Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение штрафных санкций по хозяйственным договорам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).
ОСНО: налог на прибыль
При расчете налога на прибыль неустойку и проценты за просрочку включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).
При методе начисления дату признания доходов в виде неустоек и процентов за просрочку определите на дату признания их должником или в день вступления в силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, письма Минфина России от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/2/34843 и от 29 июля 2011 г. № 03-03-06/1/433).
Считается, что должник признал свои обязательства, если он:
- уплатил неустойку, проценты за просрочку (письмо Минфина России от 19 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/9336);
- прислал письменное согласие исполнить требование по платежу. Например, письмо или акт сверки задолженностей (письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189). Либо если должник не направил свои возражения в ответ на требование об уплате санкций (письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/2/5).
При кассовом методе неустойку и проценты за просрочку включите в состав доходов в тот момент, когда они фактически получены (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Данный метод имеет основное преимущество: при использовании 99 бухсчета не возникает разницы между данными бухгалтерского учета и сформированной отчетностью. Иными словами, 99 бухсчет не участвует в определении размера налогооблагаемой базы. Следовательно, отражение сумм начисленной неустойки, пени (Н/П) на сч. 99 не приведет к искажению учетной информации.
При формировании записей, как списать пени по налогам, проводки составляются следующим образом: 99 счет дебетуется и одновременно кредитуется сч. 68 по соответствующему субсчету:
- 68.1 — если пени начислили по НДФЛ;
- 68.2 — просрочен платеж по НДС;
- 68.4 — налог на прибыль организацией был уплачен с опозданием, и ФНС выставила неустойку.
Если Н/П была выставлена за несвоевременную уплату страховых взносов, то начисление проводится по 69 бухсчету.
Неустойка: понятие, виды, правила взимания
Заключая хоздоговор о сотрудничестве, каждый из партнеров рассчитывает, что его контрагент выполнит свои обязанности качественно и в срок. К сожалению, это происходит не всегда. Законодательство РФ предусматривает несколько способов обеспечения выполнения хозяйственных договоренностей (ст. 329 ГК РФ). Один из них — неустойка (ст. 330 ГК РФ), которая может быть в виде:
- Штрафа — фиксированной суммы, взыскиваемой за несоблюдение условий хоздоговора одним из партнеров. При этом длительность нарушения здесь неважна. Штраф может устанавливаться не только в фиксированной величине, но и в процентах.
- Пени, начисляемой непрерывно нарастающим итогом до момента выполнения нарушенных обязательств. Для того чтобы обеспечить эту непрерывность, нужно зафиксировать период, за который пеня рассчитывается. Иначе впоследствии ее нетрудно будет переквалифицировать в единоразово взимаемый штраф, что может быть крайне невыгодно кредитору.
О соотношении понятий «пени» и «неустойка» читайте в статье «Пени и неустойка — в чем разница?».
А о том, какие существуют основания для уменьшения неустойки, расскажет эта публикация.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы отразили расходы на штрафы и пени по договорам в налоговом учете при определении величины прибыли. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Отражение неустойки в плане счетов
Неустойка должна быть отражена в доходах или расходах на момент признания сумм должником, а затем оплачена. Счет учета – 91.
При нарушении законодательства юрлицо-нарушитель на ОСНО учитывает неустойку в составе внереализационных доходов согласно статье 265 Налогового кодекса РФ. Получение штрафных сумм юрлицом в качестве пострадавшей стороны отражается как внереализационный доход согласно 250 статье НК.
Если применяется упрощенная система налогообложения, получатель неустойки включает полученные суммы в состав внереализационных доходов, а вот плательщик неустойки не может отразить признанные суммы штрафов и пени как расходы согласно статье 346, поскольку в закрытый перечень расходов на упрощенке эти позиции не включены.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Имейте в виду, что пояснения в любом случае придется дать, если:
-
в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;
-
налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;
- в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 8.9, 12 ст. 88 НК РФ.
Уголовная ответственность
Преступлением считается неисполнение возложенных обязанностей налогового агента в личных интересах. Виды этого преступления включают:
-
неисчисление суммы налога;
-
неудержание средств с налогоплательщика;
-
неперечисление платежей в бюджет.
По закону любое из этих деяний может признаваться налоговым правонарушением. Но неисполнение обязанностей налогового агента образует состав преступления, если оно:
-
совершено в корыстных целях;
-
есть прямой умысел виновных лиц;
-
связано с присваиванием денежных средств в свою пользу и/или в пользу третьих лиц;
-
совершено в крупном или особо крупном размере.
