Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Венчания второй раз — когда допускается в православии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.
Как получить разрешение на венчание при втором браке?
Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.
Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.
- «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.
Что нужно сделать, чтобы венчаться повторно?
Для того, чтобы пройти повторный ритуал, следует вначале развестись в первым супругом (супругой) и развенчаться. Пока эти процедуры не будут выполнены, церковь не даст согласия на второй церковный брак.
Развестись в ЗАГСе намного проще, чем развенчаться. Для того, чтобы священнослужитель признал союз недействительным, необходимы веские причины. К ним относят следующие грехи второго супруга:
- неоднократную измену;
- смену вероисповедания;
- наличие пагубных привычек (алкоголизма наркомании);
- заражение венерическими болезнями, которые могут нести угрозу жизни (ВИЧ, сифилис);
- насильственные действия (побои, намеренный вред здоровью).
Повторно попросить венчания может мужчина, супруга которого сделала аборт. При этом важно, чтобы мужчина не участвовал в прерывании жизни ребенка и не давал на него согласия.
Чтобы повторно венчаться, необходимо заключить официальный брак с новым избранником и избранницей. Затем человеку, который проходил ритуал ранее, нужно написать прошение на имя архиерея. К заявлению прикладывают ряд документов: свидетельство о разводе и свидетельство о повторном заключении брака. Архиерей определяет, можно ли венчаться разведенным.
Правила для вдов и вдовцов
К овдовевшим людям церковь наиболее лояльна. Если ваш избранник вступает в брак впервые, то церемония мало чем отличается от первобрачной, даже венцы наденут на головы обоим.
Но вдова уже не сможет облачиться в белое платье или покрыть голову фатой. Наилучший для нее вариант – скромное светлое платье кремового, песочно-жёлтого, золотистого цвета и платок.
Двух вдовцов или вдовца и человека, вступающего в брак повторно, венчают уже по второму чину. Если же у кого-то из пары третий брак, то и вовсе без чина.
Совет! В спорной ситуации лучше всего предварительно обсудить детали со своим батюшкой. Он разъяснит все тонкости и посоветует, какие шаги предпринять.
Как получить разрешение после развода
При наличии неразрешимых противоречий венчанные муж и жена должны расторгнуть гражданский брак. Посетить отдел ЗАГСа, пройти официальную процедуру развода, на руки получить документальное подтверждение. В православии понятие разведенная женщина (мужчина) не существует. Таинство венчания происходит перед Богом, а не на бумаге. Бремя ответственности за свою дальнейшую совместную жизнь молодые будут нести перед Господом. Чтобы обвенчаться повторно, требуется выполнить ряд процедур:
- обратиться в Епархиальное управление, письменно оформив прошение на имя архиерея;
- собрать пакет необходимых документов, приложить его к прошению;
- ожидать получения ответа;
- чтобы в деталях объяснить причины развода, пройти собеседование, его проводит священник, он изучает причины, признает их уважительными и дает благословение на повторное венчание, или не признает их объективность, отказывает в благословении.
Получив разрешение, человек может повторно венчаться в любом православном храме страны. Для получения благословения и совершения таинства церковного брака присутствие бывшего супруга не требуется.
В какой день можно обвенчаться согласно церковному календарю 2017 года
Православная церковь гласит, что нельзя проводить обряд венчания во вторник и четверг, перед и после которых настанут постная среда и пятница. Так как воскресенье считается малой Пасхой, в субботу венчаться тоже нельзя. Соответственно, многие люди венчаются в понедельник. Этот день является также символичным, потому что понедельник является началом недели, а значит и началом счастливой семейной жизни. Впрочем, в воскресенье, среду и пятницу тоже можно обвенчаться.
Во время двунадесятых праздников в принципе тоже не воспрещается венчаться, однако лучше не стоит.
Двунадесятые праздники отмечают в августе, феврале, январе, апреле, декабре и сентябре. Возьмите на заметку эти дни. Если венчание выпадет на дни праздников, нужно посоветоваться со священником.
Как церковь относится к повторным венчаниям?
Церковь негативно относится к разрыву отношений между супругами, какими бы ни были причины расставания. По православным правилам человек должен вступать в брачный союз осознанно, в зрелом возрасте.
Проблемы, которые возникают в семейной жизни — испытания, посылаемые Богом. Каждый православный должен их пройти с достоинством, а не бежать от трудностей. Умение находить компромиссы, понимание супруга, терпение и смирение — это те качества, которые церковь ставит “во главе угла”.
Бытовые причины не являются поводом для прекращения отношений с точки зрения церкви. Поэтому нужно быть готовым, что из первых воцерковленных отношений не получится выйти легко. Даже такие серьезные проступки, как измена супруга, наркомания, алкоголизм — не рассматриваются, как причина для разрыва отношения. Добро на развод человеку дают лишь в том случае, если он не может “достучаться” до второй половинки и никакие методы не помогают.
Что важно подготовить
Таинство в церкви – это древний, глубоко символичный ритуал. В ходе венчания используется большое количество атрибутов, которые нужно заранее подготовить. Обязательно нужно приобрести:
- Костюм для жениха. В отличие от светской свадьбы, в ходе которой применяется черный смокинг, для храма нужно подготовить светлый костюм. Образ должен быть строгий, не допускаются футболки, шорты, джинсы, кофты с треугольными глубокими вырезами.
- Платье для невесты. Брючный костюм надеть в церковь нельзя. Голова супруги должна быть покрыта платком или фатой. Спина, плечи, руки до локтя не должны быть обнажены. Длина платья минимум до колен.
Пояснение таинства венчания: зачем нужно венчаться, и что это дает в браке
Как говорят церковнослужители, венчаясь, жених и невеста обращаются к Богу с просьбой благословить их семью.
Точнее, они как бы приглашают Господа стать частичкой их союза. Верующие даже называют брак, заключенный в храме, малой церковью.
По мнению священнослужителей, человек, считающий себя христианином, любящий свою вторую половину, должен обратиться к церкви.
Ведь венчание — это высшая точка, к которой приходит семейная пара.
Существует поверье, что после венчания гораздо проще решаются все жизненные неурядицы и конфликты.
Многие пары, прошедшие через этот обряд, говорят, что венчание — это своего рода фундамент, связывающий семью воедино, дающий силы строить прочные, доверительные отношения.
Церковь не считает «невенчанный» бак греховным. Союз, узаконенный признается и заслуживает уважения.
Как получить разрешение после развода
При наличии неразрешимых противоречий венчанные муж и жена должны расторгнуть гражданский брак. Посетить отдел ЗАГСа, пройти официальную процедуру развода, на руки получить документальное подтверждение. В православии понятие разведенная женщина (мужчина) не существует. Таинство венчания происходит перед Богом, а не на бумаге. Бремя ответственности за свою дальнейшую совместную жизнь молодые будут нести перед Господом. Чтобы обвенчаться повторно, требуется выполнить ряд процедур:
- обратиться в Епархиальное управление, письменно оформив прошение на имя архиерея;
- собрать пакет необходимых документов, приложить его к прошению;
- ожидать получения ответа;
- чтобы в деталях объяснить причины развода, пройти собеседование, его проводит священник, он изучает причины, признает их уважительными и дает благословение на повторное венчание, или не признает их объективность, отказывает в благословении.
Получив разрешение, человек может повторно венчаться в любом православном храме страны. Для получения благословения и совершения таинства церковного брака присутствие бывшего супруга не требуется.
Перечень документов, которые нужны при подаче прошения:
- российский паспорт;
- документ о венчании;
- свидетельство о разводе из ЗАГСа;
- справка о смерти или заключение врача о неизлечимом недуге.
Форму письменного заявления на повторное венчание определяет церковь, в которой оно будет проходить. Служители храма дадут подробную консультацию, покажут образец заполнения, укажут все необходимые реквизиты (епархия, имя правящего архиерея). Служитель озвучит сумму добровольного пожертвования.
Сколько раз православным можно венчаться
Венчание – это Таинство, в котором на супругов призывается благословение Божие, и сами супруги дают обет верности друг другу и Богу. Но бывает так, что даже вопреки усилиям, брачный союз распадается. Желая создать новую семью, многие задаются вопросом – возможно ли повторное венчание?
Нужно понимать, что в христианстве Таинство не имеет обратной силы, то есть как такового «развенчания» в церковной практике нет. Однако Церковь признаёт возможность расторжения венчанного брака.
