Ликвидация ООО с долгами по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация ООО с долгами по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Принудительная ликвидация в судебном порядке

Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.

Прежде чем обратиться в суд в приведенном случае, налоговая должна направить уведомление по адресу юрлица, чтобы им были представлены достоверные сведения об адресе.

Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.

Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.

Шаг 1. Готовим решение о ликвидации

Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.

Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?

Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.

Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.

Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.

Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.

Кого назначить ликвидатором?

На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.

Про увольнение директора:

Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.

Отдельно скажу, что внутри документа:

  • Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
  • Ответственным лицом назначается ликвидатор;
  • Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

Ликвидация компании через суд по требованию налоговых органов

Принудительная ликвидация компании через суд возможна по требованию налогового органа. Судебная ликвидация компании в судебном порядке возможна при наличии условий, содержащихся в п.3 ст.61 ГК РФ. Приведем самые распространенные условия:

1) допущенные грубые нарушения при государственной регистрации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Чаще всего, таким нарушением является указание при регистрации компании недостоверного адреса. В том случае, если налоговая инспекция не может найти компанию по указанному в учредительных документах адресу, она вправе инициировать через суд ликвидацию компании.

На практике данный вопрос вызывает многочисленные налоговые споры, что вынудило ФНС РФ выпустить разъяснения нижестоящим налоговым органам, в которых проанализирована судебная практика (Письмо от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12088).

Кто такой ликвидатор компании

Чтобы вся процедура прошла совершенно честно без ущемления чьих-либо интересов, а также для соответствия всем требованиям, учредители общества назначают ответственное юридическое лицо. Это может быть один из работников фирмы или наёмный сотрудник. Как правило, выбирают второй вариант, поскольку эти люди обладают достаточными знаниями для проведения ликвидационной деятельности, а также соблюдают полную субъективность. Он работает в содружестве с комиссией. Основная его задача в том, чтобы распоряжаться всей собственностью юрлица, но при этом не владеть ей. То есть, как многие переживают, продать или доверить кому-либо недвижимость, активы, ликвидатор не может.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.

Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.

Решение о добровольной ликвидации ООО

Вам необходимо точно определиться, стоит ли закрывать организацию, все тщательно продумать и подготовиться к тому, что данный процесс небыстрый и требует достаточно большой отдачи, чтобы все прошло «гладко». Если решение о ликвидации организации принято, его необходимо зафиксировать письменно. Так, если организация состоит из одного участника, данное решение фиксируется в решении единственного участника. В случае когда, организация состоит из нескольких участников (2-х и более), созывается Общее собрание участников и решение о ликвидации организации фиксируется в протоколе общего собрания участников, решение о ликвидации организации должно быть принято всеми участниками общества единогласно. Также на данном этапе в повестку дня может быть включено не только принятие решения о ликвидации, а также назначение ликвидатора/руководителя ликвидационной комиссии. Данное решение должно быть зафиксировано в присутствии нотариуса, исключением является, если в Уставе организации прописан иной способ удостоверения решения собрания.

Публикация в Вестнике и в ЕФРСОФДЮЛ (Федресурсе) о добровольной ликвидации ООО

После внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в стадии ликвидации, необходимо о данном факте сообщить всем контрагентам с которыми ведет деятельность ликвидируемая организация. Делается это для того, чтобы все лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются долги или невыполненные обязательства могли предъявить свои требования. Данный пункт является обязательным. Для его соблюдения необходимо опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации» со списком документов, который при этом необходимо предоставить, можно ознакомиться на сайте данного журнала. Направить документы на публикацию сообщения можно несколькими способами:

  • личное предоставление документов;
  • предоставление документов через представителя;
  • направление документов почтовым отправлением;
  • электронное направление документов в данном случае будет необходимо наличие Электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Как не допустить закрытия

Согласно закону, учредитель может попытаться опротестовать решение суда и действия налоговой службы. Но если все было сделано по правилам, то суд практически всегда встает на сторону налоговой службы. Налоговая ликвидирует фирму. Учредителю не остается ничего другого, кроме как открыть новое юр. лицо, если в этом есть необходимость.

Читайте также:  Проактивные выплаты: как это работает

Но важно понимать, что налоговая не обязана закрывать компанию. Поэтому если деятельность не ведется не по причине того, что ООО брошено, а просто из-за временных обстоятельств, то кое-что сделать все же можно. Если процедура инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:

  • Сдать отчетность и больше не пропускать ее сдачи. Нулевые отчеты – это гарантия существования юридического лица.
  • Провести операцию по банковскому счету. Нужно следить, чтобы в год была хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не закроется.
  • Необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить об остановке исключения, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.

Как отменить ликвидацию

Как здесь уже неоднократно сообщалось, отменить можно только добровольно начатую процедуру. Сделать это может только инициатор. Если ликвидация произошла по инициативе налогового органа, то отменить ее нельзя. Но можно обжаловать через суд.

Сделать это могут кредиторы, которые не были уведомлены о предстоящем закрытии должника. В случае наличия доказательств об отсутствии уведомления процедура закрытия может быть признана недействительной, то есть, проведенной с ошибками.

Также через суд можно опротестовать решение об исключении из реестра. Как отменить его? Для этого на руках у учредителей должны быть свидетельства ведения деятельности, например, подтверждение поступлений на расчетный счет. Подобные случаи редкость, но если компания была исключена из реестра в связи с ошибкой или невыполнением сотрудниками ИФНС своих обязанностей по проверке, то суд может постановить, что налоговая обязана восстановить все записи в ЕГРЮЛ.