Какое предусмотрено наказание по УК
Наказание за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) установлено следующее:
-
штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
-
штрафные санкции в сумме зарплаты от 1-го года до 2-х лет;
-
принудительные работы до 2-х лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;
-
арест до полугода;
-
лишение свободы до 2-х лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности.
Выбор конкретного вида осуществляется судом при определении фактических обстоятельств дела.
При особо крупном размере:
-
штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты от 2-х до 5-ти лет;
-
принудительные работы до 5-ти лет и возможное лишение права занимать определенные должности до 3-х лет;
Также предусмотрено лишение свободы до 6-ти лет и возможный запрет на 3 года занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью.
Освобождение от уголовного наказания возможно, если:
-
виновный совершил преступление впервые;
-
налоговым агентом погашена вся сумма недоимки и пени;
-
полностью уплачен причитающийся по НК РФ штраф.
Коротко о правовых нормах
Приведем положения ст. 93.1 НК РФ, которые должны знать все налогоплательщики. Любой из них имеет поставщиков и покупателей, а значит, не застрахован от получения требования о представлении документов, запрошенных налоговиками в рамках проверок его контрагентов.
В соответствии с п. 1 названной статьи налоговые органы вправе истребовать у любого лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Запросить необходимые сведения ревизоры могут как в процессе камеральных или выездных проверок контрагентов, так и после их окончания в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Лицо, располагающее документами о проверяемом налогоплательщике, в силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ обязано исполнить требование инспекции в течение пяти рабочих дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган об отсутствии запрошенных документов. Если документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, проверяющие вправе продлить его по ходатайству указанного лица.
Документы по требованию направляются в ИФНС с учетом положений п. п. 2, 5 ст. 93 НК РФ, в соответствии с которыми такие документы могут быть представлены налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Документы на бумажном носителе передаются в инспекцию в виде заверенных копий, а в электронной форме — по установленным форматам. При этом контролеры не вправе запросить у исполнителя требования документы, которые ранее представлялись им в ходе камеральных или выездных налоговых проверок его деятельности.
Пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ установлена ответственность за неисполнение требования налоговиков. Согласно этой норме права за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (информации) или несвоевременное их представление в ИФНС лицо, у которого они были истребованы, подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.
В данной статье указано: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Статьи, что регламентируют обязанности сотрудников
Трудовой кодекс – это целая сводка различных правил и предписаний. Но есть особенности, которые являются обязательными, чтобы оставаться на работе, и если зафиксирован факт их невыполнения, могут быть проблемы.В 81 статье каждый пункт рассматривает какие-то свои нюансы.Начало формыКонец формы
В первом пункте описаны основания, согласно которым наниматель может уволить сотрудника, не справляющегося с работой. В пятом пункте указывается, что работника могут уволить, если у него уже есть взыскание, но он продолжает игнорировать свои обязанности. А в шестом пункте описывается, какие действия предпринять, если работником было выполнено нарушение, но, несмотря на единичность такого события, оно было грубым.
Для привлечения работника к ответственности, нужно чтобы его ознакомили с инструкцией. Иначе добиться желаемого не получится. Если же все условия выполнены, нужно соблюдать порядок увольнения по статье и выяснить, какая обязанность ему не по плечу. В этом помогут докладные записки.
Также имеется статья, позволяющая добиться максимального взыскания за невыполнение служебных обязательств – под номером 194. Согласно ей, максимальное дисциплинарное взыскание из-за невыполнения должностных обязанностей составляет год, и по истечению этого периода взыскание будет считаться погашенным. Но руководитель может снять взыскание досрочно, если напишет соответствующий приказ.
Последовательность действий руководителя
Дисциплинарное взыскание может повлиять на дальнейшую судьбу работника приблизительно год. Если за этот период у него не появится новое взыскание, считается, что старое аннулируется. Начальство может само снять взыскание до того, как пройдет год от даты его внесения. Если же начальник планирует уволить работника, ему следует придерживаться определенной последовательности действий.
Сначала происходит фиксация факта невыполнения – сотрудник совершил какое-то нарушение или не справляется со своими профессиональными обязанностями. Это должно быть закреплено соответствующим актом, а к нему прикрепляются все документы, подтверждающие информацию, указанную в акте.
У работника запрашивают объяснительную, по поводу неисполнения им должностной обязанности. Объяснительная должна быть представлена в письменном виде, как и требование её предоставить. Это не указано в законе, но является полезным фактором, если возникнет трудовой спор и нужно будет доказать соблюдение процедуры. Уведомление должно быть представлено в двух экземплярах, поскольку одна копия должна остаться у работодателя, а вторая отправиться работнику. При этом сотрудник пишет дату когда увидел документ и свой автограф на экземпляре начальства.
