Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие активы признаются нематериальными?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объекты не учитывайте в составе нематериальных активов. Стандартом правила учета для них не определены. Минфин указал, что по таким объектам нужно сразу признавать в учете расходы текущего периода по счету 0 401 20 226.
Счет 10408 «Амортизация нематериальных активов»
Продолжение
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Признаны текущие расходы в сумме амортизации нематериальных активов, начисленной в отчетном периоде в рамках бюджетной деятельности |
140101271 |
110408410 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
6 |
Признаны текущие расходы в сумме амортизации нематериальных активов, начисленной в отчетном периоде в рамках деятельности, приносящей доход |
210604340 |
210408410 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
7 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при выбытии объектов нематериальных активов |
1(2) 10408420 |
1(2) 10201420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
8 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, а также при централизованных поставках |
130404320 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
9 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений бюджетов разных уровней |
140101151 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
10 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от наднациональных организаций и правительств иностранных государств |
140101152 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
11 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций |
140101180 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
12 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов |
110408420 |
130404320 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
13 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям |
110408420 |
140101241 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
14 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями (за исключением государственных и муниципальных организаций) |
110408420 |
140101242 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
15 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов учреждения бюджетам других уровней |
110408420 |
140101251 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
16 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов международным организациям |
110400410 |
1040101253 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
17 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма дооценки амортизации объектов нематериальных активов, накопленной на дату переоценки |
1(2) 40103000 |
1(2) 10408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
18 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма уценки амортизации объектов нематериальных активов, накопленной на дату переоценки |
1(2) 10408420 |
1(2) 40103000 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
Новые понятия и обновленные термины
ФСБУ 14/2022 вводит понятие «лимит стоимости НМА». Это новшество для отечественного бухучета – в действующих правилах такого нет. Компания устанавливает лимит сама и прописывает в учетной политике. Если стоимость единицы актива ниже этого предела, на балансе в качестве НМА такой актив не учитывается.
Пример
Компания ООО «Пластиковые и металлические конструкции» применяет новый ФСБУ 14/2022. В ее учетной политике с учетом существенности информации установлен лимит стоимости НМА в размере 120 000 руб.
Компания приобрела исключительные права на компьютерную программу за 115 000 руб. Затраты сразу списала в расходы периода, так как стоимость программы оказалась ниже лимита. Учет программы бухгалтерия компании будет вести на забалансовом счете.
Регулирование, понятие и оценка нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) составляют хозяйственные средства длительного срока использования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной (физической) формы. При принятии к бюджетному бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение ряда условий (п. 23 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, далее — Инструкция N 25н):
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
- не предполагается последующей перепродажи данного имущества;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, отвечающие всем перечисленным признакам.
Гражданский кодекс РФ (ст. 138) определяет интеллектуальную собственность как исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания), которые и подлежат отражению в бухгалтерском учете правообладателя в качестве нематериального актива.
В настоящее время понятие «объект интеллектуальной собственности» определен рядом нормативных документов: Патентным законом РФ, Законами РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Приказом Роспатента от 19.08.1999 N 141 «Об утверждении Рекомендаций по соотношению правовой охраны промышленных образцов с правовой охраной товарных знаков» и др.
Обратите внимание на очень важный момент: нематериальный актив — прежде всего это право (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности), а именно:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
Ряд учетных объектов, близких к НМА, и затрат, результатом которых предполагалось создание объектов нематериальных активов, не относятся к последним в силу определенных причин.
Это (Инструкция N 25н, п. 23):
- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.
Переоценка нематериальных активов
Изменение первоначальной стоимости объектов НМА производится лишь в случаях модернизации и переоценки объектов НМА.
Учреждения проводят переоценку стоимости объектов НМА по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.
Порядок проведения переоценки НМА бюджетных учреждений разработан в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 N 1611-р (в ред. Приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата от 02.10.2006 N 139).
В результате переоценки указанных активов их первоначальная стоимость преобразуется в восстановительную стоимость, (первоначальная стоимость, скорректированная до рыночных цен). Таким образом, восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить, если бы учреждение приобрело аналогичные объекты, на дату переоценки.
