Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого года начисляется накопительная пенсия: периоды выплат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время законом ФЗ №242 предусмотрено несколько вариантов выплаты накопительной пенсии тем, кто получает право на пенсионное обеспечение по возрасту или в силу иных причин. Каждый из них имеет свои особенности.
Накопительная пенсия как эксперимент
Инвестиционная пенсия в России была введена в качестве эксперимента. В чем состоит ее суть и идея?
- Лицевой счет будущего пенсионера находится не в ПФР, а в НПФ или УК. Неправительственном пенсионном фонде или управляющей компании, соответственно
- Счет не накопительный, а инвестиционный. То есть, находящиеся на нем средства используются для финансирования перспективных проектов и активно прирастают.
- К моменту выхода на пенсию на лицевом счете гражданина оказывается уже не сумма, составленная из ежемесячных отчислений, которые работодатель вносит в ПФР по закону. Она значительно больше, поскольку грамотные инвестиции, как известно, приносят значительную прибыль (в отличие от процентов банковских вкладов, которые чаще всего лишь компенсируют уровень текущей инфляции).
- Идея состоит в том, что после окончания рабочей деятельности гражданин может получать ежемесячные выплаты, сопоставимые с его прежней зарплатой. То есть, привычный уровень жизни перестанет неизбежно падать после выхода человека на пенсию.
Как выплачивают накопительную пенсию
1. Единовременные выплаты
То есть, снятие всех средств, накопленных на счете, полностью. Это могут сделать не все, кто хочет, а лишь некоторые категории граждан. А именно:
- Получившие пенсию по инвалидности, но не получающие пенсию по старости
- Вышедшие на пенсию по возрасту без стажа, необходимого для получения трудовой пенсии
- Обладатели минимальной накопительной части (менее 5% от трудовой пенсии). В эту категорию попадают граждане, рожденные до 1967 года, за которых работодатель платил накопительную часть пенсии в 2002-2004 году. Впоследствии у людей такого возраста перестали принимать накопительную часть. На их счетах в данный момент находится в среднем около 5000 рублей. Данную сумму можно получить всю сразу.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
История Пенсионного Фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.
Новая кредитно-финансовая организация была создана для выполнения возложенных на нее задач в связи с принятием 20 ноября 1990 года федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР.
Новым пенсионным законом России были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.
В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.
В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.
Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.
Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.
В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.
Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.
Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.
Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.
В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.
Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.
С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.
В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.
Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.
В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.
В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.
Изменения в законодательстве по персонифицированному учету
Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.
Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.
Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:
Посмотреть примеры заполнения формы СЗВ-ТД в различных ситуациях можно в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходи в Типовую ситуацию.
Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.
Что такое НПФ и для чего он нужен
Как уже было отмечено, управляющие компании занимаются инвестированием пенсионных накоплений. Между ними и будущим пенсионером стоит страховщик — ПФР или НПФ.
Страховщик является прослойкой, которая выступает гарантом, формирует, а потом выплачивает накопительную пенсию. Формировать — значит принимать взносы, учитывать и передавать пенсионные накопления в управление УК.
Возникает вопрос, для чего нужны НПФ, раз есть ПФР, который может формировать накопительную пенсию. Объясняется это тем, что НПФ имеет несколько отличительных характеристик:
Выбрать НПФ — сохранить взносы на накопительный компонент. До конца 2015 года человек мог сам решить судьбу страховых взносов:
Те, кто остался «молчуном», по умолчанию выбрали направлять все 22% на страховую пенсию. После разморозки для них ничего не изменится — накопительная пенсия уже никогда не будет расти за счет взносов работодателя.
Чтобы сохранить взносы 6% на накопительную и 16% на страховую пенсию, нужно было распорядиться накопительной — выбрать УК или НПФ. До 2016 года это была важная причина, чтобы перейти в НПФ. Сейчас это уже неактуально.
Если в 2023 году власти не станут продлевать мораторий на накопительную пенсию, у клиентов НПФ, распорядившихся пенсией до 2016 года, она снова будет расти за счет работодателя, а у клиентов ПФР — нет.
Лучшие НПФ зарабатывают больше ПФР. Деньги молчунов инвестирует УК ВЭБ. Ее средняя доходность за 2011—2019 годы — 7,7% годовых. Семерка лучших НПФ показала за тот же период доходность от 7,9% до 9,7%. Разница кажется небольшой, но на длительном отрезке заметна, а пенсионные накопления всегда подразумевают длительный отрезок.
