Отсутствие в заявлении по |
Постановление ФАС |
- |
Неправильное заполнение |
Постановление ФАС |
- |
Внесение организацией |
- |
Постановление |
Отражение в заявлении на госрегистрацию сведений о лице, имеющем право |
||
Неуказание на листе Е |
Постановление |
- |
Отсутствие на листе Е |
Постановление ФАС |
- |
Ошибка при указании в |
Постановление |
- |
Указание в заявлении по |
Постановление |
- |
Незаполнение на листе Б |
Постановление ФАС |
- |
Указание в заявлении по |
- |
Постановление ФАС |
Одновременное заполнение |
- |
Постановление ФАС |
Отражение в заявлении на госрегистрацию сведений об учредителях |
||
Указание в заявлении по |
Постановление ФАС |
- |
Отсутствие в заявлении по |
- |
Постановление |
Отражение в заявлении на госрегистрацию информации о видах деятельности |
||
Указание на листе И |
- |
Постановление |
Указание в заявлении по |
- |
Постановления ФАС |
Прошивка и нумерация многостраничных документов. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом и пронумерованном виде. Количество листов в нем подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
Несоблюдение указанных требований к оформлению многостраничных документов, в том числе самого заявления о госрегистрации, налоговики считают основанием для отказа в государственной регистрации. В большинстве случаев суды признают такой отказ законным (Определение ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-17193/09, Постановления ФАС Московского округа от 30.06.2011 N КГ-А40/6057-11, от 01.08.2007 N КГ-А40/7236-07 и от 26.06.2007, 29.06.2007 N КГ-А40/5907-07).
Вместе с тем некоторые суды приходят к выводу, что представление в инспекцию документов в непрошитом виде не является согласно Закону о госрегистрации основанием для отказа в совершении регистрационных действий (Постановления ФАС Московского от 27.12.2011 N А41-11114/11 и Северо-Кавказского от 21.12.2009 N А32-29094/2009 округов).
В случае смены генерального директора заявление о госрегистрации такого изменения подписывается новым должностным лицом
Одним из оснований для отказа в госрегистрации является подписание заявления неуполномоченным лицом (пп. «д» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации). Кто именно — прежний или новый генеральный директор — подписывает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных со сменой руководителя компании?
Суды считают, что на таком заявлении должна стоять подпись нового гендиректора организации. Ведь с момента прекращения полномочий прежнего ее руководителя он не вправе без доверенности действовать от имени компании, в том числе подписывать заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Значит, в случае подписания заявления прежним гендиректором налоговики вправе отказать в регистрации изменений. Впервые указанные выводы были сформулированы в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05 и в дальнейшем нашли отражение в многочисленной судебной практике (Решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, Постановления ФАС Московского от 30.08.2011 N КГ-А41/7677-11 и Дальневосточного от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А59/07-2/583 округов).
Кроме того, суды указывают, что действующее законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений об этом. Предоставить ему такие полномочия может только общее собрание участников или акционеров общества (пп. 2 п. 3 ст. 91 и пп. 3 п. 1 ст. 103 ГК РФ). Следовательно, отсутствие в государственном реестре сведений о новом гендиректоре организации не свидетельствует об отсутствии у него полномочий представлять ее интересы, в том числе подписывать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (Постановления ФАС Московского от 09.07.2012 N А40-41590/11-151-360 и Волго-Вятского от 22.01.2007 N А79-3198/2006 округов).
Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица в суде
Отказ в государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обжалуется в арбитражном суде.
Отказ в государственной регистрации некоммерческих организаций обжалуется в суде общей юрисдикции.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ и оформляется в соответствии с требованиями ст. 199 АПК РФ с приложением необходимого пакета документов.
При подаче искового заявления уплачивается госпошлина в размере 300 рублей для физических лиц и 3000 рублей — для юридических лиц (подп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ).
В ходе судебного процесса необходимо будет доказать необоснованность отказа в государственной регистрации регистрирующим органом, нарушение им требований закона и законных прав и интересов заявителя при осуществлении государственной регистрации.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными либо об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Порядок обжалования решения налогового органа в суде
Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:
- в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
- если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.