Когда объяснительнаязаписка о невыполнении должностных обязанностей будет доставлена руководителю, информация будет зарегистрирована работодателем в специальном журнале. Если же работник не предоставил объяснительную записку в течение двух дней с момента получения запроса, работодатель должен составить акт. В нем указывается, что сотрудник проигнорировал требование. Отсутствие объяснительной не является причиной для невозможности отстранения работника. Если есть докладная, сотрудника смогут привлечь к ответственности.
Если объяснительная есть, причина, которая объясняет невыполнение должностной обязанности, должна быть уважительной. Работодатель должен это проверить. Также учитываются такие факторы, как тяжесть проступка, насколько в нем присутствует вина работника, при каких обстоятельствах было совершено правонарушение, и как себя вел работник ранее.
Дальше следует проверить сроки применения дисциплинарного взыскания. Применить меры можно в течение месяца с момента обнаружения проступка (момента, когда поступила докладная). Но не учитывается время, когда работник болел, находился в отпуске или дело рассматривали представительные органы работника. Отсчет начинается с момента, когда о нарушении стало кому-то известно, неважно может ли этот человек проводить дисциплинарное взыскание. Максимальный срок, в течение которого можно требовать взыскания, составляет 6 месяцев, даже с учетом времени, что исключается из отсчета. Если проводится хозяйственная ревизия, сроки продлеваются до 2 лет. Если эти сроки будут нарушены, есть высокая вероятность, что уволенного сотрудника восстановят в должности вне зависимости того, нарушил он что-то или нет.
Если работнику все же нужно организовать увольнение и у него проблемы с невыполнением обязанностей, следует проверить, не входит ли он в категорию людей, которые не могут быть подвержены увольнению. Например, уволить нельзя беременную женщину. Но и здесь есть исключения – если компания проходит этап ликвидации.
Когда никаких препятствий нет, выдается приказ о прекращении действия трудового договора. Работник знакомится с рассматриваемым договором под подпись. Иногда сотрудники не могут ознакомиться с документом, потому об этом нужно поставить соответствующую отметку. А если увольняемый отказывается ставить подпись, нужно составить специальный акт.
Последний шаг – внесение соответствующей записи в трудовую книжку. В ней нужно указать по какой причине договор расторгнут и дать ссылку на нормы закона. В п. 5.3 подробно описана инструкция того, как заполнять трудовую книжку. Условия утверждены постановлением Министерства труда РФ от 10.10.2003 №69.
Запись за невыполнение должностных обязанностей статья, внесенная в трудовую книгу, выглядит следующим образом:
№ записи | Дата | Информация о приеме на работу, переводу на другие постоянные рабочие места, квалификациях, увольнениях (указываются причины и ссылки на статьи, пункты закона) | Название, даты и номера документов, на основании которых вносятся записи | ||
число | месяц | год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
… | … | … | … | … | … |
6 | 15 | 08 | 2014 | Трудовой договор расторгается по причине | Приказ |
неоднократного неисполнения | от 15.08.2014 № 5-у | ||||
трудовых обязательностей без уважительных причин | |||||
, п. 5 ч. 1 ст. 81 | |||||
Трудовой кодекс Российской Федерации | |||||
Секретарь Морозова | |||||
М. П. |
Исполнение обязанности по уплате налога или сбора означает соблюдение налогоплательщиком или плательщиком сборов определенных условий. Обязанность по уплате налога или сбора должна быть выполнена налогоплательщиком или плательщиком сборов:
– самостоятельно (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах);
– в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно;
– в наличной или безналичной форме;
– в валюте РФ.
Правила исполнения плательщиком сбора обязанности по уплате сбора совпадают с правилами исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога или сбора производится:
– разовой уплатой всей суммы налога;
– в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК применительно к каждому налогу.
НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу– авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Момент исполнения обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента;
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Налог не признается уплаченным в случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Последствия неисполнения обязанности по уплате налога или сбора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для:
1) направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора);
2) применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, в том числе:
– взыскания налога (сбора) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке;
– взыскания налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика.
В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 НК).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:
– предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;
– погашения недоимки по иным налогам и сборам;
– погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.
С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Зачет или возврат производятся в валюте РФ.
Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.
В случае если возврат излишне уплаченной суммы осуществляется налоговым органом с нарушением установленных НК сроков, на невозвращенную в установленный срок сумму начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата.