Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Комментарий к ст. 333 КАС РФ
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Причины обращения в Верховный суд России с надзорной жалобой
Поскольку любое судебное определение, постановление или же решение в административном судопроизводстве, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, каждый гражданин, перед обращением в Президиум, должен знать и понимать в какой именно ситуации следует прибегнуть к надзорному порядку:
- одной из самых распространенных причин обращения в надзор Верховного суда РФ, признано считать безосновательный отказ в удовлетворении жалобы;
- так же известны случаи, когда судом не были приняты ко вниманию особо важные обстоятельства дела, что негативно отразилось на конечном судебном акте. Данная ситуация является весьма веской причиной для подачи надзорной жалобы;
- и наконец, ложные показания, предоставленные как участниками судебного процесса, так и приглашенными свидетелями.
Существует целый ряд и иных ситуаций, повлекших за собой обращение в ВС РФ с надзорной жалобой.
Уполномоченный орган принимает к рассмотрению только грамотно оформленный документ, соответствующий всем нормам заполнения. По этой причине желающему оспорить решение суда лицу необходимо внимательно ознакомиться со всеми действующими требованиями.
Так, в надзорной жалобе в обязательном порядке должны присутствовать следующие сведения:
- Наименование документа — надзорная жалоба.
- Название органа, в который документ направляется.
- Полные и достоверные сведения о лице, которое подает документ: ФИО, место жительства, процессуальное положение в деле судопроизводства.
- Информация о других участниках процесса: ФИО или название организации, место проживания физического лица или юридический адрес.
- Список уполномоченных органов (судов), которые рассматривали дело на первых стадиях оспаривания: апелляционной и кассационной, а также смысл вынесенных ими решений.
- Перечень оспариваемых актов.
- Доводы, которые лицо приводит в качестве оснований для пересмотра дела.
- Просьба субъекта о пересмотре или отмене судебного постановления.
- Полный перечень прилагаемых материалов, которые подтверждают требования, указанные лицом в претензии.
- Дата составления документа и подпись заявителя.
Однако судебная практика показывает, что самостоятельно составленные жалобы редко соответствуют всем требованиям. Чтобы документ приняли к рассмотрению, подающему жалобу субъекту следует обратиться за помощью к профессиональному юристу. Специалист составит надзорную жалобу, учитывая все нюансы и грамотно оформит ссылки на надлежащие нормативные акты.
Кто может обратиться с жалобой
В соответствии с п. 1 ст. 332 КАС РФ подать надзорную жалобу могут:
- участники дела (административный истец, административный ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
- другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
- государственные органы;
- Генеральный прокурор РФ и его заместители (если административное дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.
Как подать жалобу, правила
Прежде чем подавать надзорную жалобу, необходимо пройти процедуру рассмотрения апелляции и кассации. Подготавливая обращение, следует придерживаться таких правил составления:
- обязательно указывать собственные данные и подпись — отсутствие информации о заявителе или его подписи становятся причиной отказа в принятии документа;
- основания должны быть четкими — лишние эмоции недопустимы, изложение оснований должно быть последовательны, суть претензии должна быть понятна;
- требования должны быть конкретными — просительная часть должна указывать на требование «отменить» или «изменить» решение;
- если есть возможность, сделать ссылку на законодательные акты — это не обязательно, но упростит процесс рассмотрения;
- обстоятельства необходимо подтверждать документами.
Пересмотр в порядке надзора как способ проверки судебных актов по административным делам. Право обжалования судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве
1. Понятие и сущность проверки судебных актов в порядке надзора в административном судопроизводстве. Для выполнения задачи по выявлению и устранению судебных ошибок в любом государстве законодатель стремится выстроить эффективную систему проверки и пересмотра судебных актов. При этом во внимание также принимается и необходимость обеспечения субъективного процессуального права всех заинтересованных лиц на оспаривание судебного акта, которое является неотъемлемым элементом конституционного права на судебную защиту. Вместе взятые указанные цели правового регулирования, будучи воплощенными в процессуальном законе, служат своего рода фундаментом для реализации таких принципов гражданского, арбитражного и административного судопроизводств, как законность, диспозитивность и доступность судебной защиты.
В подавляющем большинстве зарубежных стран движение дела после вынесения судебного акта, которым заканчивается производство в суде первой инстанции, ограничивается классическими стадиями пересмотра судебных актов — апелляцией и кассацией.
Возбуждение надзорного производства
1. Порядок подачи надзорных жалобы, представления. Надзорные жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Единственным судебным органом, осуществляющим полномочия по судебному надзору (в том числе по административным делам), по действующему законодательству является Президиум ВС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о Верховном Суде РФ, ч. 1 ст. 332 КАС).
КАС, в отличие от ГПК, предусматривает только один вариант обращения заинтересованных лиц в орган, осуществляющий пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, — непосредственное обращение с надзорными жалобой, представлением в Президиум ВС РФ. Возможности опосредованного обращения в надзорную инстанцию (через Председателя ВС РФ или его заместителя) КАС не предусматривает.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Порядок рассмотрения в суде
Когда надзорная жалоба (например, на постановление Роспотребнадзора об административном нарушении) принята к производству, суд уведомляет об этом других участников процесса.