Таким образом, если с пенсионными накоплениями ничего не делать и они остаются в распоряжении ПФР, «молчун» может потерять около 3000 Р от ежемесячной будущей пенсии. Если же он не доживет до пенсионного возраста, его правопреемники получат примерно на 700 000 Р меньше, чем в случае, если бы пенсионными накоплениями распоряжался один из лучших по доходности НПФ.
Пенсионное обеспечение в современной России
По источнику финансирования российская пенсия бывает двух видов:
-
страховая пенсия — выплачивается за счет денежных средств Пенсионного фонда РФ. Начисление и выплата регулируется законом 400-ФЗ о страховых пенсиях от 28 декабря 2013 г. Право на пенсию россиянам обеспечивает уплата страховых взносов;
-
государственная пенсия — начисляется и выплачивается за счет бюджетных средств согласно закону 166-ФЗ о пенсиях, принятому 15.12.2001 г.
В зависимости от основания назначения страховой пенсии различают три ее вида:
- по старости;
- по потере кормильца;
- по инвалидности.
Пенсия по инвалидности и потере кормильца
Размер ежемесячной пенсии по инвалидности рассчитывается по той же формуле, что и пенсии по старости, но размер фиксированной выплаты в этом случае другой.
Размер пенсии по потере умершего (погибшего) кормильца определяется по формуле:
P = K / (M * O) / S + B, где
- P — сумма пенсии,
- K — пенсионный капитал кормильца по состоянию на дату смерти,
- M — количество месяцев ожидаемого периода предоставления полагающейся пенсии по старости,
- O — отношение продолжительности страхового стажа кормильца на дату смерти к 180 месяцам,
- S — количество неработоспособных членов семьи кормильца,
- B — базовый размер пенсии по невосполнимой потере кормильца.
Процент отчисления в пенсионный фонд в 2021 году
190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.
В последующие годы «Устав…» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.
Данная часть пенсии начисляется каждому человеку, имеющему право на страховую пенсию по возрасту. С какого возраста или года рождения она будет начисляться — прописано в законодательства РФ.
О единоразовой выплате из накопительной части пенсии рассказано в отдельной статье.
Величина пенсии определяется из суммы пенсионных накоплений на момент оформления. Это значение делится на число месяцев периода выплаты (по состоянию на 2018 год этот период составляет 246 месяцев). Выплачивается она пожизненно.
В случае, если человек обращается позже возникновения права на данный вид пенсии, то ожидаемый период выплаты сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, истекший со дня приобретения права на назначение. Но при этом он не должен быть меньше, чем 168 месяцев.
Ее могут получать граждане, родившиеся в 1967 г. и моложе. Попадают под накопительную пенсию также мужчины 1953-1966 и женщины 1957-1966 года рождения, если в период с 2002 по 2004 года их работодателями выплачивались страховые взносы.
Таким образом, в государстве принимаются меры по улучшению и стабилизации системы социального обеспечения населения. Но на сегодняшний день реформирование системы не закончено, и по-прежнему существует ряд проблем.
На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.
Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.
Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.
Отчисления в Пенсионный Фонд — сколько снимают с зарплаты
На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.
Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.
- коррупция
- финансы
- авторское право
- алименты
- армия
- выборы
- гражданство
- дети
- договоры
- документы
- доступ к информации
- жилье
- ЖКХ
- здоровье
- избирательные права
- имущество
- Конституционные права
- лишение прав
- налоги и кредит
- наследство
- недвижимость
- образование
- пенсии
- полиция
- права потребителей
- правосудие
- предпринимательство
- прокуратура
- свобода слова
- свобода совести
- семья
- собрания, митинги
- собственность
- субсидии и льготы
- транспорт
- трудовые отношения
- уголовное право
- частная жизнь
- штрафы
- экология
Вот вам моя выписка, за 1991 год по 2001 год одни «нули», т.к. мы не были застрахованным в системе ПФР, застрахованными все граждане РФ стали только с 2002 года. С 2002 года на нас стали оформлять СНИЛСы, сдавать отчеты по индивидуальным сведениям, платить страховые взносы.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1 утверждены и введены в действие Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР с 1 января 1991 года.
[D=81308;T=Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-1] утверждены и введены в действие Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР с 1 января 1991 года.
