Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.

Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:

  • Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
    • ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
    • ИФНС РФ межрайонного уровня.
  • ФНС России будет вышестоящим органом для:
    • Управлений ФНС РФ по субъектам;
    • Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
    • Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.

Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.

Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.

Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:

  • Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
  • Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
  • Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
  • Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
  • Требование заявителя;
  • Указание на способ получения ответа на жалобу.

Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Когда необходимо прибегать к досудебному урегулированию налоговых споров

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке. И только если это не получилось, нужно обращаться в суд. В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу. Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.
Читайте также:  Консульский сбор США 2022: условия, порядок и способы оплаты

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования

ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.

При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.

А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?

Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.

Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.

По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.

Часть 2. Квалифицированная юридическая помощь и роль адвоката в налоговом споре

Для меня дело началось (точнее сказать — закрутилось) в марте 2018 года. Позвонил один товарищ, хорошо известный в определенных кругах, и попросил помочь другому товарищу — руководителю организации-налогоплательщика, дав соответствующие рекомендации.

Соглашение об оказании юридической помощи мы заключили 12 марта 2018 года, когда «боевые действия» хоть и были в своей финальной стадии, но еще не закончились.

Подписали, и тут же звонок директору на сотовый телефон с требованием к завтрашнему дню явиться в инспекцию.

Он ко мне — «ехать?»

Я ему — «а зачем?»

«Ну как зачем — требует явиться лично директора, получить какое-то там извещение.»

Я ему — «так я сам получу, мы же оформились, есть доверенность, я представитель. Чего туда ездить? Мне за это платят, мне и кататься, да и то, только есть основания и повод.»

Директор, решив вначале политически «пробить ситуацию», переключил «решение вопроса» на главного бухгалтера.

Я решил понаблюдать, оценить масштаб «взаимодействия» проверяющих с налогоплательщиком.

Главбух звонит в инспекцию, говорит, так мол и так — приедет юрист. Я ее негромко корректирую — «не юрист, а представитель» (чуть растягивая последнее слово).

Инспектор в повышенные тона — «только сам руководитель лично».

5-6 (а то и 10-15) звонков/перезвонов с заезженной пластинкой. В итоге, руководитель проверяющей группы «ломается» — «ну хорошо! но пусть ваш представитель возьмет документы, подтверждающие невозможность явки руководителя лично.»

???

«Какие такие документы?»

«Давайте командировочное удостоверение.»

Тут я вижу огромное облегчение на лице главного бухгалтера и чувствую, что она собралась делать командировочное, собравшись, таким образом, реализовать принцип «И волки сыты и овцы целы»

Ситуацию нужно было срочно кардинально менять.

Сказав ей, чтобы передала проверяющим мои контакты, убедив, что без официального уведомления, полученного хотя-бы по ТКС, в инспекцию ехать не нужно, стали ждать.

Ситуация осложнялась еще немного тем, что 14 марта в инспекции был один из бухгалтеров налогоплательщика, забиравшая ксерокопии материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Ему попытались «всучить» извещение под роспись, но бухгалтер, получивший по телефону инструкции, вежливо парировала, что на «подписание такого извещения у нее нет полномочий».

Шум, гам, плеск, вопли про доверенность, но в заложники брать не стали — бухгалтер благополучно покинула территорию инспекции.

14 марта примерно в 17.40 по ТКС пришло извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенное на 15 марта в 14.30.

Главный бухгалтер удивилась — за все время проверки налоговый орган первый раз воспользовался ТКС.

До этого времени она свято верила, что телефонный звонок — это самое, что ни на есть надлежащее уведомление. Шутка ли — сотовый ведь.

Читайте также:  Как можно получить гражданство США?

В голове у меня отчетливо звучали две мысли:

«Но какое 15 марта могло быть рассмотрение, если мы заключили соглашение только 12 марта?

Чем крыть фискальную кашу?»

Подготовили и отправили ходатайство о переносе сроков рассмотрения на 19.03.2018 в 15:00, в качестве причины указали позднее получение извещения.

Ведь нужно было время, время, хоть какое-то время.

Руководитель проверяющей группы звонит (видимо «принципиально» — не мне, а главному бухгалтеру) и ультимативно заявляет — напишите в качестве причины командировку руководителя, приложите командировочное удостоверение и будет вам счастье — перенесем.

Главбух опять по-леопольдовски за старое, но нет — ничего не меняем, ждем.

15.03.2018 приходит долгожданное извещение — налогоплательщика ждут 19.03.2018 к 15:00.

Ну вот, процесс начал менять свое русло.

Налоговые споры: досудебное урегулирование

В Налоговом Кодексе РФ подробно прописан порядок досудебного урегулирования налоговых споров, если они вызваны решениями ФНС по камеральным и выездным налоговым проверкам. Сейчас налогоплательщики, не согласные с этими решениями, не могут сразу обратиться в суд. Предварительно они должны подать жалобу на неправомерные действия инспектора в вышестоящий налоговый орган.