Важно! Чтобы оспаривать решение в надзорном порядке не нужно оплачивать госпошлину.
При подаче в Верховный суд на рассмотрение отводится:
- два месяца (без истребования дела);
- три месяца (при необходимости истребования, отсчитывается с даты поступления в Верховный суд);
- продление на срок не более двух месяцев осуществляется Председателем Верховного суда или его заместителем и зависит от сложности дела.
По итогам исследования может принято одно из следующих решений:
- Оставить обращение без рассмотрения.
- Оставить постановление без изменений.
- Изменить одно либо несколько определений суда.
- Отменить полностью либо частично.
После отмены также возможно несколько вариантов развития событий. Дело могут отправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В иных случаях заново проводится разбирательство в апелляционном или кассационном порядке. Иногда надзорная инстанция решает полностью закончить производство.
Когда можно подавать жалобу в Верховный суд РФ?
Существует несколько различных ситуаций, позволяющих начать обжалование на ранее приятый вердикт. Но для этого должны быть веские основания. Иначе судья не примет данное обращение. В случае, когда подается жалоба председателю Верховного суда РФ по административному делу нужно убедиться в таких моментах:
- судья, принявший решение, не изучил имеющиеся доказательства в абсолютной степени;
- остались обстоятельства, не учтенные в ходе предыдущих доследований;
- существует ситуация несоблюдения норм закона;
- допущены неточности, остались сомнения и противоречия;
- база доказательств является ошибочной либо ложной, что необходимо указать в процедуре обжалование решения по административному делу;
- имеются лжесвидетельства свидетелей и основания для обжалования административного правонарушения;
- окончательное решение принято на основании бумаг, предоставленных должностными лицами,
- имеющими предвзятое отношение к обвиненному.
Подаваться жалоба в верховный суд по административному правонарушению может независимо от вердикта. Ее могут предоставлять потерпевшие стороны, защитники-представители, лица, относительно которых рассматривается дело. Наше адвокатское образование всегда выделяет преимущества направления помощь юриста при споре с ГИБДД Екатеринбурга при сравнении с самостоятельной защитой.
Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
- Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5 настоящего Кодекса:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. - В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. - Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Статья 30.5 КоАП РФ. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. - Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
- Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
- Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.
Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора
КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:
- определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
- определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения
Шаг 1. Определите, не истек ли срок обжалования/принесения протеста на постановление (ПДАП).Сроки обжалования рассматривались в части первой данного материала (воп.4, 10-12). По общему правилу, срок обжалования — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Этот же срок применяется и для обжалования последующих решений по жалобам на постановление (ПДАП).
Исключение составляют дела, связанные с проведением выборов/референдума, когда срок сокращается до пяти дней. Зачем это нужно: проверка срока на обжалование на предмет его истечения необходима для ответа на вопросы:а) вступило ли постановление в законную силу;б) имеется ли возможность обжаловать данное постановление;в) в какой орган (или какому лицу) надлежит направлять жалобу/заявление;г) имеются ли основания для восстановления пропущенного срока.
Внимание!
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием возврата жалобы на постановление (ПДАП) заявителю, если обжалующее постановление лицо не ходатайствует о восстановлении пропущенного срока или нет оснований для его восстановления при наличии такого ходатайства |
Последствия пропуска (истечения срока):1) Изменяется порядок обжалования:а) подведомственность рассмотрения жалобыЕсли жалоба на не вступившее в законную силу постановление подается в порядке ст.30.1 КоАП РФ, то при вступлении в законную силу — уже в порядке ст.30.13 КоАП РФ, т.е. порядок обжалования становится исключительно судебным.
Когда подается надзорная жалоба: «правомерность» оспаривания, отказ в рассмотрении
В общем случае в порядке надзора оспорить можно уже действующие решения по адм. делам в республиканских верховных судах, а также краевых, областных. Не являются исключением и суды автономных округов и областей и др.
Как уже было отмечено выше, для подачи подобного иска должны быть очень веские основания. Таковыми являются, например следующие обстоятельства:
- Нарушение конституционных прав гражданина. Если он стал жертвой необоснованных нападок, если его оклеветали и т. п.
- Сомнительные обвинения, отсутствие доказательств вины, косвенные, ложные доказательства и т.п.
- Лжесвидетельство, которое можно доказать. Несоответствие, неточность показаний.
- Рассмотрены не все доказательства, материалы. Нарушены законодательные нормы в процессе рассмотрения дела.
При иных обстоятельствах, когда, казалось бы, судебное решение вынесено, опираясь на действительные факты, его также можно оспорить. Например, если таким основанием являются решения лишь отдельных должностных лиц.
Верховный Суд принимает все жалобы и протесты на вступившие в силу судебные решения по административным делам. Отказать в рассмотрении могут, прежде всего, тогда, когда оформление жалобы не отвечает требованиям, предъявляемым КАС РФ.
Типичными причинами отказа также являются: пропуск срока подачи, отзыв жалобы, подача ее неполномочным лицом. При отказе поданная надзорная жалоба возвращается адресату в течение 10 дн.