Доходность до 258%: сколько можно заработать, коллекционируя старые автомобили

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доходность до 258%: сколько можно заработать, коллекционируя старые автомобили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российские автолюбители не всегда отправляются за рубеж за новым автомобилем. Иногда на территорию нашей страны ввозятся весьма «возрастные» автомобили. Если растаможивать их по общим правилам, то сумма пошлин получится весьма внушительной, так что автомобилисты ищут способ избежать лишних трат. Тут на помощь любителям иностранных машин «в возрасте» приходит федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 №4804-1. Согласно ему, культурные ценности, ввозимые в страну, от уплаты пошлин освобождаются.

Обращаться ли за помощью в получении ПТС на культурную ценность?

Схема с обращением в суд – это достаточно сложный способ «легализовать» автомобиль в России и получить ПТС, а обращение напрямую в ГИБДД не всегда приносит свои плоды. Именно поэтому автомобилисты выбирают третий путь и обращаются в одну из многочисленных фирм, предлагающих подобные услуги.

Подобные компании обещают сначала выдать справку о признании автомобиля культурной ценностью, а впоследствии – помочь с получением ПТС на эту самую культурную ценность. Однако на деле такие фирмы предлагают своим клиентам «серые» схемы и ПТС, не зарегистрированные в базе ГИБДД. Известны случаи, когда автомобилисты, воспользовавшиеся услугами подобных фирм, через некоторое время обвинялись в подделке документов (естественно, «добрых» посредников к этому времени отыскать было уже невозможно). Каким бы заманчивым не выглядело предложение от таких компаний (они любят привлекать клиентов званиями своих экспертов, а также несуществующими приказами Федеральной таможенной службы, якобы разрешающими выдачу ПТС «по новым правилам»), на деле оно окажется не таким законным, как на первый взгляд.

Признание автомобиля культурной ценностью и растаможивание его на особых условиях выглядит, конечно, очень привлекательным (особенно на фоне весьма внушительных таможенных пошлин). Однако на деле водителю придется делать выбор: либо действительно ввозить раритет, не предназначенный для полноценного использования, либо растаможивать автомобиль на общих основаниях, не прибегая к хитростям и нарушениям закона.

ФГУП НАМИ по заказу Российской автомобильной федерации (РАФ) разработало критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным. Проект ГОСТа прошел публичные слушания и был одобрен Техническим комитетом 056, который занимается всем, что связано с автомобилями. Теперь ему осталось получить одобрение Росстандарта. Однако вероятность того, что он по каким-то причинам не будет принят, — нулевая.

Так считает председатель комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский. Он рассказал «Известиям», что Росстандарт был в определенной степени инициатором создания этого ГОСТа. Согласно тексту, нововведения должны вступить в силу 1 апреля 2020 года, однако Паньковский говорит о более ранней дате — 1 января.

Культура или «ездить»?

– Схема действий всегда одинакова?

– Существует два официальных способа доставить через границу старую машину: привезти ее и оформить как культурную, историческую ценность или просто как транспортное средство. В первом случае можно сэкономить и не платить таможенную пошлину, однако при этом ваш олдтаймер декларируется и оформляется именно как ценный исторический объект. А потому на такую машину не выдается техпаспорт, она не сможет получить госномера. Ставьте ее в павильон, за стекло и любуйтесь! Но ездить нельзя – разве что на каких-нибудь ралли ретромобилей, куда вашего «ветерана» нужно будет доставить на эвакуаторе.

Действуя по варианту №2, вы получаете полноправное средство передвижения. На него оформят техпаспорт, поставят на учет в ГИБДД. Однако цена подобного удовольствия может быть весьма внушительной. Придется оплатить таможенную пошлину, которая, как известно, зависит от объема двигателя (а многие «старички» по этой части имеют довольно внушительные параметры). Например, за 3-литровый «мотор» предусматривается оплата по тарифу 5 евро за кубический сантиметр, то есть в сумме 15 000 евро.

Как превратить авто в культурную ценность?

До 2011 года вывоз и ввоз культурных ценностей в РФ контролировался Росохранкультурой. Сейчас, после ликвидации этого ведомства, все функции переданы Министерству культуры РФ. Именно этот орган принимает решение о том, является ли та или иная вещь культурной ценностью. Чтобы получить официальное заключение эксперта, необходимо собрать пакет документов, включающий в себя документы, удостоверяющие личность владельца, документы на автомобиль и документы, подтверждающие факт владения этим автомобилем.

Эксплуатировать автомобиль, признанный культурной ценностью, нельзя, так как на него не выдают ПТС

Кроме того, для оценки машины эксперту нужны будут фотографии внешнего вида автомобиля, салона, двигателя и т.д. (полный перечень документов, а также необходимых снимков можно запросить непосредственно у Министерства). Заключение о том, является ли конкретный автомобиль культурной ценностью, готовится от двух недель до месяца (эту процедуру необходимо закончить до ввоза машины в Россию).

Покупка и ввоз автомобиля как культурная ценность

До 2011 года вывоз и ввоз культурных ценностей в РФ контролировался Росохранкультурой. Сейчас, после ликвидации этого ведомства, все функции переданы Министерству культуры РФ. Именно этот орган принимает решение о том, является ли та или иная вещь культурной ценностью. Чтобы получить официальное заключение эксперта, необходимо собрать пакет документов, включающий в себя документы, удостоверяющие личность владельца, документы на автомобиль и документы, подтверждающие факт владения этим автомобилем.

Эксплуатировать автомобиль, признанный культурной ценностью, нельзя, так как на него не выдают ПТС

Кроме того, для оценки машины эксперту нужны будут фотографии внешнего вида автомобиля, салона, двигателя и т.д. (полный перечень документов, а также необходимых снимков можно запросить непосредственно у Министерства). Заключение о том, является ли конкретный автомобиль культурной ценностью, готовится от двух недель до месяца (эту процедуру необходимо закончить до ввоза машины в Россию).

Основной недостаток описанной выше схемы растаможивания автомобиля заключается в том, что на транспортное средство, признанное культурной ценностью, не выдают ПТС. Другими словами, легально эксплуатировать его на российских дорогах невозможно. Максимум, что светит владельцу «раритета» – это участие в выставках или тематических автопробегах.

Некоторые особо предприимчивые автомобилисты, растаможив авто как культурную ценность, пытаются все-таки получить ПТС и эксплуатировать ввезенный автомобиль по полной программе. Один из самых оригинальных способов — это обращение в суд с жалобой на нарушение свободы передвижения и ограничение в пользовании личным имуществом без решения суда.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 2,65 млн автомобилей в возрасте старше 30 лет. Более половины приходится на марку Lada. Помимо этого, на учете ГИБДД числится более 150 марок, в том числе экзотических. Еще какое-то количество автомобилей ввезены в качестве культурной ценности и регистрации не имеют.

Оценкой машин займутся аккредитованные эксперты — на первых порах их будет готовить Московский университет имени С.Ю. Витте. Требования к соискателю — профильное образование и опыт работы, например, в сфере техосмотра или реставрации олдтаймеров. После обучения и экзамена он проходит аттестацию в РАФ, причем он должен указать, экспертом по какой какой марке или модели он хочет быть. По выбранной модели соискателя и экзаменуют — например, специалист по «Запорожцу» должен с помощью справочников и таблиц ответить на все вопросы.

Самые строгие требования будут предъявлять к классическим автомобилям. Любое отклонение от оригинала карается штрафными баллами, в сумме их должно быть не более 100. Если владелец получил 120 баллов, он сможет устранить какое-то крупное замечание на 25–30 баллов и успешно пройти экспертизу.

Требования к раритетным автомобилям проще, и ими будут заниматься отдельные эксперты, однако замена двигателя в любом случае будет являться грубейшим нарушением. Впрочем, владелец машины сможет вернуть на место оригинальный силовой агрегат, пройти экспертизу еще раз и получить паспорт классического либо раритетного транспортного средства.

Читайте также:  Скрылся с места аварии: когда лишения прав не избежать

Помимо паспорта, машина получает особую отметку в электронном ПТС и специальные номера с литерой «К». Раритетным автомобилям дадут обычные номера. Процедура эта добровольная и владелец уже зарегистрированного олдтаймера может не проходить экспертизу. Тем более что «классический» статус пока никаких преимуществ не даст.

Это серьезный задел на будущее — РАФ планирует добиться льгот, связанных с особенностями эксплуатации ретроавтомобилей.

«Наши автомобили, конечно, не соответствуют и никогда не будут соответствовать современным требованиям по экологии и безопасности. Ни один собственник не будет подстраивать и доделывать в них что-то. Это всё равно что дорисовывать что-то в картину Айвазовского. Нам нужны иные требования для прохождения техосмотра, которые были в той стране, в то время, когда эти автомобили производились», — рассказал «Известиям» Андрей Паньковский.

В РАФ считают, что классические автомобили будут выезжать редко, в основном для участия в различных ретропарадах. Следовательно, вред для экологии от них минимальный и для дорожного покрытия — тоже. Поэтому представители автомобильной федерации предлагают отменить для них транспортный налог.

«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого», — рассказал Паньковский. Под эту схему планируют подстроить и страховку — дать возможность владельцам классических автомобилей покупать ОСАГО только на день парада.

Ретромашинам дадут свой стандарт

Основной недостаток описанной выше схемы растаможивания автомобиля заключается в том, что на транспортное средство, признанное культурной ценностью, не выдают ПТС. Другими словами, легально эксплуатировать его на российских дорогах невозможно. Максимум, что светит владельцу “раритета” – это участие в выставках или тематических автопробегах.

Схема с обращением в суд – это достаточно сложный способ “легализовать” автомобиль в России и получить ПТС, а обращение напрямую в ГИБДД не всегда приносит свои плоды. Именно поэтому автомобилисты выбирают третий путь и обращаются в одну из многочисленных фирм, предлагающих подобные услуги.

Подобные компании обещают сначала выдать справку о признании автомобиля культурной ценностью, а впоследствии – помочь с получением ПТС на эту самую культурную ценность. Однако на деле такие фирмы предлагают своим клиентам “серые” схемы и ПТС, не зарегистрированные в базе ГИБДД. Известны случаи, когда автомобилисты, воспользовавшиеся услугами подобных фирм, через некоторое время обвинялись в подделке документов (естественно, “добрых” посредников к этому времени отыскать было уже невозможно). Каким бы заманчивым не выглядело предложение от таких компаний (они любят привлекать клиентов званиями своих экспертов, а также несуществующими приказами Федеральной таможенной службы, якобы разрешающими выдачу ПТС “по новым правилам”), на деле оно окажется не таким законным, как на первый взгляд.

Признание автомобиля культурной ценностью и растаможивание его на особых условиях выглядит, конечно, очень привлекательным (особенно на фоне весьма внушительных таможенных пошлин). Однако на деле водителю придется делать выбор: либо действительно ввозить раритет, не предназначенный для полноценного использования, либо растаможивать автомобиль на общих основаниях, не прибегая к хитростям и нарушениям закона.

С 1 марта 2020 года действует гост, по которому можно пройти специальную экспертизу и признать автомобиль раритетным или классическим. Гост утвердили еще в 2019 году, но вступил в силу он только сейчас.

Новый гост не коснется большинства автовладельцев. Можно и дальше ездить на старых Москвичах и «копейках», их не заставят пригонять на проверку. Все по-прежнему: если машина прошла обычный техосмотр, на ней можно передвигаться по дорогам общего пользования.

Автомобильные издания по-разному описывали этот гост. Некоторые рассказывали чуть ли не о запрете эксплуатации старых автомобилей. На самом деле этот гост ничего не запрещает. Расскажу, почему он появился и зачем нужен.

В новом госте появляется понятие «раритетные автомобили». Вот что это такое:

Особенности ввоза «раритетов»

Российские автолюбители не всегда отправляются за рубеж за новым автомобилем. Иногда на территорию нашей страны ввозятся весьма «возрастные» автомобили. Если растаможивать их по общим правилам, то сумма пошлин получится весьма внушительной, так что автомобилисты ищут способ избежать лишних трат. Тут на помощь любителям иностранных машин «в возрасте» приходит федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 №4804-1. Согласно ему, культурные ценности, ввозимые в страну, от уплаты пошлин освобождаются.

Решение о том, является ли автомобиль культурной ценностью, принимает Министерство культуры РФ

Казалось бы, вариант идеальный. Однако, на самом деле, в этом способе растаможивания автомобиля много «подводных камней». Как сделать так, чтобы ввозимая из-за рубежа машина была признана культурной ценностью? Правда ли, что на «культурной ценности» легально нельзя ездить? Есть ли способы избежать уплаты таможенных пошлин и, вместе с тем, получить право на пользование ввезенным автомобилем? Верить ли фирмам, обещающим официально получить ПТС на культурную ценность?

Налог на обездвиженность

В РАФ считают, что классические автомобили будут выезжать редко, в основном для участия в различных ретропарадах. Следовательно, вред для экологии от них минимальный и для дорожного покрытия — тоже. Поэтому представители автомобильной федерации предлагают отменить для них транспортный налог.

«Во всем мире этот налог находится внутри стоимости топлива. Чем больше машина заправилась, чем больше проехала, тем больший урон нанесла дорожному покрытию. Допустим, у меня автомобиль с двигателем 10 л и мощностью 300 л.с., но он стоит в гараже как экспонат. Какой вред он нанесет? Никакого», — рассказал Паньковский. Под эту схему планируют подстроить и страховку — дать возможность владельцам классических автомобилей покупать ОСАГО только на день парада.

Автомобиль старше 30 лет можно признать раритетным

Новый гост не коснется большинства автовладельцев. Можно и дальше ездить на старых Москвичах и «копейках», их не заставят пригонять на проверку.

КЦ Минкульта, является формулировкой под основание беспошлинного ввоза товара с разрешением беспошлинного выпуска с таможни, но с определёнными строгими условиями от самой таможни и Минкульта.

ФГУП НАМИ по заказу Российской автомобильной федерации (РАФ) разработало критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным.

Внешний вид таких номеров уже описан в действующем ГОСТе (принят в 2018 году), нужно еще скорректировать законодательство.

Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.

Классический автомобиль — сохраненный или отреставрированный до оригинального состояния. У раритетного транспортного средство оригинальные двигатель, кузов и рама.

Каким бы заманчивым не выглядело предложение от таких компаний (они любят привлекать клиентов званиями своих экспертов, а также несуществующими приказами Федеральной таможенной службы, якобы разрешающими выдачу ПТС «по новым правилам»), на деле оно окажется не таким законным, как на первый взгляд.

Сколько будет стоить подобная экспертиза, в РАФ и НАМИ затруднились ответить, так как это зависит от трудозатрат: на один автомобиль эксперт потратит полчаса, на другой — несколько дней. Первоначально экспертам придется выезжать из Москвы, например во Владивосток, поиск и покупка информации также займут время. Андрей Паньковский допустил, что расценки на экспертизу будут отличаться для каждой марки.

По закону машину, которой больше 30 лет, можно ввезти в РФ, уплатив пошлину и не получая сертификат Евро-5. При одном условии: олдтаймер должен быть в оригинальном состоянии.

Дизельный двигатель совершенно новый. На смену мотору V8, что был у предыдущей 200-й модели, у нынешнего Land Cruiser 300 совершенно новый двигатель F33A-FTV. Это V6 объемом 3,3 литра (теперь объем двигателя зашит в маркировку Тойоты), мощностью 299 л.с. и крутящим моментом в 700 Нм.

Некоторые особо предприимчивые автомобилисты, растаможив авто как культурную ценность, пытаются все-таки получить ПТС и эксплуатировать ввезенный автомобиль по полной программе. Один из самых оригинальных способов — это обращение в суд с жалобой на нарушение свободы передвижения и ограничение в пользовании личным имуществом без решения суда.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

В последнем есть как плюсы (не предъявляются требования к экологическому классу и отсутствию систем безопасности, таких как ABS или ЭРА-ГЛОНАСС), так и минусы: автомобиль невозможно поставить на учет. Следовательно, и выезжать на дороги общего пользования на нем нельзя. При этом автомобиль должен иметь оригинальные двигатель, кузов и раму, либо отреставрированные до оригинального состояния.

