Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование земель сельскохозяйственного назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый вновь образуемый участок земли, независимо от установленного вида целевого использования, обладает определенными параметрами, размеры которых обязаны соответствовать нормам, закрепленным законодательством.
Законодательство о размерах
Площадь образуемого участка земли, предусматривающего ведение личного подсобного (ЛПХ), крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) или сельскохозяйственного производства (С/Х) не должна превышать или быть меньше допустимой площади.
Определенные в законодательстве предельные размеры позволяют не только избежать дробления земли на мелкие участки, но и помогут не допустить скопления большого количества гектаров земли в руках одного землевладельца.
Предельные максимальные и минимальные параметры земельных участков, регламентируются Земельным кодексом и Градостроительным кодексом РФ, а также законами субъектов и нормативными актами местных органов самоуправления.
Градостроительный кодекс предусматривает установление предельных параметров в регламентах (градостроительных), включающих в себя правила землепользования соответствующей территории и ее застройки (ПЗЗ).
Предельные размеры участков земли, по которым такие регламенты не установлены, регулируются законодательством на уровне субъекта или местного самоуправления в зависимости от вида целевого использования участка.
Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании земельного участка, можно на официальном сайте местной администрации в разделе «Градостроительная документация» (такие нормативные акты, как генеральные планы и ПЗЗ, должны быть общедоступны).
Как определить стоимость оценки квартиры для ипотеки? Как выделить долю из общей собственности, вы узнаете в нашей тематической статье.
Как взять необходимую вам выписку из домовой книги, вы можете узнать в материале по ссылке.
В целях использования в правоприменительной деятельности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сообщаем следующее.
В соответствии с и. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон №101- ФЗ) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона № 101-ФЗ, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, земельные участки, образованные в счет земельных долей, в силу закона находятся на сельскохозяйственных угодьях.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 29.12.2003 № 70-РЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики» (далее — Закон УР № 70-РЗ) установлен минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере 50 гектаров в соответствии с требованиями земельного законодательства. Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного естественными контурами, в случае, если данный земельный участок меньше 50 гектаров, установлен в пределах, ограниченных естественными контурами.
Также ч. 6 ст. 36 ГрКРФ определено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, на территории Удмуртской Республики требования к минимальным размерам вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены действующим законодательством, а именно ст. 4 Закона № 101-ФЗ и ст. 3 Закона УР № 70-РЗ.
Следует отметить, что требования о минимальном размере земельного участка не распространяются на следующие случаи:
- выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона № 101-ФЗ);
- на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации (абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона № 101-ФЗ);
- образование нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченно естественными контурами (п. 1 ст. 3 Закона УР № 70-РЗ).
Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию:
1) консервация земель
2) создание особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) установление или изменение черты населенных пунктов.
Данное основание допускает как установление черты нового населенного пункта (например, нового коттеджного поселка с развитой социальной инфраструктурой, построенного на ЗСХН под видом дачного товарищества), так и изменение (расширение) черты существующего населенного пункта;
4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях;
5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
За последние 15 лет многие ЗСХН по разным причинам не использовались для ведения сельского хозяйства и заросли лесной растительностью, что является основанием их перевода в ЗЛФ. В земли водного фонда участок ЗСХН может быть переведен при разливе водного объекта и подтоплении участка, что делает с/х производство на нем невозможным. В земли запаса участок ЗСХН может быть переведен в случае, если он не зарос и не подтоплен, но тем не менее стал непригодным для с/х производства, например, в связи с радиоактивным заражением — в этом случае он должен быть также законсервирован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года N 830;
6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов.
8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
9) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Когда актуально использование предельных значений
Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:
- выделение надела из государственных и муниципальных земель;
- разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;
- разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;
- предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;
- преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;
- выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.
В иных случаях, определенных земельным законодательством и связанных в первую очередь с выделом участка из общей собственности.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Минимальный и максимальный размеры
Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.
Например, участки ДНТ, ДНТ и СНТ по преимуществу занимают площадь 6-8 соток. Если надел меньшей площади, то перевод ЗУ в условно-разрешённый вид для использования по данному назначению будет запрещён.
Иными словами, минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения для изменения его вида равен 6-8 соткам ссылающимися на локальные акты местной администрации.
То же касается иных вариантов применения земель. В частности, надел рассчитанный под посадку бахчи, скорее всего, не будет переведён в земли, пригодные для пастбищ, так как данные виды земель ориентированы на максимальные площади, которых не имеют другие виды ЗУ. Для этого потребуется реорганизация ЗУ, допускающая слияние нескольких участков в один. Такие процедуры нередко проводят лица, участвующие в индивидуальном предпринимательстве, заключая контракты по партнёрскому использованию земель на основании права совместной собственности.
Зависимость размера от целевого назначения
Законодательство на Федеральном уровне устанавливает следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков в зависимости от целевого назначения:
Целевое назначение | Минимальный размер, га | Максимальный размер, га |
Ведение фермерского хозяйства | 2 | 40 |
Садоводство | 0,6 | 0,15 |
Огородничество | 0,4 | 0,10 |
Дача | 0,06 | 0,25 |
Нормативные акты и градостроительный регламент
Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.
Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.
В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.
Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Порядок оформления надела
Для того, чтобы приобрести надел в собственность, нужно, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно Федеральным законам о кадастровой деятельности, без этого невозможна регистрация.
Процедура постановки на учет включает:
- обращение к кадастровому инженеру;
- проведение процедуры межевания и уточнение границ земельного участка;
- составление кадастровым инженером плана и других документов;
- передача документов в Росреестр.
После этого ваш участок будет отображаться на публичной кадастровой карте и на сайте Росреестра. Владельцу участка выдается кадастровый паспорт, а все сведения об участке сохраняются в базе данных.
Образец кадастрового паспорта на земельный участок здесь.
Следующими шагами для оформления участка в собственность будут:
- сбор пакета документов;
- подача документов и заявления в местный муниципалитет;
- если не было межевания — то нужно его провести.
Комиссия при местной администрации рассматривает заявление около 2-х месяцев. В случае положительного решения нужно подавать документы для регистрации в Росреестр.
Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.
Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.
Право региональных властей самостоятельно определять верхнюю и нижнюю границу площади, предоставляемой под ИЖС, на территории своего региона, а также рекомендованные параметры, за пределы которых выходить властям регионов нельзя, указано в Земельном кодексе.
Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
Градостроительный кодекс РФ обязывает местные органы власти утвердить регламенты, которые будут использоваться для городов и сельских местностей. Документы должны регулировать вопрос застройки земли в рамках поселения.
Регламентом предусматривается определение минимальных и максимальных значений участков. Также документ выделяет территории, где данные нормы не применяются.
Сделать сводный анализ по всем субъектам страны не получится. Поэтому для примера можно рассмотреть состояние регламента в Москве.
Столичные власти подготовили не отдельный документ, а ввели данные нормы в пункт 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы
. Они определили, что в городе ни в одной из зон минимальные и максимальные значения не применяются.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
- Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
- Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
- Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
- Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.
Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.
Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ
Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:
- выделении участков из государственных или муниципальных земель;
- предоставлении угодий в аренду;
- принятии решения о разделении территории;
- определении возможности выполнения прирезок к наделам;
- образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
- выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
- выделе невостребованной территории;
- выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.
Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.