Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В каких случаях покупку и установку контейнеров осуществляет управляющая компания?
Помимо регионального оператора обустройством площадок и установкой мусорных баков может заниматься управляющая организация. Это возможно в следующих случаях:
- Границы придомового участка оформлены в соответствии с действующим законодательством, а земля и постройки принадлежат не муниципальному образованию, а собственнику.
- Было принято решение на всеобщем собрании МКД об обустройстве территории под контейнеры и покупке мусорных баков. В этом случае обязательно уточняется размер финансирования, сумма определяется на основе точных и комплексных расчетов.
- Включение участка сбора твердых отходов, расположенного в придомовых границах, в территориальную схему обращения с мусором.
Представители ГЖН и ОМСУ часто используют практику, при которой оборудование площадок и покупка контейнеров возлагается на управляющую компанию. Однако такое решение можно считать незаконным, поскольку мероприятия нуждаются в определенных финансовых расходах. При отсутствии контейнеров и появлении очередной жалобы на УК накладывается штраф по причине нецелевой растраты средств, принадлежащих собственникам.
Большинство судебных решений в аналогичных случаях принимаются в пользу управляющих организаций, что заставляет ОМСУ выполнить непосредственные обязанности и установить контейнеры. Тем не менее, еще встречаются случаи, когда суд передает ответственность на управляющую компанию.
Установка контейнеров для твердого мусора и обустройство площадок, а также мест сбора отходов – важные мероприятия, от которых зависит состояние города. Именно поэтому важно определить ответственное лицо, обязанное следить за состоянием площадок. В противном случае необходимо писать жалобы в соответствующие инстанции, иногда к проверкам подключаются не только местные органы власти, но и Прокуратора.
Таблица. Как разнести данные по разделам реестра
Раздел реестра | Какие сведения и документы внести |
Данные о нахождении мест накопления ТКО | 1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. 2. Схему размещения мест накопления ТКО* |
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Об используемом покрытии. 2. О площади места накопления ТКО. 3. О количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема** |
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. 2. Для индивидуальных предпринимателей – Ф. И. О., государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства. 3. Для физических лиц – Ф. И. О., серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные |
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО | Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО |
* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039). ** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).
Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.
В них входят следующие положения:
- При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
- СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
- Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
- Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
- Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
- Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.
Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки
Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:
- Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
- Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
- На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
- Устанавливается сигнализация.
- Ведется видеонаблюдение.
Вступят в силу новые Санитарные правила и нормы, в том числе в области обращения с ТКО
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» его ведущая Елена Шерешовец разобрала новые СанПиН 2.1.3684-21. Она рассказала об изменениях в требованиях к сфере обращения с ТКО применительно к работе организация, управляющих недвижимостью:
Новые СанПиН 2.1.3684-21 утверждёны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вступают в силу 1 марта и будут действовать до 1 марта 2027 года. Они обязательны для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.
Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень обязанностей управляющих организаций (п. 10 ПП РФ № 491). Поэтому УО следует изучить новые СанПиН 2.1.3684-21. Документ обширный: эксперт подробно разобрала раздел, который касается правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора
Подробно правила об организации площадки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) прописаны в постановлении №1039 от 31.08.2018 года. В этом своде указаны следующие вопросы:
- как создать площадку для ТКО (твердые коммунальные отходы);
- как сформировать реестр существующих мест.
На основании действующего постановления за создание ответственны органы местного самоуправления. Если задача возлагается на третьи лица, то они обязаны получить соответствующее разрешение, проведя предварительно экспертизу предполагаемой территории. Несоответствие нормам, недостоверная информация приведет к отклонению заявки.
Каждое вновь введенная в эксплуатацию территория, должна быть поставлена на учет в течение 10 календарных дней. Заполнением реестра занимается уполномоченный орган. Получить информацию можно в электронном виде на официальном сайте или на бумажном носителе.
В учетной ведомости отмечается:
- локализация (адрес);
- технические характеристики (покрытие, количество контейнеров, информация о планируемых площадках);
- собственник (регистрационный номер – обязательное требование для всех; юридические лица указывают наименование организации; ИП – ФИО руководителя);
- источники ТБО (перечень обслуживаемых домов, организаций).
1 января 2021 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федеральным законом от 31.12.2017 № 503ФЗзаконодатель ввел новые полномочия органов местного самоуправления:
- создавать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО);
- определять схему размещения этих мест;
- вести реестр мест (площадок) накопления ТКО;
- заниматься организацией экологического воспитания и формированием экологической культуры в области обращения с ТКО.
Эти полномочия указаны в новой редакции статьи 8 Закона № 89-ФЗ. Органы местного самоуправления муниципальных районов реализуют новые полномочия на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории.
Емкости различаются по внешнему виду:
- контейнеры;
- бункеры-накопители;
- урны.
Во дворах используют контейнеры большого объема (0,5-1,1 кубометров.) или бункеры-накопители. Размеры баков определяется количеством квартир в обслуживаемых домах.
Чтобы процесс забора мусора проходил без проблем, контейнер должен иметь:
- держатели с усиленной конструкцией;
- герметичную крышку, если она предусмотрена.
Бункеры-накопители для сбора ТБО объемом около 8 кубометров устанавливают на предприятиях, позволяющие сбрасывать крупногабаритные отходы. Когда он заполняется, его отправляют в центр переработки мусора.
Другие емкости (урны, малые контейнеры) предназначены для небольшого объема ТБО.