Некоторые особо предприимчивые автомобилисты, растаможив авто как культурную ценность, пытаются все-таки получить ПТС и эксплуатировать ввезенный автомобиль по полной программе. Один из самых оригинальных способов — это обращение в суд с жалобой на нарушение свободы передвижения и ограничение в пользовании личным имуществом без решения суда.

Обновленный Cerato — первый автомобиль Kia на нашем рынке с новой стилизованной эмблемой. А что нового в «железе»?

Благодарю за возможность консультации. Ситуация: в 1993 г. за пределы Российской федерации собственником был вывезен музыкальный инструмент, имеющий культурную ценность. Срок ввоза его обратно нарушен. Собственник в настоящий момент проживает за рубежом. Какие последствия могут наступить в случае въезда собственника инструмента на территорию Российской Федерации с инструментом или без него?

Избежать пошлин можно, признав машину культурной ценностью, но тогда на ней нельзя ездить. … Избежать высоких пошлин можно, только если автомобиль получит от Министерства культуры статус предмета культурной ценности, но в этом случае на нем нельзя ездить — невозможно получить ПТС и поставить машину на учет.

Российские автолюбители не всегда отправляются за рубеж за новым автомобилем. Иногда на территорию нашей страны ввозятся весьма «возрастные» автомобили.

Предполагается, что владелец ретроавтомобиля сможет пройти техническую экспертизу своей машины. В ее ходе будет оценена оригинальность практически всех элементов, уровень реставрации автомобиля.

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

ГОСТ применяется на добровольной основе, то есть владельцы классических машин могут не получать документально оформленного соответствия стандарту, если они этого не хотят. Но соответствие ГОСТу позволит владельцам классической техники ездить без дополнительного свидетельства о безопасности типа СБКТС.
Покупка автомобиля, переделанного из «бюджетной» версии, когда в качестве донора используют доступную массовую модель и в ходе ремонта придают ей вид более дорогой версии. Такое возможно, например, с Mercedes-Benz 230n Roadster (W143) 1937 года, агрегаты которого аналогичны тем, что использовались на массовом лимузине той же модели, а разница в цене машин существенна.

Автомобиль оформлен как культурная ценность что это значит

Процедура получения необходимых документов и последующего таможенного оформления у многих вызывает затруднения – уж слишком мудрёным кажется весь этот процесс. Например, у будущих владельцев автораритетов зачастую возникает типично российский вопрос: а можно ли оформить всё по закону? Часть подобных вопросов снимает комментарий от «Антикварных Автомобилей»:

Мы специализируемся на классических и коллекционных автомобилях несколько десятков лет. При непосредственном участии наших сотрудников создавались музейные собрания и частные коллекции. Конечно, бывали курьезные случаи, случаются какие-то технические ошибки или опечатки в документах, однако все вопросы удается урегулировать в рамках правового поля. Ни с какими «перегибами на местах» или «неофициальными способами» мы не сталкивались. В последние годы совершенствуется и правовая база, и квалификация сотрудников государственных ведомств. Процедуры ввоза и оформления машин существенно упростились. Однако работа в этом направлении продолжается – недавно состоялась конференция «Изменения в российском законодательстве, касающиеся ввоза, легализации, страхования, постановки на учёт и эксплуатации олдтаймеров», а кроме того, согласуются поправки в соответствующие правовые акты органов государственной власти.

В общем порядке заключение о Культурной Ценности может быть получено, если: — транспортное средства, находится в оригинальном состоянии, то есть без существенных изменений шасси, рулевого управления, тормозной системы, двигателя и т. п. — транспортное средство, выпущенно до 1950 года.

Настоящее ретро: как правильно ввезти олдтаймер из-за рубежа

Основной недостаток описанной выше схемы растаможивания автомобиля заключается в том, что на транспортное средство, признанное культурной ценностью, не выдают ПТС. Другими словами, легально эксплуатировать его на российских дорогах невозможно. Максимум, что светит владельцу «раритета» – это участие в выставках или тематических автопробегах.

Некоторые особо предприимчивые автомобилисты, растаможив авто как культурную ценность, пытаются все-таки получить ПТС и эксплуатировать ввезенный автомобиль по полной программе. Один из самых оригинальных способов — это обращение в суд с жалобой на нарушение свободы передвижения и ограничение в пользовании личным имуществом без решения суда.