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов НМА подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Они не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (Инструкция N 25н, п. 24).
Условия отнесения актива к НМА
При отсутствии хотя бы одной из перечисленных выше характеристик (обособленность от других активов, нематериальная форма, долгий срок использования, выгода от применения) объект не может считаться нематериальным активом.
Учет имущества казны осуществляется на счетах:
-
0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);
-
0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).
Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;
-
2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;
-
I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;
-
5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».
Понятие нематериальных активов
Для НМА выполняются следующие основные правила:
- они предназначены для длительного использования свыше 1 года;
- не предназначены для продажи;
- должны приносить экономическую выгоду;
- стоимость объектов может быть достоверно определена.
Регулируется бухгалтерский учет нематериальных активов ПБУ 14/2007.
К нематериальным активам относятся исключительное право на:
- программы ЭВМ, базы данных;
- изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- топологию интегральных микросхем;
- селекционные достижения;
- ноу-хау, так называемые, секреты производства;
- товарные знаки;
- фирменные наименования;
- коммерческие обозначения;
- деловая репутация организации.
Право организации на владение нематериальным активом и его использование должно быть документально правильно подтверждено.
В качестве подтверждающих документов могут выступать:
- свидетельства;
- патенты;
- договор об отчуждении исключительного права;
- лицензионный договор.
Объект НМА принимается к учету на основании акта приема-передачи. На каждый, принятый к учету объект нематериальных активов заполняется карточка учета форма НМА-1.
Если НМА создается в учреждении, то в первоначальную стоимость имущества следует включать:
- Оплату труда работников, участвующих в создании объекта. Обратите внимание, что учитывается не только начисленная заработная плата, но и страховые взносы и прочие отчисления с оплаты труда.
- Затраты по оплате работ, услуг, товаров, приобретаемых для создания НМА. В том числе по договорам авторского заказа или договорам ГПХ.
- Траты учреждения на обслуживание, ремонт и эксплуатацию оборудования, используемого в создании нематериальной собственности.
- Иные категории трат организации.
Недопустимо включать в первоначальную стоимость следующие расходы:
- Общехозяйственные расходы, кроме затрат, непосредственно связанных с разработкой НМА.
- Затраты организации на научно-исследовательские, технологические и опытно-конструкторские работы прошлых отчетных периодов, которые уже были признаны доходами, расходами.
- Траты, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий, принимаемых в состав НФА учреждения только по результатам технологических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Затраты относите на бухгалтерский счет 0 106 00 000 в аналогичном порядке.
На что распространяется и не распространяется стандарт
Согласно документу, к нематериальным активам можно отнести:
- результаты интеллектуальной деятельности;
- средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
- разрешения и лицензии на ведение отдельных видов деятельности.
Не распространяется стандарт на:
- финансовые вложения;
- результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретённые, созданные или находящиеся в процессе создания для продажи в ходе обычной деятельности организации;
- права пользования активом, возникающие из договора аренды;
- поисковые активы;
- созданные своими силами средства индивидуализации — фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.;
- интеллектуальные и деловые качества персонала, его квалификация и способность к труду;
- информация о покупателях и иных контрагентах, созданная собственными силами организации;
- материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в случае, когда организацией принято решение об их отдельном от объекта нематериальных активов учёте.
Какую информацию раскрывать в отчётности
В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:
- балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
- балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
- данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
- результат от списания за отчётный период;
- результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
- результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
- результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
- сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
- балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
- способы оценки по группам;
- элементы амортизации и их изменения;
- наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
- величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
Особо ценное движимое имущество казенного учреждения что относится
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.
3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Передача, списание имущества
Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.
При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:
- До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
- На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
- В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
- Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)
Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:
Группа счетов | Наименование |
0 103 10 000 | Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения |
0 103 30 000 | Непроизводственные активы — иное движимое имущество |
0 103 90 000 | Непроизводственные активы — в составе имущества концедента |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)
В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» | 296 (с 1 января 2023 года) |
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» | 227 (с 1 января 2023 года) |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» | 228 (с 1 января 2023 года) |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 (с 1 января 2023 года) |