Собственник территории, где планируется место накопления ТБО, подает заявление в орган местного самоуправления. Он может получить отказ по причине:
- заявление оформлено не в утвержденном формате;
- наличие недостоверной информации;
- отсутствие предварительного согласования.
Чтобы устранить несоответствия заявителю определяется срок в размере 30 рабочих дней. Если нарушения не были выявлены, то данные в реестр будут внесены в течение 5 рабочих дней.
Со своей стороны МСУ имеет право рассматривать входящие запросы 10 дней. В это время документы отправляются на проверку в центр Санэпиднадзора. Заключение возвращается через 5 дней.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра
Как и прежде, сроки вывоза ТКО зависят от среднесуточной температуры воздуха в течение трёх суток:
- при +5 °C и выше – не более суток;
- при +4 °C и ниже – не более трёх суток.
Теперь в новых СанПиН прописан порядок вывоза крупногабаритных отходов. Так, КГО должны вывозиться по мере накопления, но не реже, чем 1 раз в 10 суток при температуре +4°C и ниже, а при +5°C и выше – не реже, чем один раз в 7 суток.
Еще несколько пунктов новых правил касаются уборки придомовой территории. Снег, собранный на территории возле МКД, должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и сплошным земляным валом или непосредственно вывозиться на снегоплавильные установки. Урны возле подъездов МКД размещаются на расстоянии не более 100 метров, а их очистка производится не реже 1 раза в сутки.
Вправе ли сельские поселения осуществлять полномочия по решению вопроса местного значения муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО на территории сельского поселения, а также проводить в рамках кадастровых работ формирование земельных участков под контейнерные мусорные площадки и должны ли приобретаться мусорные контейнеры для их установки в местах (площадках) накопления ТКО за счет средств местного бюджета?
1) Системный анализ законоположений Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федерального закона
Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.
В них входят следующие положения:
- При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
- СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
- Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
- Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
- Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
- Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Где расположить контейнерную площадку
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, спортплощадок и мест массового отдыха должно составлять не менее 20 м. Не следует располагать их далее 100 м от МКД. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники и деревья. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь.
На площадке должна быть размещена информация о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
Три года назад на каждой площадке стояло по два больших мусорных бака. Их по очереди опустошали — допускаю, что баки принадлежали двух разным мусоровывозящим компаниям. Перед Новым годом с одной из них разорвали договор. Теперь баки вывозит только одна компания раз в неделю. Этого мало — баки постоянно переполняются, а летом в жару сильно пахнут.
В декабре 2018 года на уровне федерального законодательства были установлены новые правила ведения реестра контейнерных площадок. Подобные реестры площадок должны вести муниципальные образования или главы поселений (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра).
Комментарии, содержащие ненормативную лексику, либо некорректные, оскорбительные, компрометирующие высказывания, будут удалены.
Установка баков-накопителей на кладбищах
Актуальная проблема – захламление кладбищ и образование стихийных свалок. Чаще всего это объясняется либо полным отсутствием мусорных контейнеров на территории, либо их малым количеством и значительной отдаленностью от могил.
В государственных постановлениях и актах нет четкой регламентации этого вопроса. В них прописаны только стандартные требования – ограждения, твердое покрытие площадки, свободный подъезд. Таких важных аспектов, как расстояние до могил и сроки вывоза, в государственных нормативах нет.
Правила и требования установки контейнеров на кладбище устанавливаются муниципальными образованиями. Поэтому в каждом отдельном регионе России расстояние и периодичность опустошения баков-накопителей на кладбищах отличаются. Единые конкретные нормативы для всей страны не разработаны.
Итак, нормы и правила установки мусорных баков-накопителей указаны в ряде документов. Регулируют все вопросы, связанные с размещением и обслуживанием баков-накопителей в постановлениях СанПиН и СНиП. В них можно найти конкретные цифры дальности расположения контейнеров от общественных мест и жилых построек. Но некоторые важные требования (к примеру, точные правила размещения контейнеров на кладбищах) в государственных постановлениях не прописаны.
Контейнерная площадка
Контейнерная площадка должна быть в каждом товариществе. Обустраивать придется за свой счет. Лучше заранее подготовиться к дачному сезону, чтобы внести ее в муниципальный реестр, заключить договор на вывоз мусора.
При этом одна площадка должна отвечать всем санитарным нормам: удаленность от жилых домов не менее 25 метров, отсутствие рядом водных источников и водоемов, также необходимо, чтобы контейнеры стояли не на земле, а на специально заасфальтированной или забетонированной площадке.
Кстати, контейнеры или емкость для сбора мусора нужно приобретать самостоятельно.
Если вы не оформите должным образом документы, то платить придется по установленным в вашем регионе нормативам. Если раньше каждый член товарищества мог заключить договор индивидуально, то по новому законодательству это запрещено.
В среднем годовая плата с одного участка составляет порядка 2 000 рублей.
За отсутствие договора между СНТ и региональным оператором, может быть наложен штраф до 250 000 рублей.
Самостоятельно СНТ или ДНТ (ДНП) тарифы устанавливать не могут.
В Башкирии, например, установлен норматив 0,72 куб на одного члена товарищества в год, не на человека, а на одного участника. Тариф около 450 рублей, если, к примеру, в товариществе 100 участников, то заплатить придется порядка 38 000 рублей. Не такая большая сумма. Сколько будет по факту – считайте сами, сумма будет гораздо ниже нормативной.
Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов
Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.
Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.
Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.
В “ТоргКомс-Групп” можно заказать любой из представленных баков разной вместимости
Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.
Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.