Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет комнатных цветов и растений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для выращивания комнатных цветов и растений учреждения приобретают сами растения, цветочные горшки и кадки, грунт, удобрения, средства защиты от вредителей и т.д. Удобрения, грунт и средства защиты относятся к материальным запасам, а вот с растениями и цветочными горшками все не так очевидно.
Сложности в организации учета объектов озеленения.
Среди основных проблем отражения стоимости зеленых насаждений в бухгалтерском учете можно выделить следующие.
В разных учреждениях ОЗН отражаются в бухгалтерском учете либо как комплексные «плоскостные» объекты (скверы, парки, аллеи, лесополосы, клумбы, цветники и т. п.), либо как отдельные деревья и кустарники. Разные подходы к определению данного объекта учета вызваны тем, что в приведенном выше определении биологических ресурсов (п. 45 Инструкции № 157н) присутствуют как «деревья», так и «плоскостные» объекты («сады», «виноградники» и т. п.). Однако данная двойственность, по нашему мнению, присуща сельскохозяйственным культурам, принципы бухгалтерского учета которых в общем случае определены МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство», они не имеют отношения к многолетним «неплодовым» насаждениям (то есть никакой «продукции» не дающим[2]).
Не говорит в пользу «поштучного» учета и упоминание в определении о необходимости «непосредственного контроля» учреждения за естественным ростом и восстановлением ОЗН. Ведь контролируются рост и восстановление не каждого отдельного дерева, а ОЗН в целом. Да и сам прописанный в п. 15 ФСБУ «Основные средства»[3] порядок отражения в бухгалтерском учете вложений в «восстановление» ОЗН зачастую не может быть применен к отдельным деревьям и кустарникам, потому что предполагает аккумулирование в течение года всех капитальных вложений в создание и развитие ОЗН с включением этих расходов в его первоначальную стоимость в конце года.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета в большей степени подходит «плоскостной» принцип определения объекта учета ОЗН, хотя «поствольный» принцип учета также может применяться в отношении отдельных деревьев, имеющих научное или историческое значение и находящихся в связи с этим под охраной государства именно как отдельная единица.
Другим аргументом в пользу «плоскостного» принципа определения объекта учета ОЗН является наличие на соответствующих участках, кроме искусственно высаженных учреждением (или для него), дикорастущих многолетних деревьев и кустарников, которые по определению первоначальной стоимости не имеют (так как затраты на их высадку отсутствуют) и отдельными инвентарными объектами основных средств быть не могут.
Вместе с тем все расположенные на закрепленном за учреждением земельном участке многолетние ОЗН подлежат включению в Дендроплан, а их сохранность контролируется государственными организациями природопользования и природоохраны (иными словами, вырубка даже дикорастущих деревьев и кустарников без оформления порубочных билетов незаконна).
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Лекарственные препараты и медицинские изделия
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях |
0 106 34 341 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства» |
0 109 х0 272 |
0 105 31 441 |
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», такие средства не подлежат последующей перепродаже и предполагают использование с целью получения в будущем экономической выгоды (п. 4 ПБУ 6/01).
В аналитике за единицу учета таких средств принимается инвентарный объект — ИО (п. 6 ПБУ 6/01). Если первоначальная стоимость ИО ниже 40 000,00 рублей, то они могут учитываться в качестве материально-производственных запасов. Стоимостные границы организация определяет в своей политике самостоятельно.
Законодательно основные средства регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ.
- 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
- ПБУ 6/01.
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина от 13.10.2003 № 91н.
- Приказ Минфина России об утверждении федерального стандарта от 31.12.2016 № 257н.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Расходы на благоустройство территории — основные понятия и законодательное регулирование
Под понятием «благоустройство территории» понимается ряд мер по озеленению, освещению, устройству покрытий, размещению объектов монументального искусства и малых архитектурных форм с целью улучшения эстетического, функционального, экологического и санитарного состояния участка в непосредственной близости от предприятия.
Ниже представлен перечень основных видов работ по благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям предприятий:
- установка садовой мебели и малых архитектурных форм, а также их ремонт и покраска;
- прокладка автомобильных дорог и тротуаров, а также их ремонт;
- создание пешеходных тропок и велосипедных дорожек, их ремонт;
- оборудование стоянок для автомобилей;
- организация спортивных и игровых площадок;
- озеленение территорий (высадка растений, осуществление ухода за ранее посаженными растениями — проведение подкормки деревьев и их обрезки, сезонной стрижки кустов, вырезки поросли, уборка сорняков, прополка цветников и газонов, кошение травы, удаление засохших деревьев);
- ремонт и покраска заборов, ограждений, зданий (балконов, дверей, окон, цоколей, фасадов);
- периодически очистка территорий от мусора.