Основными весомыми причинами такого шага могут быть: супружеская измена; смерть одного из супругов; физическая неспособность к супружеству; заболевания, угрожающие здоровью потомства (СПИД, сифилис и другие); долгое отсутствие супруга(не менее трех лет); уголовное наказание в отношении одного из супругов; угроза жизни и здоровью членов семьи от одного из супругов; сводничество; новый брак одного из супругов; тяжёлая душевная болезнь, несовместимая с браком (в том числе алкоголизм, наркомания); намеренное оставление одного супруга другим.
В случае, когда одна из этих причин имеет место, церковный брак может быть расторгнут посредством нового венчания. Чтобы получить на это благословение, нужно, обратившись в епархиальное управление, написать прошение на имя архиерея и предоставить документы: паспорт, свидетельство о расторжении первого брака, свидетельство о первом венчании, медицинские справки, в случае недееспособности или болезни супруга, или свидетельство о смерти. После предстоит в беседе со священником объяснить причины, побудившие к расторжению брака.
Нужно учитывать, что по канонам Церкви допустимо венчаться не более трёх раз. Но даже во втором венчании вам могут отказать, если посчитают ваши доводы недостаточно убедительными. Например, если причиной развода стали разные интересы, или супруги не сошлись в финансовых вопросах, Церковь, скорее всего не сочтёт эти причины уважительными.
Супругу, формально невиновному в расторжении первого брака, повторное венчание разрешено. Но для того, кто, к примеру, совершил измену, вторично венчаться допустимо лишь после исполнения определенной епитимьи. Более свободно в повторный церковный брак могут вступить лишь вдовцы. Важно помнить, что венчание возможно только после регистрации брака в ЗАГСе.
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Кто имеет право на повторное венчание?
Решение правящего архиерея будет зависеть от того, по какой причине распался первый брак и может ли она быть признана уважительной. «Речь идет о каких-то вопиющих случаях. Например, пьянство одного из супругов, очевидная измена, насилие в браке, неизлечимая болезнь, которую один из супругов скрыл. То есть это такие причины, которые признаются церковью оправдывающими то, что брак распался, и второй брак можно заключить именно по церковному уставу», — поясняет Постернак. Также на повторное венчание имеет право вдовец или вдова. «Если один из супругов скончался, то это тоже является каноническим основанием для возможного второго церковного заключения брака», — говорит он.
Статья по теме
«Брак – добровольное мученичество». Священник о разводах и «развенчании»
Второе повторное венчание в православной церкви: правила
Венчание — важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.
- Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
- Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
- Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
- Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая — Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
- Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого — золотое кольцо.
- В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.
О свободе творчества, широких вкусах и насмешках над святым
Собор призвал деятелей культуры к «открытому и взаимоуважительному диалогу. Посоветовав им при этом отказаться от насмешек над тем, что свято для людей.
Но при этом, делая доклад на Соборе, Патриарх подчеркнул, что не надо делить искусство и творчество на «приемлемое и неприемлемое». Отношение к конкретному произведению искусства нельзя подчинить формальным и незыблемым правилам, обязывающим всех верующих так, а не иначе относиться к нему, отметил он. Отношение к тому или иному спектаклю или фильму — дело свободы каждого. «Исключения составляют лишь случаи очевидного кощунства и богохульства, намеренно допускаемого художником в своем произведении. Такие произведения неприемлемы для верующего человека».
Патриарх о. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых надо быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления», — считает он.
О преподавании религии в школе
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики», который сейчас введен в школе, скорее всего будет расширяться, вопрос об этом прорабатывается. «Но мы прекрасно понимаем перегруженность учебного процесса и сложности при появлении новых дисциплин, — подчеркнул Владимир Легойда. — Поэтому мы смотрим, каким образом можно это сделать без ущерба для учебного процесса».
Церковь также уделяет большое внимание вопросам общего образования в стране. «Русская православная церковь обеспокоена состоянием современного образования. В частности, Общество русской словесности, которое по поручению президента возглавил Патриарх Московский и всея Руси, выполняет большую работу по качественному изменению образовательных процессов», — отметил Владимир Легойда.