Персонифицированный учет в пенсионном фонде: особенности
- в шапке номер регистрации в ПФР, ИНН, КПП и название организации;
- в «тип сведений» отображается исходное либо дополняющее значение;
- во втором разделе необходимо отобразить год;
- в графе 1 необходимо отразить порядковый номер;
- в графе 2,3,4 следует поставить ФИО работника;
- в следующей графе указывается СНИЛС;
- далее – отображается период трудовой деятельности;
- некоторые данные следует дополнять специальными кодами;
- восьмая графа должна заполняться только в случае трудовой деятельности сотрудником в особых условиях;
- данные об увольнении ставятся в графе 14.
В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:
- Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
- Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
- Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.
В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.
Как переводятся страховые взносы в баллы?
Когда речь идет о страховой пенсии все время встречается такое понятие как баллы. Но мы знаем, работодатель перечисляет за работника взносы в деньгах. Сколько же это баллов и как они рассчитываются?
Формула пересчета в баллы накоплений, сформированных до 2015 года:
ПК = СЧ / СПК
ПК – баллы, которые заработал гражданин до 2015 года
СЧ – страховая пенсия, сформированная на 31 декабря 2014 (без учета фиксированной выплаты)
СПК – стоимость пенсионного балла на 1 января 2015 года = 64 руб. 10 коп.
Например, у Ивана Владимировича пенсионные накопления на 31 декабря 2014 года составили 500 000 рублей.
Рассчитаем размер страховой пенсии (СЧ) в соответствии с правилами, указанными в Федераль-ном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
СЧ (страховая пенсия) = ПК (пенсионный капитал) / Т (ожидаемый период выплаты пенсии) + Б (фиксированный размер страховой пенсии)
СЧ= 500 000 руб./ 228 месяцев + 3610,31 руб.= 5 803,29 руб.
Теперь рассчитаем количество баллов.
ПК = 5 803,29 / 64,1 = 90,535
Таким образом, мужчина заработал до 2015 года 90,535 баллов. Но, так как ему еще нет 60-ти лет, к этим баллам будут прибавляться текущие взносы работодателя, которые переводятся по другой схеме.
Схема перевода текущих взносов работодателей в баллы, действует с 2015 года:
Количество баллов = взносы работодателя / (максимальный размер взносов за год * 10)
Взносы работодателя — при расчете учитываются только 16% из 22% уплачиваемые работодателем от заработной платы работника. 6% идут на формирование фиксированной выплаты и в баллы не переводятся. Максимальный размер взносов — в 2016 году максимальная годовая заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы — 796 000 рублей. Соответственно, максимальный размер взносов рассчитывается как 16% от 796 000 рублей и составляет 127 360 рублей.
10 — множитель, введенный для удобства подсчетов пенсионных баллов.
Также, баллы начисляются дополнительно:
- за срочную воинскую службу по призыву — 1,8 балла
- за отпуск по уходу за первым ребенком — 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим – 5,4
- за уход за инвалидом или пожилым человеком — 1,8 балла.
Как формировалась накопительная часть пенсии в РФ до 2015 г.
В 2002 г. накопительная часть пенсии формировалась у всех россиян, чей год рождения моложе 1966 года. То есть лицам, чей год рождения 1967 и выше, работодатель отчислял денежные средства на формирование и страховой, и накопительной частей пенсии. 10 % и 6 % соответственно. А для женщин, родившихся с 1958 по 1966 год, а мужчин – с 1953 по 1966 гг. – по 2 %. Правда, в 2005 году для таких категорий граждан формирование накопительной пенсии было прекращено.
За увеличение сформированных средств отвечал сам будущий пенсионер. Он мог направить деньги в негосударственный пенсионный фонд, в управляющую компанию. Для этого необходимо было оформить заявление в такую компанию. Если сам гражданин не выбрал компанию для инвестирования накоплений, ими распоряжался ПФР.
Гражданин мог добровольно увеличивать размер накоплений. Вступить в Программу можно было до 2014 г., первый взнос сделать нужно было до 31.01.2015 г. Гражданин перечислял от 2 до 12 тысяч руб. на накопительную части пенсии, а государство удваивало эти деньги. Программа работает для тех, кто подал заявление об участие в ней до 31.12.2014 г.
Понятие персонифицированного учета
На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона » Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.
Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 1 января 1997 года началось повсеместное его использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ классифицирует персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.
У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным номером СНИЛС.
Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.