Рекомендации по подготовке правил благоустройства территорий утверждены Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр. В зависимости от того, где расположено учреждение, действуют различные порядки в отношении благоустройства территорий:
- Как следует из текста п. 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в городах федерального значения утверждение правил и организация благоустройства проводятся в согласии с законами городов федерального значения.
- В муниципальных образованиях порядок и периодичность проведения мероприятий по благоустройству прописан в муниципальных правовых актах, подчиняющихся федеральным законам и другим нормативным актам.
Сенокос – с/х угодье, систематически используемое под сенокошение. Сенокосы бывают: заливные, суходольные, заболоченные.
Сенокос заливной – сенокос, расположенный в поймах рек, озер и по низинам, затапливаемым талыми водами на значительный срок, влияющий на изменение растительности.
Сенокос суходольный – сенокос, расположенный на равнинах, склонах, повышенных элементах водораздела, в балках, логах, увлажняемый главным образом атмосферными осадками.
Сенокос заболоченный – сенокос, расположенный на пониженных элементах рельефа по окраинам болот или на слабо дренированных плоских территориях в условиях длительного и избыточного увлажнения.
Сенокос чистый – сенокос, на котором нет кустарников, камней, кочек, пней, деревьев, либо они более или менее равномерно покрывают до 10 % площади участка.
Сенокос коренного улучшения – это сенокос, на котором путем уничтожения дернины и последующего залужения создан новый травостой.
Сенокос слабозакочкаренный – площадь его от 10 до 20 % покрыта кочками.
Сенокос средне- и сильнозакочкаренный – сенокос, площадь которого более 20 % покрыта кочками.
Сенокос слабо закустаренный или слабо залесенный – сенокос, более или менее равномерно заросший кустарниковой или древесной растительностью, занимающей от 10 до 30 % площади участка.
Сенокос средне и сильно закустаренный – сенокос более или менее равномерно заросший кустарниковой или древесной растительностью, занимающей от 30 до 70 % площади участка.
Понятие и особенности бюджетного учета
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:
- средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
- деньги, предоставленные во временное распоряжение;
- средства по медстрахованию;
- собственные доходы учреждения и др.
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:
- каждый месяц – от 1 до 5 документов;
- каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
- ежегодно – от 10 до 30 бланков.
Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:
- баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
- баланс самого учреждения – по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
- информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:
- Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
- «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
- Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
- Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.
Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Учет обеспечения гарантий ведут на счетах 10 и 11.
- Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
- Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
В 2020 году в Инструкцию № 157н ввели новые забалансовые счета:
- Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
- Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
На счете подрядчик учитывает результаты долгосрочных договоров строительного подряда.
- Счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо» — для учета операций с ценными бумагами.
РЕПО — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи.
- Счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС» — для учета операций с ценными бумагами, применяют органы Федерального казначейства.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
6 практических примеров учета на забалансовых счетах 679.8 КБ
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
- ожидаемого срока получения экономических выгод;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
- гарантийного срока использования объекта;
- др. методов, описанных в п. 35 Стандарта
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
- на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
- на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
- на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
- на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Каков порядок списания библиотечного фонда в бюджетном учреждении
В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов акте указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению решения о списании, отметка о результатах проведенных мероприятий (оформляется на основании утвержденного акта и документов, подтверждающих их утилизацию в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение и т.п.), в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте, с целью дальнейшего их использования.
Решение о списании может быть принято по результатам инвентаризации библиотечного фонда. Общие правила проведения инвентаризации установлены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Отражение расходов на закладку многолетних насаждений
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Как отразить в бюджетном учете расходы в рамках заключенного контракта на приобретение саженцев деревьев и выполнение работ по их посадке с целью благоустройства территории казенного учреждения? Надо ли включать подросшие деревья в состав основных средств?
В целях отражения в бюджетном учете указанных расходов необходимо обратить внимание на следующее:
1. Саженцы деревьев, как и другой посадочный материал, включаются в состав материальных запасов и учитываются на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).
2. Многолетние насаждения при достижении ими эксплуатационного возраста (периода плодоношения) учитываются в составе основных средств на счете 1 101 37 000 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения» (п. 45 Инструкции № 157н, п. 5 Инструкции № 162н).