Схема с обращением в суд – это достаточно сложный способ «легализовать» автомобиль в России и получить ПТС, а обращение напрямую в ГИБДД не всегда приносит свои плоды. Именно поэтому автомобилисты выбирают третий путь и обращаются в одну из многочисленных фирм, предлагающих подобные услуги.

Подобные компании обещают сначала выдать справку о признании автомобиля культурной ценностью, а впоследствии – помочь с получением ПТС на эту самую культурную ценность. Однако на деле такие фирмы предлагают своим клиентам «серые» схемы и ПТС, не зарегистрированные в базе ГИБДД. Известны случаи, когда автомобилисты, воспользовавшиеся услугами подобных фирм, через некоторое время обвинялись в подделке документов (естественно, «добрых» посредников к этому времени отыскать было уже невозможно). Каким бы заманчивым не выглядело предложение от таких компаний (они любят привлекать клиентов званиями своих экспертов, а также несуществующими приказами Федеральной таможенной службы, якобы разрешающими выдачу ПТС «по новым правилам»), на деле оно окажется не таким законным, как на первый взгляд.

Еще одна проблема, которой РАФ планирует заняться серьезно, — автомобили, ввезенные в статусе «культурной ценности». Таким образом многие владельцы экономили на растаможке. Кроме того, чтобы ввезти автомобиль старше 30 лет, не оснащенный устройствами ЭРА-ГЛОНАСС и не отвечающий современным экологическим нормам, нужно было доказать, что он в оригинальном состоянии. Такое заключение могли вынести во ФГУП НАМИ, и экспертиза также стоила денег.

«Если машина завезена как культурная ценность, то это не автомобиль, это тумбочка, картина, экспонат. Люди сэкономили, но они сегодня сожалеют и готовы заплатить пошлины, чтобы поставить автомобиль на учет. Для этого автомобиль должен выехать за пределы РФ, мы же предложили таможенной службе гораздо более простой механизм. Машины попадает на склад временного хранения и выезжает оттуда после уплаты пошлин», — рассказал Паньковский. Однако таможенные барьеры преодолеть пока не удается.

Растаможка автомобиля старше 30 лет — получение разрешения на ввоз автомобиля старше указанного срока. Проводится на таможенном посту.

Автомобиль может быть помещен на склад временного хранения, если импортер – физическое или юридическое лицо, не смог заблаговременно оформить депозит.

Растаможка может потребовать экспертизы, если есть основания полагать, что нарушена целостность автомобиля или были модифицированы его технически значимые агрегаты.

Если автомобиль претендует на то, чтобы быть культурной ценностью, то может быть проведена проверка со стороны Росохранкультуры, либо со стороны надзорного ведомства страны вывоза машины.

Процедура оформления машины возмездная и требует размещения депозита в размере не меньше таможенной стоимости машины. Если залог больше, то остаток суммы возвращается на счет гражданина, который занимается оформлением машины.

Коллекционеры просят изменить схему их импорта

Процедура получения необходимых документов и последующего таможенного оформления у многих вызывает затруднения – уж слишком мудрёным кажется весь этот процесс. Например, у будущих владельцев автораритетов зачастую возникает типично российский вопрос: а можно ли оформить всё по закону? Часть подобных вопросов снимает комментарий от «Антикварных Автомобилей»:

Мы специализируемся на классических и коллекционных автомобилях несколько десятков лет. При непосредственном участии наших сотрудников создавались музейные собрания и частные коллекции. Конечно, бывали курьезные случаи, случаются какие-то технические ошибки или опечатки в документах, однако все вопросы удается урегулировать в рамках правового поля. Ни с какими «перегибами на местах» или «неофициальными способами» мы не сталкивались. В последние годы совершенствуется и правовая база, и квалификация сотрудников государственных ведомств. Процедуры ввоза и оформления машин существенно упростились. Однако работа в этом направлении продолжается – недавно состоялась конференция «Изменения в российском законодательстве, касающиеся ввоза, легализации, страхования, постановки на учёт и эксплуатации олдтаймеров», а кроме того, согласуются поправки в соответствующие правовые акты органов государственной власти.

