Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добавленную стоимость (НДС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.
Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.
Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.
Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.
НДС перечисляется в федеральный бюджет и составляет 50% от всех поступлений по сборам. Деньги расходуются на государственные и национальные цели:
-
социальная политика, образование, оказание медицинских услуг;
-
оборона и защита, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;
-
решение общегосударственных и экономических вопросов;
-
защита экологической обстановки;
-
развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;
-
выплаты национального долга;
-
трансферты в другие бюджеты – дотации, субсидии, субвенции в региональный и местный бюджет.
При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.
Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.
Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).
Ставки таможенного НДС
Ставки таможенной пошлины и НДС отличаются. Ставки таможенного НДС применяются к более широким товарным категориям и регулируются налоговым законодательством РФ (ст. 164 НК РФ). Ставки таможенного НДС года могут принимать три значения: 0% — освобождение от уплаты налога, 10% — льготное налогообложение, 20% — полное налогообложение.
Ставка НДС |
Применение |
Существуют товары, ввоз которых на территорию России освобождается от уплаты налога, для них НДС составит 0 процентов. Прежде чем рассчитывать НДС, нужно узнать, полагается ли для этого товара освобождение от налога и уточнить, под какую таможенную процедуру помещается товар (статья 150, 164 НК РФ, Постановление Правительства № 1042 (ред. от 20.03.2018) Об утверждении перечня медицинских товаров)). Для освобождения от этого налога необходимо предоставить документы, подтверждающие целевое назначение. |
|
0% |
расходные материалы, используемые для научных исследований, не производимые в РФ;
При помещении товаров под таможенные процедуры (статья 151 НК РФ): |
В некоторых случаях, согласно 164 статье НК РФ, ставка НДС составит 10% |
|
10% |
1) Продовольственных товаров:
2) Товаров для детей:
3) Периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
|
20% |
Во всех остальных случаях (п. 3 ст. 164 НК РФ). |
Документация: изменения в 2023 году
Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.
Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.
Ктo в итoгe дoлжeн плaтить НДC?
Нaлoгoвый кoдeкc PФ чeткo paзъяcняeт, ктo плaтит НДC. A имeннo юpидичecкиe лицa и индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, ocyщecтвляющиe кoммepчecкyю дeятeльнocть: пpoдaжa paзнooбpaзнoгo poдa пpoдyкции, oкaзaниe ycлyг, paбoты нa вceй тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. И eщё oднa кaтeгopия лиц, кoтopыe пoдлeжaт yплaтe НДC — импopтepы ввoзящиe тoвapы нa тeppитopию cтpaны.
Нo ecть cyщecтвeнный мoмeнт. Пoкyпaтeль (клиeнт) плaтит пpoдaвцy зa пoкyпки или oкaзaннyю ycлyгy вмecтe c НДC, лoгичнo чтo имeннo oн oплaчивaeт вce oблoжeния нaлoгoм. Иными cлoвaми, вce ктo идyт в цeпoчкe дo «пoтpeбитeля» — этo пpoмeжyтoчныe coбиpaтeли НДC.
НДC caмaя быcтpo paзвивaющaяcя cиcтeмa нaлoгooблoжeния. 3a ocнoвy в пoдcчeтax взятa oбщaя peзyльтaтивнocть пpeдпpинимaтeля и eгo дeятeльнocти, кaк кoнкpeтнoгo нaлoгoплaтeльщикa. A вoт выpyчкa — этo coвмecтныe ycилия вcex пpeдпpинимaтeлeй в кaждoй кoнкpeтнoй цeпoчкe, coздaющeй тoт или инoй тoвap или ycлyгy.
Нaлoг coбиpaeтcя c зaключитeльнoй кoммepчecкoй cдeлки. И вcё-тaки пopoй вoзникaeт oшибoчнoe oблoжeниe cтoимocти
в мнoгoкpaтнoм oбъёмe из-зa нeдoпoнимaний зaкoнa. Имeннo тyт НДC выcтyпaeт coкpaщaющим пoтepи бyфepoм.
Oт нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть пpaктичecки нe yйти, пoэтoмy гocyдapcтвo oкaзывaeтcя в плюce и c пoпoлнeнным бюджeтoм. Кoгдa ктo-тo из yчacтвyющиx в coвepшaeмыx пocлeдoвaтeльныx cдeлкax пo кaкoй-тo пpичинe нe yплaчивaeт НДC, тo нeдocтaющaя cyммa взимaeтcя c тex, ктo идёт cлeдoм зa нe oплaтившим. B пpoтивнoм cлyчae oни (yчacтники цeпoчки) нe cмoгyт пoлyчить вычeты пpeдycмoтpeнныe зaкoнoм.