Пошаговая инструкция отмены ликвидации общества

Чтобы упростить задачу по прекращению закрытия компании приведем пошаговую инструкцию, что и в какой последовательности требуется сделать:

  1. Общее собрание принимает решение отменить ликвидацию, после чего оформляет протокол с внесением соответствующей записи. В документе отражается день проведения, перечень учредителей, рассматриваемые вопросы, а также результаты голосования. В протоколе собственники ООО, секретарь, а также председатель ставят подписи. Если на общем собрании назначается руководитель компании, должны быть его личные данные и подпись. После этого новоиспеченный директор получает полномочия для осуществления дальнейших действий.
  2. Готовится необходимый пакет документов, которые передаются в ФНС. В частности, потребуется три бумаги:
  • Заявление (форма 14001) о том, что в информацию об ООО, указанную в ЕГРЮЛ, необходимо внести правки. Это обязательный шаг при назначении нового руководителя общества.
  • Уведомление (форма 15001) о прекращении процедуры закрытия компании.
  • Протокол собрания участников. Если в ООО только один собственник, достаточно его решения.

На подготовку необходимого пакета бумаг дается до трех суток. Перед передачей документов в ФНС стоит их внимательно перепроверить на факт наличия ошибок.

  1. Предъявление бумаг в налоговую службу. Как только все документы заполнены и собраны, требуется отнести их в ту ФНС, которая производила регистрацию ликвидации компании. Все заявления должны иметь подпись директора, а также заверены нотариально. Кроме того, бумаги передаются лично заявителем. Также допускается передача документов через представителя, почтой или через Интернет. В последнем случае бумаги направляются с применением электронной цифровой подписи.

Судебный порядок принудительной ликвидации юридического лица

Арбитраж решает вопрос о принудительном закрытии бизнеса при наличии следующих оснований:

  1. Регистрация хозяйствующего субъекта признана недействительной по причине допущенных при его открытии грубых нарушений правовых норм.
  2. У юридического лица нет обязательного членства в СРО, лицензии, допуска к определенным работам.
  3. Установлены многократные нарушения законодательства при ведении бизнеса.
  4. Предприятие не имеет ресурсов для достижения целей, заявленных при создании. Его дальнейшая деятельность существенно затруднена.

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Хозяйствующий субъект может быть закрыт и в иных, установленных законом случаях.

Инициаторами ликвидационного процесса являются:

  1. Госорганы и местные власти, имеющие право требовать закрытия предприятия как санкции за правонарушение. Это налоговые, антимонопольные органы. А также ЦБ РФ, прокурор.
  2. Учредители, участники фирмы. Например, по причине длительного корпоративного конфликта, который делает неэффективным дальнейшее существование хозяйствующего субъекта. Практика показывает, суд удовлетворяет иск одного из участников, если устанавливает, что иные лица не участвуют в управлении компанией, затрудняя принятие руководящих и хозяйственных решений. Либо все участники допускают значительные злоупотребления, ставя под угрозу дальнейшее существование бизнеса. При этом принудительное лишение организации правоспособности как способ разрешения управленческого конфликта возможно только в том случае, если иным способом разрешить возникший конфликт и устранить препятствия для продолжения деятельности невозможно.

Суд, принимая решение о принудительном закрытии юридического лица, самостоятельно ликвидационный процесс не ведет. Он только назначает ликвидатора, обозначает сроки совершения ликвидационных действий.

Отличительная особенность принудительной ликвидации – отсутствие необходимости уведомлять налоговый орган по форме Р15016. С момента внесения в госреестр записи о начале ликвидации хозяйствующего субъекта наступает срок расчетов с кредиторами. Формируются ликвидационные балансы. После погашения кредиторских требований имущество организации распределяется между участниками.

По итогам компания направляет в регорган заявление Р15016, ликвидационный баланс. После этого предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам труда в краснодарском крае в 2020 году

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Очередность погашения налоговых и иных обязательных платежей

Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии с п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения ликвидируемой организацией обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть НК РФ отсылает к ст. 64 ГК РФ [1] .

Из анализа норм ст. 64 ГК РФ следует, что все платежи, включая обязательные, делятся на очередные платежи и текущие расходы. Под последними понимаются расходы, необходимые для осуществления ликвидации. Согласно п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами считаются те, что возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Применительно к добровольной ликвидации под текущие расходы подпадают те, которые возникли после составления промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, не вошли в промежуточный ликвидационный баланс. Текущие налоговые платежи могут образоваться, например, по результатам проверки, которую имеют право назначить налоговые органы на основании п. 11 ст. 89 НК РФ, или в результате реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами во исполнение п. 4 ст. 63 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ текущие расходы приоритетны по отношению к очередным платежам. Внутри текущих расходов текущие налоговые платежи гасятся в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве, то есть в последнюю, четвертую очередь. В данном случае, поскольку ст. 64 ГК РФ не устанавливает очередность погашения текущих расходов, применяется аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) исходя из норм ст. 134 Закона о банкротстве. На допустимость подобной практики со ссылкой на п. 24, 25 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», в частности, указано в Постановлении ФАС УО от 30.09.2010 № Ф09-7990/10-С4.

Очередные платежи – требования кредиторов, которые включены в промежуточный ликвидационный баланс. Задолженность по очередным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.

Итак, очередные обязательные платежи гасятся в третью очередь среди очередных платежей. Текущие расходы гасятся в первоочередном порядке по отношению ко всем очередным платежам. Внутри группы текущих расходов обязательные текущие платежи погашаются в четвертую очередь.

Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации

Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?

Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...