В случае отказов на официальную регистрацию соответствующее решение должно быть вынесено до истечения срока времени, который предусмотрен законодателем для проведения необходимых процессуальных действий. Если отказ был принят позже данного срока, его можно признать недействительным.
Обратите внимание на то, что отказ не является препятствием для повторного направления документов на регистрационную процедуру после того, как нарушения были устранены. При повторном выявлении веских причин для того, чтобы отказать заявителю, налоговая служба снова возвращает комплект документов заявителю. Каждая последующая подача заявления предусматривает повторную оплату государственных пошлин.
Действующее законодательство регламентирует определенные сроки времени, выделенные на то, чтобы заявитель, столкнувшийся с отказом, смог обжаловать отказ и подать жалобу в уполномоченные органы. Срок времени для подготовки и направления жалобы приравнивается к трем календарным месяцам, начиная с момента получения информации о том, что в оформлении компании отказано. Срок подачи жалобы может исчисляться с момента, когда лицо было проинформировано о нарушении законных прав.
Решение можно обжаловать посредством обращения в суд. В таких условиях согласно пункту четвертому статьи 198, подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены. В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока. Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.
Если жалоба находится на рассмотрении суда, решение по этой жалобе принимается в 15-дневный срок, начиная с момента фактического получения (или направления по почте) жалобы. При необходимости законом предусмотрена возможность продления данного срока максимум на 10 дней. Количество дней на подачу и рассмотрение жалобы не включает в себя праздничные и выходные дни.
Жалоба об обжаловании подается в трехмесячный срок в вышестоящий государственный регистрирующий орган. Это может быть Федеральная налоговая служба высшей инстанции или орган исполнения. Жалоба может быть подана через налоговую инспекцию, которая вынесла отказ в совершении процедуры государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством обжаловать отказ можно, используя любые формы жалобы. Это может быть жалоба в письменном виде на бумажном носителе или электронная жалоба, направленная в режиме онлайн.
Важно помнить о том, что жалоба должна включать в себя обязательные к указанию реквизиты, которые предусмотрены государственной властью и соответствующими Федеральными законами. Так, в жалобе необходимо указать:
- данные заявителя, претендующего на образование юридического лица;
- характеристики процессуального акта в отношении юридического лица;
- перечень оснований для направления жалобы;
- изъявление фактических требований лица, являющегося заявителем.
Как уже говорилось ранее, максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный орган государственной службы. Лицом может быть получено решение, заключающееся в полной отмене соответствующего акта, принятого в отношении юридических лиц, если в государственном органе по обжалованию вынесено решение об удовлетворении.
Также лицом, которое обжалует процессуальный акт, может быть получен результат в виде оставления заявления без рассмотрения. Данное решение принимается в течение 5 рабочих дней с того момента, как лицо, претендующее на оформление юридического лица, обжалует решение посредством подачи соответствующего заявления. Если есть судебное решение, которое вступило в свою законную силу и относится к аналогичному предмету и аналогичным основаниям для обжалования, то решение об оставлении без рассмотрения принимается в течение пятнадцати рабочих дней. Информирование лиц о том, что заявление обжалования остается без рассмотрения, осуществляется в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.
Обжалование в большинстве случаев при негативном решении относительно оформления юридического лица может осуществляться повторно. Например, если обжалование не завершилось положительным исходом по причине отсутствия подписи лица или его законного представителя, отсутствия необходимых документов, утверждающих полномочия того, кто обеспечивает представительство лицу и так далее, то после исправления ошибок и нарушений лицом может быть подано повторное заявление на оспаривание отказов в законном оформлении юридического лица.
Существуют ситуации, в рамках которых лицу не позволяется повторно обращаться в соответствующий орган для оспаривания решения Федеральной налоговой службы:
- 1. Если заявление об оспаривании подается после завершения срока, предусмотренного для его подачи без сопутствующего ходатайства о восстановлении данного срока времени и веских доказательств отсутствия вины в упущении этого срока. Сюда же можно отнести случаи, когда представителям потенциальных юридических лиц было отказано в восстановлении срока апелляции.