Дpyгими cлoвaми мoжнo cкaзaть, чтo нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть — этo paзнoвиднocть нaлoгa c пpoдaж, paнee взимaeмый c oбщeй выpyчки пpeдпpиятия. Плaтили eгo eдинopaзoвo, нa зaключитeльнoй cдeлки. To ecть для пpиoбpeтaющeгo этo никaк нe oтличaлocь мeждy coбoй, этo вcё paвнo вeлo к yвeличeнию paзмepa yплaчивaeмoгo взнoca в бюджeт.
Почему используется НДС
Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.
Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.
Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.
Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:
- Япония — вещи для детей;
- Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
- Франция — медицинские товары.
Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.
В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.
Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.
Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.
Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.
К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.
- Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
- Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
История ставок по НДС
Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164 НК РФ):
- 0% — применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при оказании услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);
- 10% — применяется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. Перечень устанавливается постановлениями Правительства РФ;
- 20% — применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п.4 ст.164 НК РФ, при получении предоплаты (аванса) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ) применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.
При принятии закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составляла 28%. Это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране. Льготные ставки в размере 15% были введены для некоторых видов продовольственных товаров.
В начале 1993 года основная ставка была снижена до 20%, а льготная до 10%. Более 10 лет ставки налога оставались на прежнем уровне.
Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).
Лишь в 2004 году основная ставка была снижена до 18%, льготная ставка сохранилась и даже ввели нулевую ставку для некоторых категорий товаров.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18 % до 20 %, в 2019 г. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Год | Основная ставка | Льготные ставки |
1992 | 28% | 15%, 0% |
1993-2003 | 20% | 10%, 0% |
2004-2018 | 18% | 10%, 0% |
2019 | 20% | 10%, 0% |
Что такое безопасная доля вычетов по НДС.
Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:
- Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,
- Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.
Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.
Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.
Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:
- Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.
- Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.
Первый вид НДС, ставка 0%.
1. Первый вид НДС, равный нулевой налоговой ставке, осуществляется при продаже:
— товара, который был вывезен в таможенной процедуре экспорта, товара, который был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с подачей в налоговую соответствующих документов;
— услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, ж/д транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления либо пункт назначения товаров расположен вне России);
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— услуг по перемещаются трубопроводным транспортом природного газа, который поставляется в/из других государств, кроме того, услуг по перевозке (организации перемещения) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки в пределах Росси;
— услуг, которые оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электросети электроэнергии, поставка которой происходит из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы других стран;
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, которые транспортируются через границу России, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и/или пункт назначения, которые расположены вне России;
— работ (услуг) по переработке товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной тер-и;
— услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и/или контейнеров, которые оказываются российскими организациями либо ИП, для совершения перевозки либо перемещения ж/д транспортом используемых товаров либо продуктов переработки с условием, что пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах Российской Федерации;
— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями внутреннего водного транспорта, по отношению к товарам, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта при перевозке (перемещении) товаров в пределах России из пункта отправления до пункта выгрузки либо перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания либо другие типы транспорта;
— работ (услуг), которые конкретно связаны с перевозкой либо перемещением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в процессе перевозки зарубежных товаров от таможенного органа в месте прибытия в Россию до таможенного органа в месте убытия из России;
— услуг по перевозке пассажиров и багажа с соблюдением условия, что пункт отправления либо пункт назначения пассажиров и багажа находятся вне России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
— товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
— драгоценных металлов налогоплательщиками, которые производят их добычу либо производство из лома и отходов, содержащих в себе драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку Российской Федерации, банкам;
— товаров (работ, услуг) для использования иностранными дипломатическими представительствами либо для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре России;
— припасов, которые были вывезены из России. Припасами считаются, в данном случае, топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;
— выполняемых российскими перевозчиками на ж/д транспорте работ (услуг) по перевозке либо перемещению экспортируемых за пределы России товаров и вывозу из России продуктов переработки в пределах Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой либо перемещением работ (услуг);
— построенных судов, которые должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, с условием подачи в налоговые органы необходимых документов.
В соответствии со статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, для применения нулевой процентной ставки налога, необходимо это право подтвердить.
