Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.21.2 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
К таким грузам относятся все вещества, которые способны нанести вред окружающей среде, животным и людям при утечке. Также они могут спровоцировать опасные для жизни ситуации.
Транспортировка этих грузов регламентируется «Соглашением о международной перевозке опасных грузов», или ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. Документ подписан в ООН. Основная цель соглашения — обеспечение безопасности при транспортировке подобных материалов.
Классификация опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Они имеют специальный идентификационный номер и делятся на различные классы. В России в соответствии с ДОПОГ разработан ГОСТ 19433-88.
В таблице приведены классы опасных грузов, их описание, количество подклассов и примеры.
Класс | Название | Описание | Количество подклассов | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Взрывоопасные материалы | Все вещества и изделия, которые обладают пиротехническим эффектом. Они также способны становится причиной пожаров со взрывчатым действием. | 6 | тротил аммонал фейерверки пиротехнические составы шнур огнепроводный |
2 | Газы в сжатом или сжиженном состоянии | Сжатые газы, сжиженные охлаждением или растворенные под давлением, которые:
|
6 | водород бутан углекислый газ иприт хлор |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости | Жидкости, их смеси, а также растворы и суспензии, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 61 °C | 3 | керосин масляные краски сольвенты лаки для ногтей туалетная вода герметики настойки |
4 | Легковоспламеняющиеся вещества и материалы | Вещества и материалы, которые способны возгораться под действием внешних факторов — трения, нагревания и т. д. | 3 | магний бенгальские огни активированный уголь хлопок натрий |
5 | Окисляющие вещества и соединения | Вещества, которые легко выделяют кислород и поддерживают горение. А также могут взорваться при определенных условиях | 2 | перекись водорода отбеливатели компоненты белой краски |
6 | Ядовитые и инфекционные вещества | Вещества, которые вызывают болезнь, отравление или смерть при их попадании внутрь, контакте с кожей, слизистыми оболочками. | 2 | синильная кислота ртуть мышьяк паразиты грибки |
7 | Радиоактивные вещества | Материал с удельной активностью более 70 кБк/кг (нКи/г) | — | изотопы для диагностики и лечения |
8 | Коррозионные вещества | Едкие вещества, которые вызывают повреждение металлов, транспортных средств, кожи, слизистых оболочек человека и дыхательных путей | 3 | кислоты щелочи ртуть йод |
9 | Вещества, которые не отнесены ни к одному из классов | Вещества и изделия с низкой опасностью, которые, однако, требуют соблюдения определенных условий при транспортировании. | асбест снегоходы намагниченный материал сухой лед |
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Изменения к ДОПОГ 2020 года
В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.
Комментарий к ст. 11.14 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.
Правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов устанавливаются Министерством транспорта РФ (в отношении воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении железнодорожного транспорта), а также Минобороны России (в отношении государственной авиации). Так, согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, данное Министерство устанавливает правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; определяет порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов, а также опасных грузов.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих правила перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте.
3. На воздушном транспорте порядок провоза крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается федеральными авиационными правилами, а также другими нормативными актами Минтранса России, а в отношении государственной авиации — Минобороны России, МЧС России и актами иных специально уполномоченных Правительством РФ органов, имеющих подразделения государственной авиации.
4. На морском транспорте согласно ст. 151 КТМ РФ груз может быть выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные ему в результате погрузки такого груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается. В случае если при отправлении груза фрахт не был уплачен, перевозчик вправе взыскать его полностью. В случае если такой груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному судном с таким грузом.
5. На внутреннем водном транспорте в соответствии со ст. 86 КВВТ РФ опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в указанных случаях грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.
В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.
6. На железнодорожном транспорте правила перевозки грузов, перечисленных в комментируемой статье, определяются в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. МПС РФ 27 декабря 1994 г.
Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Перевозки опасных грузов между странами, железные дороги которых являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между Российской Федерацией и странами, железные дороги которых не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.
Перевозки опасных грузов наливом производятся в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25.
7. Субъекты данного правонарушения — граждане и должностные лица.