В 2017 году многолетние насаждения учитывались на счете 1 101 38 000 «Прочие основные средства – иное движимое имущество учреждения». Рекомендации по переводу данных объектов из одной учетной группы в другую по состоянию на 01.01.2018 были изложены в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237.
Многолетние насаждения согласно ОКОФ относятся к такому виду основных средств, как культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию (код 520.00.00.00). Они включены в десятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 30 лет (см. Классификацию основных средств). К числу таких активов относят объекты, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета, в частности:
плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники);
озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории юридических лиц, во дворах жилых домов;
живые изгороди, снего- и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т. п.;
культивируемые насаждения ботанических садов, других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей;
зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории и т. д. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений, зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения, насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.
Правила определения эксплуатационного возраста многолетних насаждений законодательно не урегулированы, поэтому их следует прописать в учетной политике.
3. Затраты на покупку саженцев деревьев и оплату работ по их высадке необходимо отражать в составе капитальных вложений в объект основных средств – многолетние насаждения на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество (п. 23 Инструкции № 157н, п. 30 Инструкции № 162н).
Согласно п. 43 Инструкции № 157н капитальные вложения в многолетние насаждения ежегодно включаются учреждением в состав основных средств в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Аналогичные нормы закреплены в п. 15 СГС «Основные средства».
Данный бизнес подвержен следующим рискам:
- Длительная окупаемость, характерная при выращивании некоторых плодовых и хвойных деревьев
- Влияние сезонности, когда волна продаж приходится на весну и осень
- Неустойчивый спрос на отдельные виды культур
- Некачественный посадочный материал, давший плохую всхожесть семян
- Вредители и болезни растений, способные погубить саженцы
- Неблагоприятные погодные условия, способные погубить растения: заморозки, град, зной и другие
Особенности бюджетного учета многолетних насаждений
Для благоустройства прилегающей территории в декабре 2022г. были приобретены саженцы многолетних насаждений (туя, клен, каштан, сосна, сирень, хоста, лапчатка и др.) за счет средств субсидии на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и отражены в бухучете на счете 5.105.36.310 в сумме 48162 руб. (КФО 5) Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2022 N 171н, расходы по оплате договора на приобретение саженцев следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. В июне 2022г. планируется высадка в почву всех насаждений. Об отнесении многолетних растений к материальным объектам сказано также в п. 43 Инструкции N 157н — капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. То есть посадка саженцев многолетних растений не означает принятия их к учету в качестве основных средств в момент посадки. Прежде всего они должны достигнуть эксплуатационного возраста. В отношении плодоносящих растений следует дождаться периода плодоношения. До принятия в эксплуатацию в составе основных средств посаженные саженцы учитывают в составе капитальных вложений в основные средства (Письмо Минфина России от 17 августа 2022 г. N 07-05-06/212).
В нашем случае (так как расходы осуществлялись из субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание им муниципальных услуг) в бухучете отражены следующие проводки: В декабре 2022г .П ринятие саженцев к бухгалтерскому учету в составе материальных запасов Дебет 5 105 36 340 Кредит 5 302 34 730 Сумма 48162,00 — отгрузочные документы поставщика Погашение задолженности перед поставщиком Дебет 5 302 34 830 Кредит 5 201 11 610 Сумма 48162,00 — выписка из лицевого счета В июне 2022г. будут произведены следующие бухгалтерские проводки:Списание саженцев после их высадки Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 105 36 440 Сумма 48162,00 — требование-накладная Перенос затрат на другой КФО Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 106 31 410 Сумма 48162,00 – справка Перенос затрат на другой КФО Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 730 Сумма 48162,00 – справка Н а счете 4 106 31 310 саженцы многолетних насаждений будут учитываться до достижения эксплутационного возраста. Вопросы:1) каким нормативным документом пользоваться при определении эксплутационного возраста многолетних насаждений?2) при переносе затрат с КФО «5» на КФО «4» правомерно ли руководствоваться письмом Минфина РФ от 18.09.2022 №02-06-07/3798 (саженцы не являются ОЦДИ)?
Косгу 244 расшифровка в 2022 году для бюджетных учреждений
- другие аналогичные расходы.
- горюче-смазочных материалов;
- запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
- материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
- медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
- кухонного инвентаря;
- медикаментов и перевязочных средств;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
- строительных материалов;
- бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
- продуктов питания;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
- мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
Новый порядок формирования КБК
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.
Внимание
Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.
Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.
Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).
Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.