При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения ставки налога в 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы нужно подать такие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России. Если контракты содержат сведения, которые несут в себе государственную тайну, вместо копии подается выписка из контракта, в которой будет предоставлена информация, необходимая для проведения налогового контроля;
2) выписка банка (копия выписки), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который совершил выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России, других территорий, относящиеся к ней;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и/или других документов с отметками пограничных таможенных органов, которые бы подтверждали вывоз товаров из России, других территорий, относящиеся к ней;
5) если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо подать такие документы:
— контракт (копия контракта), который был заключен с резидентом особой экономической зоны;
— копия свидетельства о регистрации лица как резидента особой экономической зоны;
— выписка банка (копия выписки) + копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки;
— таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.
При реализации товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также необходимо предоставить:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным либо агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, который производит поставку товаров на экспорт либо поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России;
3) выписка банка (ее копия), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика либо комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Документы (их копии) должны быть поданы в налоговый орган налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
Если по завершении 180 календарных дней налогоплательщик не подал выше описанные документы (их копии), тогда операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) будут облагаться налогом по ставкам 10 либо 18%.
Если в дальнейшем налогоплательщик подает документы (их копии), которые являются основанием для применения нулевой ставки налога, то уплаченные ранее суммы налога будут возвращены налогоплательщику на его счет.
Низкие ставки НДС применяют такие страны, как Мальта (18%), Люксембург (17%).
Самые низкие ставки установлены в Ливане (10%), Швейцарии (8%), Таиланде (7%), Доминикане (6%) и Сингапуре (5%).
В Аргентине стандартная ставка НДС установлена на уровне 21%.
В Китае 1 мая 2018 г. базовая ставка НДС была снижена с 17% до 16%. Такой же размер НДС в Мексике.
В ЮАР НДС составляет 15%, в Южной Корее и Индонезии — 10%.
В Саудовской Аравии НДС был введен 1 января 2018 г. в размере 5%.
В Индии и Бразилии ставка НДС зависит от категории товара и штата.
Для большинства основных товаров НДС в Индии она составляет 4-5%, в Бразилии в среднем — 17%.
В Австралии, Канаде, США и Японии НДС отсутствует, вместо него действует налог с продаж.
Средняя процентная ставка этого налога в США и Канаде в зависимости от штата составляет 2-15% и 5-6% соответственно, в Австралии — 10%, в Японии — 8%.
При этом многие государства для наиболее значимых с социальной точки зрения отраслей или категорий товаров устанавливают льготные или пониженные ставки.
Так, в Австрии к сельскохозяйственной продукции, туризму и развлекательным отраслям применяется 10%-я ставка налога, в Чехии льготная ставка в размере 15% (по сравнению с базовой в 21%) установлена для общепита.
В Швеции 12% облагаются услуги пассажирского транспорта, в Бельгии ставка 12% установлена на уголь, в Исландии ставка 14% – для услуг отелей.
Примером максимального разграничения налоговых ставок может являться Франция. Стандартная ставка в 20% применяется для обложения товаров и услуг, произведенных и реализуемых на территории страны.
Кроме того, во Франции действуют и повышенные ставки – так, применяется ставка в 33,3%, к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши, например к мехам.
Пониженные ставки 10%, 5,5% и 2,1% действуют для книг, товаров первой необходимости и некоторых медикаментов, отпускаемых по рецепту.
В Дании обложению нулевой ставкой подлежат услуги пассажирского транспорта и финансовые транзакции, а в Финляндии – газеты по подписке.
Режимы налогообложения в РФ 2021 (справочник)
15 января 2021, Елена Позднякова
В этой статье собрана актуальная информация о действующих в 2021 году в РФ налоговых режимах.
- №1
- Самозанятые
- налог на профессиональный доход
Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:
- не платят фиксированные страховые взносы «за себя»;
- не применяют онлайн-кассу;
- не сдают отчетность;
- самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
- платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% — от физлиц;
- Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.
В 2021 году налог на профессиональный доход действует по всей России.
Ограничения для применения НПД:
- только для физических лиц и ИП;
- выручка — до 2 400 000 рублей в год;
- без наемных работников;
- нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
- есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 — подробности далее).
Виды деятельности на НПД:
Конкретного перечня видов деятельности, которые подходят под самозанятых нет. Есть только перечень исключений, а все остальные виды деятельности подходят.
Не вправе применять налоговый режим НПД: 422-ФЗ, статья 4, пункт 2
1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
- 4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
- 5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
- 6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
- 7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей. Не признаются объектом налогообложения доходы: 422-ФЗ, статья 6, пункт 2
- 1) получаемые в рамках трудовых отношений;
- 2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
- 3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
- 4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
- 5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
- 6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;