8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ
Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.
Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).
Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.
Как получить регистрацию на перевозку
Перемещение ОГ на законном основании возможно лишь после получения разрешения. Способ его приобретения описан в Приказе № 179 от 4.07.2011 г., выпущенном Минтрансом:
- необходимо подать заявление в региональный отдел Ространснадзора, приложив к нему копии регистрационного свидетельства ТС, документов о пригодности авто к перевозке ОГ и допуске водителя к этому виду деятельности;
- дать информацию о характере груза, пути его транспортировки, лицензии перевозчика, транспортном средстве;
- дождаться решения в течение 5 суток со дня регистрации заявления в отделе (за это время организацией проверяется достоверность поданных сведений и согласуется маршрут);
- получить разрешение после уплаты госпошлины.
С 2021 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.
С 2021 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.
Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:
- нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
- предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
- указание класса вещества;
- алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
- указание степени опасности;
- обозначение транспортной единицы и др.
Как наказывают нарушителей?
Величина штрафа за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов зависит от характера проступка. Ст. 12 Административного Кодекса устанавливает 4 формы нарушений правил перевозки грузов с соответствующими санкциями:
При первых двух правонарушениях также производятся изъятие прав у водителя и задержание транспорта.
Нарушение правил перевозки автомобильным транспортом грузов, которые можно классифицировать как опасные, наказывается ещё более строго. Согласно КоАП, 12 статье, штраф за нарушение правил перевозки грузов такого рода для юрлиц способен достигать полумиллиона рублей.
Ответственные за нарушения лица одними штрафами могут не обойтись – когда нарушение ПДД и правил перевозки грузов приводит к человеческим жертвам, ответственным грозят уголовная ответственность и вполне реальный срок. Судят «по факту»: если вследствие халатности погибли 2 или более человек, это сулит нарушителю целых 9 лет лишения свободы.
Однако наибольшая ответственность лежит не на водителях, а на юридических лицах — компаниях, оказывающих услуги перевозки. Это видно и по размерам штрафов – материальное наказание подобной суровости точно повлияет на деятельность фирмы, какой бы крупной она ни была. Именно руководитель предприятия больше остальных заинтересован в соблюдении всех требований законодательства.
Мечта водителя — хит 2021!
- Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
- Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
- Безопасность на дороге — это Roadgid X7 Gibrid GT. Смотрите видео!
Нарушители ДОПОГ серьезно наказываются
За транспортировку опасных грузов без ДОПОГ предусмотрены наказания, предусмотренные в Административном кодексе. Кроме этого, максимальные санкции налагаются за следующие виды несоблюдения требований:
- Водитель не прошел обучение и не получил свидетельство об окончании курсов по работе с грузами, предоставляющими опасность.
- Руководители не оформили нужный допуск автомобиля.
- Не получено специальное разрешение или аварийная карточка системы информации об опасности груза.
- Машина не приспособлена к перевозке данного вида опасного груза.
- На автомобиль и тару не нанесены нужные символы маркировки и другой необходимой информации об опасном грузе.
- Не соблюдены условия транспортировки опасных элементов.
За менее серьезные нарушения налагаются следующие наказания:
- Для водителей – штраф 1-1,5 тыс. руб.
- Для руководителей – до 1- тыс. руб.
- Для собственников и компаний – 150-250 тыс. руб.
Если произошла авария…
Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.
В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.
Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.
Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Как получить регистрацию на перевозку
Перемещение ОГ на законном основании возможно лишь после получения разрешения. Способ его приобретения описан в Приказе № 179 от 4.07.2011 г., выпущенном Минтрансом:
- необходимо подать заявление в региональный отдел Ространснадзора, приложив к нему копии регистрационного свидетельства ТС, документов о пригодности авто к перевозке ОГ и допуске водителя к этому виду деятельности;
- дать информацию о характере груза, пути его транспортировки, лицензии перевозчика, транспортном средстве;
- дождаться решения в течение 5 суток со дня регистрации заявления в отделе (за это время организацией проверяется достоверность поданных сведений и согласуется маршрут);
- получить разрешение после уплаты госпошлины.