Читайте также:  Как поменять документы при смене фамилии

ФГУП НАМИ по заказу Российской автомобильной федерации (РАФ) разработало критерии, по которым автомобиль может считаться классическим или раритетным. Проект ГОСТа прошел публичные слушания и был одобрен Техническим комитетом 056, который занимается всем, что связано с автомобилями. Теперь ему осталось получить одобрение Росстандарта. Однако вероятность того, что он по каким-то причинам не будет принят, — нулевая.

Так считает председатель комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский. Он рассказал «Известиям», что Росстандарт был в определенной степени инициатором создания этого ГОСТа. Согласно тексту, нововведения должны вступить в силу 1 апреля 2020 года, однако Паньковский говорит о более ранней дате — 1 января.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 2,65 млн автомобилей в возрасте старше 30 лет. Более половины приходится на марку Lada. Помимо этого, на учете ГИБДД числится более 150 марок, в том числе экзотических. Еще какое-то количество автомобилей ввезены в качестве культурной ценности и регистрации не имеют.

Российские автолюбители не всегда отправляются за рубеж за новым автомобилем. Иногда на территорию нашей страны ввозятся весьма “возрастные” автомобили. Если растаможивать их по общим правилам, то сумма пошлин получится весьма внушительной, так что автомобилисты ищут способ избежать лишних трат. Тут на помощь любителям иностранных машин “в возрасте” приходит федеральный закон “О вывозе и ввозе культурных ценностей” от 15.04.1993 №4804-1. Согласно ему, культурные ценности, ввозимые в страну, от уплаты пошлин освобождаются.

Решение о том, является ли автомобиль культурной ценностью, принимает Министерство культуры РФ

Казалось бы, вариант идеальный. Однако, на самом деле, в этом способе растаможивания автомобиля много “подводных камней”. Как сделать так, чтобы ввозимая из-за рубежа машина была признана культурной ценностью? Правда ли, что на “культурной ценности” легально нельзя ездить? Есть ли способы избежать уплаты таможенных пошлин и, вместе с тем, получить право на пользование ввезенным автомобилем? Верить ли фирмам, обещающим официально получить ПТС на культурную ценность?

Основной недостаток описанной выше схемы растаможивания автомобиля заключается в том, что на транспортное средство, признанное культурной ценностью, не выдают ПТС. Другими словами, легально эксплуатировать его на российских дорогах невозможно. Максимум, что светит владельцу “раритета” – это участие в выставках или тематических автопробегах.

Раритетные машины были и раньше, но этого понятия не было в законах. Никто не разбирался, по каким признакам автомобиль можно признать таковым. Ретромашиной или раритетом можно было назвать любой старый автомобиль.

В нормативных документах не было термина «классический автомобиль». Условно классическим считали любой старый автомобиль в хорошем состоянии. Критериев для определения степени сохранности не было. Это создавало трудности для коллекционеров и реставраторов. Было сложно определить историческую ценность такого автомобиля.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» устанавливает единые технические требования ко всем колесным транспортным средствам, которые эксплуатируются на территории Таможенного союза. Например, требования к ремням безопасности, к сиденьям и даже к рулю: если на нем есть болты, они не должны выступать над поверхностью.

Но не все автомобили подходят под требования технического регламента — поэтому старые машины и вывели из-под его действия. На руках у автовладельцев много машин, которые не соответствуют требованиям. Закон не заставляет их переделывать. Например, если у такого автомобиля конструкцией не предусмотрены ремни безопасности, их можно не ставить. Пункты 2.1.2 и 5.1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристегиваться — но только если автомобиль оборудован ремнями. Так было и раньше — и гост ничего не меняет.

Старые автомобили было сложно поставить на учет из-за проблем с таможенным оформлением. Гост позволяет избежать обязательной сертификации, если эксперты признают машину классической. В техническом регламенте была такая возможность, но не было критериев для проведения экспертиз.