- 2. Если до того, как заявление было рассмотрено, заявитель потребовал его отзыва, не дожидаясь окончательного решения.
- 3. Если заявление об оспаривании отказов в оформлении юридических лиц уже находится в производстве или имеет место судебное решение, вступившее в свою законную силу.
В случае отказа Федеральной налоговой службы с последующей отменой данного решения в отношении юридических лиц вышестоящими инстанциями предусматривается возобновление процесса государственной регистрации юридического образования. Ее результатом становится внесение соответствующих сведений о к��мпании в ЕГРЮЛ, что равноценно государственной регистрации.
Если заявление об оспаривании отказов в отношении государственной регистрации юридических образований не удовлетворено на всех возможных инстанциях, заявитель сохраняет за собой право оспорить данный факт посредством обращения в суд.
Жалоба на решение о регистрации или решение об отказе в регистрации
Порядок обжалования решений ИФНС о регистрации или решений об отказе в регистрации регламентируется главой VIII.1 Закона о госрегистрации. Обжаловать решение регистрирующего органа могут заинтересованное лицо, если считает, что данное решение нарушает его права.
Подать жалобу можно через регистрирующий орган, решение которого оспаривается. Срок подачи жалобы на решение о регистрации – 3 месяца с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Для обжалования решения об отказе в регистрации, срок обжалования начинается с момента получения отказа.
Жалоба на решение ИФНС может быть подана в письменной форме почтовым отправлением, представлена лично заявителем или его представителем, а также отправлена в электронной форме. Жалоба в электронной форме подписывается ЭЦП.
Срок рассмотрения жалобы – 15 рабочих дней, он может быть продлен на 10 рабочих дней. В случае отмены решения ИФНС об отказе в госрегистрации, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента получения решения вышестоящего регистрирующего органа выносит решение и вносит соответствующую запись в реестр.
Недостоверный юридический адрес
Хотя документы, подтверждающие юридический адрес, не указаны в обязательном перечне статьи 12 закона № 129-ФЗ, однако их отсутствие может привести к признанию адреса недостоверным и последующем отказе в регистрации.
Чтобы этого не допустить, в налоговый орган также подается (по выбору):
- гарантийное письмо при регистрации ООО на нежилое помещение;
- согласие собственника на создание компании в жилом помещении.
Необходимо также приложить документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости: копия свидетельства или выписка из ЕГРН.
Кроме того, к порокам юридического адреса относятся:
- наличие незавершенного строительного объекта, разрушенного здания или помещения, где невозможно вести деятельность;
- по заявленному адресу расположена военная часть или государственный орган;
- собственник недвижимости заявил о запрете регистрации ООО по этому адресу;
- по адресу уже зарегистрировано 10 и более юридических лиц, и он признан адресом массовой регистрации.
Обзоры ФНС по отказам в регистрации
Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.
1. Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.
Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.
2. Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.
3. Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.
Что делать в случае отказа в регистрации ООО
Закон предусматривает обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, поэтому если вы уверены в своей правоте, то можете начать эту процедуру.
Сначала надо обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию, которая в течение 15 рабочих дней должна дать на нее ответ. Если этот ответ вас не удовлетворил, вы вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС, а затем в суд.
Подробнее о том, как провести обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, можно узнать в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ. Минимальные сроки до вынесения первого судебного решения по обжалованию отказа составляют не менее трех месяцев. Учитывая такие длительные сроки, заявители редко обращаются в суд, если им надо быстро зарегистрировать ООО.