В чем обычно нарушаются права налогоплательщика:

  • Нарушаются сроки исчисления налогов;
  • Предъявляются неправомерные требования об уплате налогов;
  • Инспектор отказывается предоставлять налоговые вычеты;
  • Вам отказывают в возврате излишне уплаченного налога;
  • Неправомерно вынесено решение об аресте банковского счета.

Процедура досудебного обжалования дает возможность руководству ФНС тщательно проверить правомерность вынесенных решений и восстановить справедливость, не обращаясь в судебные инстанции.

Этапы досудебного разрешения налогового спора:

  • Изучение всех материалов налоговой проверки в ФНС по месту регистрации налогоплательщика
  • Досудебное разрешение налогового спора в УФМС.
  • Процедура оспаривания решения ФНС, по закону вступившего в силу

Налогоплательщик подает апелляционную жалобу в ФМС, принявшую спорное решение. Жалоба передается в УФНС вместе с материалами дела течение 3-х рабочих дней. На время ее рассмотрения решение по результатам налоговой проверки не вступает в силу и не производится принудительное доначисление сумм взыскания.

Апелляционная жалоба может быть подана, когда принято, но не вступило в законную силу решение ФНС по результатам проведенных камеральных и выездных налоговых проверок.

Преимущества досудебного урегулирования:

  • более доступный и понятный порядок обжалования;
  • установлены максимальные сроки для рассмотрения апелляционной жалобы: не более 2-х мес;
  • решение по жалобе исполняется в короткие сроки;
  • налогоплательщик при обращении в УФМС не платит госпошлину и не оплачивает услуги адвоката.

Нормативные документы и предмет обжалования

Помимо законодательных норм Налогового кодекса (ст. ст. 101.2, 138 — 141), устанавливающих досудебный порядок урегулирования налоговых споров, актуален Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент).

Утвержден Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290.

Во вводной части данного документа указано, какие жалобы могут рассматривать налоговики в досудебном порядке. В частности, к таковым относятся жалобы:

  • налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении ККТ и работы с денежной наличностью;
  • налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
  • физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В свою очередь, в разд. VII НК РФ различаются два вида документов, которыми налогоплательщики могут апеллировать в рассматриваемой ситуации, — это жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица и апелляционная жалоба. Причем согласно ст. ст. 101, 101.2, 139 НК РФ последняя может подаваться только на два вида решений налогового органа, не вступивших в законную силу:

  • на решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • на решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

В п. 3.1 Регламента четко прописаны случаи, когда налоговики могут отказать налогоплательщикам в рассмотрении жалобы. К таковым, в частности, относятся:

  • пропуск срока подачи жалобы в соответствии со ст. 139 НК РФ;
  • отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • наличие документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
  • получение налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе;
  • подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26 — 29 НК РФ).

Следует отметить, что положения Регламента в данной части не полностью соответствуют нормам Налогового кодекса. Вместе с тем данный документ является обязательным для исполнения налоговыми органами. В связи с этим на практике иногда возникают конфликтные ситуации, для разрешения которых приходится обращаться в судебные инстанции.

Рассмотрим последний пункт (о полномочиях представителя налогоплательщика) поподробнее.

Пункт 1 ст. 26 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя, действия которого должны быть подтверждены документально (п. 3 данной статьи). В свою очередь, под уполномоченным представителем следует понимать физическое или юридическое лицо, действующее в интересах налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ). Причем если речь заходит об уполномоченном представителе индивидуального предпринимателя, то доверенность должна быть заверена нотариально (см. также Письмо Минфина России от 23.01.2008 N 03-02-08/2).

Читайте также:  Хочешь начать? Вот 35 идей о пассивном доходе:

Досудебное урегулирование налоговых споров

До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.

Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.

Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.

Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?

Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.

Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?

Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.

Преимущества досудебного разрешения налоговых споров

Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,

  • пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
  • оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
  • плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
  • решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
  • финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.

Порядок проведения претензионной досудебной работы

Как правило под досудебным порядком урегулированием спора подразумевается претензионная досудебная работа, основанная на составлении и направлении претензий по существу спора, с использованием документации, подтверждающей наличие проблемы.

Кроме того, помимо претензионной досудебной работы, данная процедура может включать в себя и согласительные процедуры, например, проведение переговоров, подписание соглашений, обжалование решений в вышестоящие инстанции.

В первом случае спор урегулируется путем проведения переговоров с участием посредника, в ходе которых достигаются оптимальные условия примирения, устраивающие обе стороны. При этоп направления досудебной претензии как правило опускается, а компромисс достигается путем подписания соглашения.

Во втором случае, переговоров как правило не бывает, так как стороны заведомо знают, что достичь согласия путем проведения переговоров не получится. В данном случае разрабатываются и направляются претензии, ответы на которые фиксируются для дальнейшей подачи искового заявления.

Досудебная претензия составляется, как правило, в произвольной форме.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...