Требования к раритетным автомобилям

Раритетные и классические автомобили не могут передвигаться по дорогам общего пользования, если они не соответствуют требованиям безопасности. Им в любом случае придется проходить техосмотр — и только после этого их могут допустить к движению по дорогам. Гост устанавливает требования для такого техосмотра, и они гораздо мягче, чем к обычным автомобилям. Техосмотр обязателен для каждого транспортного средства, зарегистрированного как классическое. При этом раритетный автомобиль по-прежнему должен быть безопасен для окружающих.

Проверяют тормозную систему: она должна быть исправна. Если на заводе тормоза установили только на одной оси, их не заставят менять. Рулевое управление должно обеспечивать возможность поворота и не иметь деталей со следами деформации, трещинами и повреждениями. Но в старые жигули не потребуют поставить руль с подушкой безопасности.

Шины должны быть без повреждений и соответствовать времени года. На креплении колеса должны быть все болты и гайки. На одной оси нельзя устанавливать шины разного размера или с разным рисунком протектора. Большинство современных автомобилей не имеют камер в колесах — но сложно представить, например, Форд Т или ГАЗ-АА на бескамерной резине. Поэтому если шины комплектуются камерами — все можно оставить как есть.

Должны работать фары и габаритные огни, указатели поворотов — если они вообще когда-то были на таких автомобилях. Они должны соответствовать конструкции, предусмотренной заводом-изготовителем для этого транспортного средства. Если в них не предусмотрено переключение с ближнего света на дальний, менять ничего не нужно. Если фар и поворотников нет — ездить придется только днем.

Лобовые и боковые стекла тоже есть не на всех старых машинах. Но если они имеются — затонировать лобовое и передние боковые стекла нельзя. Они должны пропускать не менее 70% света. Сиденья должны быть закреплены в предусмотренных конструкцией местах, а двери — надежно закрываться замками. Это если стекла и двери в машине вообще есть.

А еще на автомобиле должен быть государственный регистрационный знак. В нем запрещено сверлить дополнительные отверстия для крепления — возможно, для того чтобы закрепить его на автомобиле начала прошлого века, придется проявить изобретательность и изготовить специальную рамку.

Реэкспортная «Победа» влетит в копеечку

– В последние годы у нас возрос спрос на старые советские автомобили. Особенно интересуют коллекционеров редкие образцы – скажем, «Чайка» или «Победа»-кабриолет, «двадцать первая» «Волга» с коробкой-«автоматом» или с дизелем. На территории России фактически все эти раритеты уже «подчищены», «свободных» для покупки в коллекцию не осталось.

Так что приходится искать и привозить из соседних государств на территории бывшего СССР, из бывших социалистических стран. Например, не так давно мы привезли «Чайку»-кабриолет из Германии, а из Грузии – «Победу»-кабриолет. Вроде бы наши, отечественного производства машины, но при пересечении границы таможенную пошлину на них начисляют такую же, как и на технику импортного производства. Покупка «грузинской» «Победы» ее новому владельцу обошлась в 15 000 долларов, а на таможне он выложил за этот свой олдтаймер еще 12 000 евро. По моему мнению, такая уравниловка не справедлива. Ведь старые машины отечественного производства представляют в нашей стране особую культурную, историческую ценность и нужно как-то поощрять, создавать более благоприятные условия для их возвращения «на историческую родину».

Как оформлять и сколько платить

Чтобы понять, как работает закон, рассмотрим несколько примеров его применения и сравним с принятой ранее практикой. Предположим, вы купили на аукционе за границей антикварные часы, есть документ, подтверждающий факт покупки и цену. Вы заявляете покупку как культурную ценность, таможня вызывает эксперта. Экспертиза обойдется в среднем 10–15 тыс. рублей (хотя может доходить до 40 тыс., и в редких случаях превышать эту сумму), но эксперт, предложенный таможней, может запросить цену, с которой вы не согласитесь. На этот случай существует реестр экспертов Минкультуры. Вы можете выбрать специалиста сами, оставить вещь на таможне и назавтра вернуться с экспертом.

Если вы ввезли произведение искусства (старое или современное) в Россию, в соответствии с законодательством ЕАЭС, вы обязаны задекларировать его на границе. В противном случае на вас могут завести уголовное дело по факту контрабанды. Раньше декларирования часто избегали, чтобы не платить НДС за ввоз.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...