Как обжаловать решение об отказе в госрегистрации юрлица
Отказ в госрегистрации юрлица возможен только в случаях, поименованных в законе. Решение об отказе в госрегистрации сначала обжалуется в вышестоящий регистрирующий орган, например в Москве это УФНС России по г. Москве. Для обжалования подайте жалобу в течение трех месяцев со дня получения отказа в госрегистрации. Если вышестоящий орган оставит жалобу без удовлетворения или не рассмотрит ее в течение 15 дней (срок может быть продлен на 10 дней), то можно обратиться в ФНС России или арбитражный суд по месту нахождения регистрирующего органа. При подаче заявления в суд надо платить госпошлину в размере 3 000 руб. Срок обращения в ФНС России или суд составляет три месяца с момента получения уведомления о принятом решении по жалобе (самого решения либо истечения срока на рассмотрение жалобы).
Оспариваем решение об отказе в госрегистрации
Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом) является поступившее в регистрирующий орган из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.
Общество с ограниченной ответственностью «ВОСТОК» (далее по тексту – ООО «ВОСТОК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Московской области (далее по тексту – МРИ ФНС России №1 по МО, налоговый орган, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решение от 01 декабря 2010 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ООО «ВОСТОК» в связи с несоответствием данного решения Федеральному закону от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В настоящем судебном заседании арбитражный суд, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, установил следующие обстоятельства рассматриваемого спора.
22 ноября 2010 года общим собранием участников ООО «ВОСТОК» было принято решение о внесении изменений в устав Общества, в частности об изменении наименования общества, его места нахождения, а также о приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. №312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон №312-Ф3). Решение общего собрания было оформлено протоколом № 3/10 от 22 ноября 2010 г. (л.д.6-7). 24 ноября 2010 года в МРИ ФНС № 1 России по МО обществом было представлено заявление по форме Р13001 и полный пакет документов, подлежащий представлению для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе устав в новой редакции, платежное поручение на уплату государственной пошлины, протокол общего собрания акционеров.
01 декабря 2010 года МРИ ФНС России №1 по МО было принято решение об отказе в государственной регистрации данных изменений (л.д.5). Не согласившись с отказом налогового органа, ООО «ВОСТОК» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд установил, материалами дела подтверждено, что заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого заявителем отказа.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-Ф3 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Судом в ходе настоящего судебного разбирательства было установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «ВОСТОК» были представлены на государственную регистрацию изменений все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации изменений у регистрирующего органа не имелось.
Вместе с тем, в качестве основания для отказа МРИ ФНС России №1 по МО указано на отсутствие среди представленных для регистрации документов заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с тем, что представленное Заявление по форме Р13001 не содержит сведений о приведении устава общества в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2008 г. №312-ФЗ, что противоречит действующему законодательству, поскольку с момента вступления в силу закона от 17.10.2009 года № 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», уставы обществ подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» при первом изменении уставов таких обществ.
Между тем, заявление по форме Р13001 было представлено заявителем согласно Приложению №3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 г. №439 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.10.2003 №630, от 26.02.2004 №110, от 13.12.2005 №760). При этом в тексте заявления в перечне изменений, вносимых в устав, была сделана отметка о внесении изменений в иные положения учредительных документов (помимо изменения наименования и места нахождения юридического лица). Данная отметка была поставлена в связи с приведением устава в соответствие с Федеральным законом № 312-ФЗ.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.
Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.
Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.
Комментарий к Ст. 101.2 Налогового кодекса
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения, вынесенного в порядке статьи 101 НК РФ, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В соответствии с положениями статьи 138 НК РФ:
1) жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права;
2) апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, предусмотренной в Определении от 20 января 2011 года N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрения материалов проверки по существу.
В абзаце 3 пункта 46 Постановления Пленума ВАС N 57 указано, что судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.
С 1 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (пункт 2 статьи 138 НК РФ, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения (применяются уже с 3 августа 2013 года):
1) ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абзац 3 пункта 2 ст. 138 НК РФ);
2) ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абзац 4 пункт 2 статья 138 НК РФ).
Следует отметить, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.
В соответствии с письмом ФНС России от 24 декабря 2013 года N СА-4-7/23263 оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Как указала ФНС России, оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
Иной подход направлен на преодоление обязательной досудебной процедуры обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговой орган в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, и срока на обжалование ненормативного акта в суд. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 года N 18417/12 по делу N А78-3046/2012.
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.